Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
Формами промежуточного контроля по «Зарубежная литература 19 в. (часть 1, 2)» являются зачет и экзамен, проводимые соответственно в 4 и 5 семестрах.
Примерные контрольные вопросы для экзамена в 4 семестре
1. Периодизация литературного процесса XIX века.
2. Основные черты романтизма как метода и литературного направления.
3. Теория романтической драмы в Германии. Драматургия Г. фон Клейста: «Амфитрион», «Разбитый кувшин».
4. Просветительские традиции в повести А. фон Шамиссо «Необычайные приключения Петера Шлемиля».
5. Просветительские традиции и демократические тенденции в немецкой литературе: Ф. Гельдерлин, Жан-Поль Рихтер.
6. Философско-эстетическое своеобразие иенского этапа немецкого романтизма.
7. Романтический идеал в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген».
8. Национальная тематика в творчестве гейдельбергских романтиков.
9. Восприятие и оценка творчества Э.Т.А. Гофмана в русской литературе XIX века.
10. Жанровое и композиционное своеобразие романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».
11. Специфика хронотопа в романе Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».
12. Роман Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» как пародия на романтическое мировосприятие.
13. Объекты политической и эстетической сатиры в романе Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».
14. «Золотой горшок» Гофмана. Принцип двоемирия. Особенности композиции.
15. Сказка Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес» как социальная сатира.
16. Художественные традиции Э.Т.А. Гофмана в творчестве Н.В. Гоголя.
17. Тематические циклы романов В. Скотт.
18. Художественное новаторство В. Скотта как создателя жанра исторического романа. В.Г. Белинский и А.С. Пушкин о В. Скотте.
19. Роман В. Скотта «Айвенго» как образец исторического романа.
20. Своеобразие английского романтизма; основные этапы развития.
21. Основные представители и художественное новаторство «озерной школы».
22. Жанровое своеобразие поэмы Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд - Гарольда».
23. История создания и композиция поэмы Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд - Гарольда».
24. Политическая лирика и политическая деятельность Д.Г. Байрона.
25. Своеобразие героя и художественного конфликта в «восточных поэмах» Д.Г. Байрона.
26. Восприятие творчества и личности Д.Г. Байрона в русской литературе и переводческой традиции XIX века.
27. Романтическая символика «Сказания о старом мореходе» С.Т. Колриджа.
28. Творчество П.Б. Шелли и его роль в развитии английского романтизма.
29. Эстетические принципы раннего французского романтизма: роман Б. Констана «Адольф»; композиция, особенности поэтики; Адольф как тип лишнего человека.
30. Авторская позиция Ф.Р. де Шатобриана в повести «Атала».
31. Концепция литературы в трактатах Ж. де Сталь.
32. Тип героя и конфликта в романе А. де Мюссе «Исповедь сына века».
33. Общая характеристика французского романтизма, его периодизация и специфика.
34. Творчество В.Гюго. Предисловие к «Кромвелю» как манифест французского романтизма.
35. Роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» – идейно-художественное своеобразие исторического романа во Франции.
36. Демократический пафос романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
37. Художественное своеобразие раннего творчества П.-Ж. Беранже.
38. Философско-художественное своеобразие раннего американского романтизма.
39. Творчество В. Ирвинга. Его роль в создании национальной американской литературы.
40. Отношение к буржуазной современности в новеллах В. Ирвинга: «Рип Ван Винкль», «Дьявол и Том Уокер», «Легенда о Сонной Лощине».
41. Становление американского социального романа; романы Д.Ф. Купер «Шпион», «Моникины».
42. Отношение к буржуазному прогрессу в пенталогии о «Кожаном Чулке».
43. Философские и эстетические корни американского трансцендентализма; Р.У. Эмерсон.
44. Социально-этическое значение эксперимента Г.Д. Торо.
45. Новаторство эстетических принципов Э.А. По и их оценка Ш. Бодлером.
46. Поэма «Ворон» Э.А. По и ее значение для европейской и американской поэзии.
47. Новеллы «логического мышления» Э.А. По и его вклад в развитие детективного жанра.
48. Основные мотивы лирики Г. Лонгфелло.
49. Фольклорная основа, эпические черты и европейские источники поэмы «Песнь о Гайавате».
50. Восприятие творчества Г. Лонгфелло в России.
51. Творческий путь Г.Гейне.
52. Влияние народной поэзии в «Книге песен» Г.Гейне.
53. Восприятие раннего творчества Г.Гейне в России.
Примерные контрольные вопросы для экзамена в 5 семестре
1. Периодизация литературного процесса XIX-го века.
2. Критический реализм как художественный метод и направление.
3. Роль романтизма в формировании критического реализма.
4. Творческий путь и политические взгляды Бальзака.
5. История создания и композиция "Человеческой комедии".
6. Эстетические взгляды Бальзака. "Неведомый шедевр".
7. Бальзак и Великая французская буржуазная революция 1789-1974 гг. Историзм "Человеческой комедии".
8. Бальзак и буржуазная эпоха. Новелла "Гобсек".
9. Идейно-художественные особенности романа "Шагреневая кожа". Роль философских этюдов.
10. Разоблачение буржуазного стяжательства в романах "Отец Горио", "Евгения Гранде".
11. История молодого человека в произведениях Бальзака.
12. Проблема положительного героя в "Человеческой комедии".
13. Литература и журналистика в буржуазную эпоху. Роман "Утраченные иллюзии".
14. Проблема типического в "Человеческой комедии".
15. Творческий путь Ф. Стендаля: «Расин и Шекспир».
16. Стендаль и романтизм. Типическое в понимании Стендаля.
17. Тема "Отверженных" в романе "Красное и черное".
18. Проблема типического, особенности стиля в романе "Красное и черное". Стендаль о задачах романиста.
19. Демократический пафос романа "Красное и черное" и новеллы "Ванина Ванини".
20. Понимание "успеха" в произведениях Стендаля. Эволюция героя.
21. Особенности творческого метода П. Мериме. "Театр Клары Газуль".
22. Идейно-художественные особенности "экзотических" новелл П. Мериме. Полемика с романтизмом.
23. Жанровые особенности новеллы "Кармен".
24. Новеллы П. Мериме о современной ему Франции.
25. А.В. Луначарский о специфике творчества П. Мериме.
26. П. Мериме и русская литература.
27. Творчество В. Гюго после 1830 года.
28. Этическая критика буржуазного строя в романе "Отверженные".
29. Борьба В. Гюго против Второй империи. В. Гюго - "рыцарь мира".
30. Гюго и парижская коммуна. Роман "Девяносто третий".
31. Творческий путь и периодизация творчества Ж. Санд.
32. Развенчание романтического героя в романе "Орас".
33. Творчество П.-Ж. Беранже в 30-е годы XIX века.
34. Чартистская литература. Т. Гуд.
35. Творческий путь и периодизация творчества Ч. Диккенса.
36. Первый период творчества. "Посмертные записки Пиквикского клуба" - роман-утопия.
37. Реализм, актуальность романа "Приключения Оливера Твиста". Проблема положительного героя.
38. Идейно-художественное своеобразие романа "Домби и сын".
39. Особенности композиции и конфликта в романе "Домби и сын".
40. Сатира в романе "Домби и сын". Прием лейтмотива.
41. Ч. Диккенс и чартизм. Роман "Тяжелые времена".
42. Характеристика творчества Диккенса 60-х годов. Оценка творчества Диккенса в России.
43. Ранний период творчества У.М. Теккерея. "Книга снобов".
44. Объекты сатиры в романе "Ярмарка тщеславия".
45. Особенности композиции романа "Ярмарка тщеславия".
46. Проблема героя в романе "Ярмарка тщеславия".
47. Социальный детерминизм и проблема скепсиса в романе "Ярмарка тщеславия".
48. Трансцендентализм в американской литературе.
49. Основные мотивы лирики Г. Лонгфелло.
50. Фольклорная основа поэмы "Песнь о Гайавате".
51. Э.А. По - основоположник детективного жанра.
52. Своеобразие творческого метода Э.А. По.
53. Своеобразие американской эссеистики и публицистики.
54. Аболиционистская литература. Г. Бичер-Стоу.
55. Особенности творческого метода романа "Хижина дяди Тома".
56. Общая характеристика немецкой литературы 30-х годов XIX века.
57. Г. Гейне после 1830 года. Публицистика этого периода.
58. Политическая лирика Г. Гейне в 40-е годы.
59. Немецкая революционно-демократическая поэзия (Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт).
60. Идейно-художественные особенности поэмы "Германия. Зимняя сказка".
61. Объекты сатиры в поэме "Германия". Социалистически идеи в поэме "Германия".
62. Противоречивость общественных взглядов Г. Гейне после 1848 года.
63. Творчество Г. Гейне в России.
64. Исторические условия распространения принципа "искусство для искусства" во Франции.
65. Эстетические позиции Т. Готье и его значение для французской поэзии.
66. Этические и эстетические взгляды Ш. Бодлера.
67. Композиционное единство сборника Ш. Бодлера "Цветы зла".
68. Эстетические взгляды Г. Флобера.
69. Место романа "Мадам Бовари" в литературном процессе 50-х годов. Авторская позиция в романе.
70. Художественное творчество и значение философии С. Кьеркегора.