Зачетно-экзаменационные материалы для промежуточной аттестации (экзамен/зачет)

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет, задачи и методология социальной психологии

2. Основные направления социальной психологии

3. Социально-психологическая характеристика личности

4. Концепции структуры личности в зарубежной и отечественной психологии

5. Понятие и стереотипы социального развития личности

6. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе

7. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность

8. Отклонения социального поведения.

9. Теории агрессивного поведения личности.

10. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности

11. Общение как социально-психологическое явление. Содержание, цели, средства общения.

12. Функции общения.

13. Механизмы общения.

14. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения. Эффекты межличностного восприятия.

15. Содержание и значение стереотипизации.

16. Психологическая совместимость как фактор успешного общения субъектов взаимодействия.

17. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения

18. Переговорный процесс как способ решения конфликта.

19. Технология эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

20. Психология манипуляции.

21. Определение и характеристика социальных групп

22. Феномен морально-психологического климата группы.

23. Проблематика малой группы в социальной психологии

24. Неформальные объединения молодёжи как социальное явление

25. Социометрия как психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и как метод, применяемый для оценки межличностных отношений.

26. Трансактный анализ какподход в концептуальном описании социально-психологических феноменов.

27. Лидерство – понятие и классификация.

28. Теория и функции референтной группы.

29. Динамические процессы, протекающие в группе.

30. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах.

31. Социальная установка. Исследования понятия и динамики социальных установок. Определение и классификация.

32. Разновидности существующих в обществе социальных установок.

33. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия.

34. Психология нации.

35. Психология класса.

36. Толпа как стихийно организованная группа.

37. Психологические проблемы личности в профессиональной деятельности.

38. Психология религии. Особенности религиозного сознания.

39. Особенности социальной психологии политики. Функции власти.

40. Методы и средства исследований в социальной психологии: практические запросы, проблемы в организации исследований.

41. Методы и средства исследования психологического климата коллектива, удовлетворенности трудом, адаптации новых работников.

42. Методы и средства исследования проблемы управления.

43. Методы и средства исследования развития организации.

44. Методы и средства исследования общения.

45. Методы и средства исследования функционирования ученического коллектива.

46. Методы и средства исследования межгрупповые отношений.

47. Методы и средства исследования вопросов социализации.

48. Методы и средства исследования малой группы.

49. Методы и средства исследования личностных характеристик и имиджа политического деятеля.

50. Методы и средства исследования психологических условий и восприятия политических решений.

4. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

4.1 Основная литература:

1. Социальная психология : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Веракса, Николай Евгеньевич, А. Н. Веракса ; Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Академия, 2011.

2. Социальная психология : учебное пособие для студентов и аспирантов / Майерс, Дэвид ; пер. с англ. В. Гаврилов и др. - СПб. [и др.] : ПИТЕР, 2011

3. Социальная психология : [учебное пособие] / Почебут, Людмила Георгиевна, И. А. Мейжис ; Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. - СПб. [и др.] : ПИТЕР, 2010.

4. Спивак В. А. Лидерство : учебник для академического бакалавриата : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Спивак, Владимир Александрович ; А. А. Спивак ; С.-Петерб. гос. эконом. ун-т. - Москва : Юрайт, 2015

4.2 Дополнительная литература:

1. Евтух Т.В.Сборник задач по общей и социальной психологии.- М.: Флинта: Наука, 2008, 80 с.

2. Ильин В. А. Психология лидерства : учебник для бакалавриата и магистратуры : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим напралениям и специальностям / Ильин, Валерий Александрович ; В. А. Ильин ; Моск. городской психолого-пед. ун-т. - Москва : Юрайт, 2015.

3. Клецина И. С.Практикум по социальной психологии: Учеб.пособие. - СПб.: Питер, 2010, 256 с

4. Обнаженный оратор : дао презентации / Рейнольдс, Гарр ; Г. Рейнольдс ; [пер. с англ. Н. А. Римицан]. - СПб. [и др.] : Питер, 2012.

5. Социальная психология труда : теория и практика. Т. 2 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Л. Г. Дикая ; РАН ; Ин-т психологии. - М. : Институт психологии РАН, 2010.

6. Человек над ситуацией / Петровский, Вадим Артурович ; В. А. Петровский. - М. : Смысл, 2010.

7. Эмоциональное лидерство : искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман, Дэниел, Р. Бояцис, Э. Макки ; Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки ; пер. с англ. А. Лисицыной ; науч. ред. В. Ионов. - 4-е изд. - М. : Альпина Паблишерз, 2010.

4.3. Периодические издания:

1. Вестник московского университета Сер.14 Психология.

2. Вопросы психологии

3. Психология в вузе

4. Психологический журнал

5. Семейная психология и семейная терапия

6. Психология (с указателями) РЖ ВИНИТИ

7. Журнал практического психолога

8. Спортивный психолог

9. Мир психологии

10. Психологическая наука и образование

5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

http: // www. sciencemag. org /

http:// FindArticles.com.

http://elibrary.ru/

http://flogiston.ru

http://proquest.umi.com/login

http://psychology.net.ru «Мир психологии» - научно–популярный информационно–психологический портал.

http://psyjournals.ru Журналы по психологии МГППУ

http://PSYLIB®

http://rospsy.ru/

http://www.bookap.by.ru/popular/popular.shtm

http://www.go-psy.ru/links-psy.htm Психологическая помощь Go-psy.ru

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol

http://www.informaworld.com

http://www.nature.ru Научная сеть (поисковая система, тематический каталог ресурсов по разным дисциплинам и научным направлениям: Источниками информации являются русскоязычные научно-образовательные ресурсы Интернета, издательские дома, выпускающие научную и научно-популярную литературу, крупные научные и учебные учреждения, образовательные и научные фонды)

http://www.psy.msu.ru/links/ Психология в Интернете (МГУ)

http://www.psychol.ras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/rossijskie/rossijskie1.html

http://www.psychology.ru - Психология на русском языке

http://www.psyjournals.ru

http://www.rsl.ru/ Сайт Российской государственной библиотеки (электронный каталог изданий, поиск по каталогу, полезные ссылки, информация для посетителей библиотеки)

http://www.sciencedirect.com

http://www.slovari.ru

http://www.ucheba.ru

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Основными формами обучения студентов являются аудиторные занятия, включающие лекции, практические и лабораторные занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. На лекционных занятиях излагаются основные теоретические вопросы данного курса. Практические занятия предполагают широкое использование активных форм проведения занятий: дискуссий, круглых столов, собеседований, т.п. Лабораторные занятия направлены на выработку умений и навыков диагностики личности с учетом дифференциации.

Система контроля усвоения знаний включает балльные оценки: опрос студентов на занятиях, контрольные работы, предоставление докладов, составление психологических портретов, ведение самонаблюдения, терминологических диктантов, разработкой электронных презентаций. Курс завершается сдачей экзамена.

Для создания условий усвоения дисциплины используются:

• учебно-методическая литература;

• операционализация содержания дисциплины при его изложении на лекциях и отработке на практических занятиях;

• имеющие дидактическое значение вербальные и невербальные коммуникативные возможности преподавателя;

• аудио- и визуальные технические средства обучения (ТСО), позволяющие расширить возможности восприятия информации студентами (наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-, видеоматериалы и т.п.).

Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс, практические и лабораторные занятия, и самостоятельной работы (36 час.).

При изучении учебной дисциплины необходимо использовать, полученные в рамках модуля, знания и освоить практические умения необходимые для последующей профессиональной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в виде организации дискуссий, выступления на практикумах, защита отчетных работ на «круглом столе». Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 60% от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, текущему, промежуточному контролю и включает работу с научной и методической литературой, подготовку планов организации дискуссий, оформления отчетных работ. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС). Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Выполнение учебных заданий в рамках данной дисциплины способствует воспитанию у студентов навыков общения с клиентами. Самостоятельная работа способствует формированию ответственности, аккуратности, дисциплинированности.

Исходный уровень знаний студентов определяется краткими опросами на первых семинарских занятиях, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время проведения дискуссий, при ответах на тестовые задания. В конце изучения учебной дисциплины проводится промежуточный контроль знаний с использованием билетов к экзамену.

Наши рекомендации