Форма промежуточной аттестации – зачет с оценкой

Вопросы зачета (ПК-5):

1. Цели и задачи учебной практики по фармакогнозии.

2. Ядовитые растения базы практики.

3. Рациональное использование ресурсов лекарственных растений и их охрана.

4. Цели и задачи охраняемых природных территорий: заповедники, заказники, ботанические сады, национальные парки.

5. Характеристика фитоценозов базы практики.

6. Особенности сбора и первичной обработки сырья различных морфологических групп.

7. Заготовительный процесс. Характеристика основных этапов.

8. Сушка ЛРС. Виды сушки и сушилок.

9. Особенности сушки и хранения сырья, содержащего эфирные масла.

10. Особенности сушки и хранения сырья, содержащего алкалоиды.

11. Особенности сушки и хранения сырья, содержащего гликозиды.

12. Особенности сушки и хранения сырья, содержащего сапонины.

13. Приведение сырья в стандартное состояние. Нормативные документы, регламентирующие качество ЛРС.

14. Интродукция ЛР. Понятие. Общая характеристика, цели и задачи интродукции.

15. Культивирование ЛР, цели и задачи. Приемы возделывания некоторых растений.

а) критерии оценивания компетенций (результатов)

6.3.4 Темы реферата (по выбору обучающегося):

1. БАДы на основе лекарственного растительного сырья.

2. Витамины и микроэлементы лекарственных растений.

3. Возможности фитотерапии в педиатрической практике.

4. Каштан конский – источник лекарственных препаратов.

5. Комплексное использование лекарственного растительного сырья (на примере нескольких видов ЛРС).

6. Ксантоны – перспективный класс природных соединений.

7. Культура изолированных тканей и клеток лекарственных растений – новый источник сырья для получения лекарственного растительного сырья и лекарственных средств на их основе.

8. Лекарственное растительное сырье, используемое для лечения алкоголизма.

9. Лекарственное растительное сырьё, содержащее вещества антиоксиданты.

10. Лекарственные растения для коррекции климактерических расстройств.

11. Лекарственные растения народной медицины: сумах ядовитый, лапчатка белая, вербена.

12. Лекарственные растения, внесенные в Красную книгу РФ. Вопросы их использования в медицинской практике.

13. Лекарственные растения, обладающие ноотропным действием.

14. Лекарственные растения, применяемые в стоматологии.

15. Лекарственные растения, применяемые для профилактики и лечения атеросклероза.

16. Лекарственные растения, содержащие пуриновые алкалоиды.

17. Лекарственные растительные средства в дерматологии.

18. Лекарственные свойства мумие.

19. Лесные целебные растения, применяемые в народной лечебной практике.

20. Лечебные свойства овощей.

21. Нанотехнологии в разработке и исследовании лекарственных средств растительного происхождения.

22. Новые лекарственные растения для получения фитопрепаратов (датиска коноплёвая, иван-чай, мелисса, астрагалы, хмель и др.).

23. Обзор методов анализа действующих веществ в лекарственном растительном сырье (рассмотреть определённую группу БАВ).

24. Пути поиска новых лекарственных растительных препаратов.

25. Российские и советские фармакопеи и ассортимент лекарственного растительного сырья в их составе.

26. Современные аспекты изучения безопасности лекарственных растений, лекарственных средств и фитопрепаратов.

27. Траволечение в восточной медицине.

28. Фармакологические и токсикологические свойства алкалоидов.

29. Фармакологические и токсикологические свойства природных полисахаридов.

30. Фитотерапия бронхиальной астмы.

31. Фитотерапия гипертонической болезни.

32. Фитотерапия грибковых заболеваний.

33. Фитотерапия мочекаменной болезни.

34. Фитоэргономика и её значение в современной фитотерапии.

35. Экдистероиды, перспективы использования в медицине, растения, их содержащие.

36. Ядовитые растения Самарской области: фармакологические и токсикологические свойства.

6.4.методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике – зачет с оценкой

6.4.1..методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Компоненты контроля Характеристика
1. Способ организации традиционный;
2. Этапы учебной деятельности Входной, текущий контроль, рубежный контроль и промежуточная аттестация
3. Лицо, осуществляющее контроль преподаватель
4. Массовость охвата Групповой, индивидуальный;
5. Метод контроля Устный опрос, письменная проверка, практическая проверка, стандартизированный контроль (тестовые задания с эталонами ответа)


6.4.1.1. Собеседование – средство контроля, организованное как специальная беседа
преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и
рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу,
теме, проблеме и т.п. Для повышения объективности оценки собеседование может
проводиться группой преподавателей/экспертов. Критерии оценки результатов
собеседования зависят от того, каковы цели поставлены перед ним и, соответственно,
бывают разных видов:
– индивидуальное (проводит преподаватель) – групповое (проводит группа
экспертов);
– ориентировано на оценку знаний – ситуационное, построенное по принципу
решения ситуаций.
Цели проведения собеседования определяют и критерии оценки его результатов,
некоторые из которых приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Критерии оценки при собеседовании
Цель собеседования: оценка Критерии оценки результатов - усвоения знаний - глубина, прочность, систематичность знаний - умений применять знания - адекватность применяемых знаний ситуации - рациональность используемых подходов - сформированности
профессионально значимых
личностных качеств - степень проявления необходимых качеств - сформированности системы
ценностей/отношений - степень значимости определенных ценностей - проявленное отношение к определенным
объектам, ситуациям - коммуникативных умений - умение поддерживать и активизировать беседу, - корректное поведение и др.
6.4.1.2 Тестированиекак технология оценки учебных достижений
Интерес к тестированию как методу оценки учебных достижений учащихся вызван
особенностями тестов, обеспечивающих объективность, быстроту, однозначность,
технологичность оценивания и научную обоснованность результатов.
Методика тестирования хороша тем, что она позволяет охватить большое
количество критериев оценки и допускает компьютерную обработку данных. Как правило,
предлагаемые тесты оценки компетенций делятся на психологические, квалификационные
(в учебном процессе эту роль частично выполняет педагогический тест) и
физиологические. Первые позволяют оценить личностные качества, вторые помогают
определить степень квалификации, а третьи выявляют физиологические особенности
участника оценки.
Педагогический тест – это система заданий специфической формы, определенного
содержания, упорядоченных в рамках определенной стратегии предъявления,
позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний,
умений и навыков по учебной дисциплине/модулю.
Задание в тестовой форме – это единица контрольного материала, содержание,
логическая структура и форма представления которого удовлетворяют ряду
специфических требований
Тестовое задание - задание в тестовой форме, прошедшее экспертизу и апробацию,
качественные и количественные оценки характеристик которого удовлетворяют
определенным критериям, нацеленным на проверку качества содержания, формы и на
выявление системообразующих свойств заданий теста.
Тест - система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать
процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося, а значит, требует
проведения сертификации (по крайне мере, внутривузовской).
Современный тест, разработанный в соответствии со всеми требованиями теории
педагогических измерений, может включать задания различных типов (например, эссе или
сочинения), а также задания, оценивающие различные виды деятельности учащихся
(например, коммуникативные умения, практические умения).
(ПИМ), реализующая требования компетентностного подхода
и включающая три блока заданий: 1) задания на уровне «знать», выявляющие в основном знаниевый компонент, в
которых очевиден способ решения, если студент усвоил учебный материал; оцениваются
по бинарной шкале «правильно-неправильно»; 2) задания на уровне «знать» и «уметь» пользоваться знаниями при решении
стандартных, типовых задач, в которых нет явного указания на способ выполнения, и
студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов.
Результаты выполнения этого блока оцениваются с учетом частично правильно
выполненных заданий; 3) задания на уровне «знать», «уметь», «владеть» представляют собой кейс-
задания, содержание которых предполагает использование комплекса умений и навыков, в
том числе, самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные
способы и привлекая знания из разных предметных областей. Кейс-задание содержат
описания реальной практической ситуации и совокупности сформулированных к ней
вопросов в тестовой форме. Выполнение кейс-заданий требует проявления умений
анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи,
выделять ключевые проблемы и методы их решения, целостного решения проблемы
возможно, нетрадиционного мышления.
Разработка теста довольно трудоемка и требует выполнение определенного
алгоритма. В практике текущего, рубежного и семестрового контроля есть смысл говорить
о совокупности заданий в тестовой форме. Между тем, для семестрового контроля следует
более строго подходить к оценке параметров заданий, следует накапливать результаты
тестирования. Совокупность заданий может быть определена как тест, если на
репрезентативной выборке получены удовлетворительные характеристики (надежность -
не менее 0,7, валидность теста, трудность и дискриминативность его заданий, анализ
дистракторов) (пример в таблице 3). Кроме того, тест должен пройти сертификацию, по
крайней мере, в УМО вуза.
В обычной практике применения тестов для упрощения процедуры оценивания

6.4.1.3. Ситуационная задача

Ситуационная задача имитирует конкретную практическую ситуацию проффесионального характера.
Шкала оценивания

1. Обучающийся имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала подисциплине; не способен аргументированнои последовательно его излагать, допускаетгрубые ошибки в ответах, неправильно
отвечает на задаваемые комиссией вопросыили затрудняется с ответом; не подтверждаетосвоение компетенций, предусмотренныхпрограммой - Неудовлетворительно

2. Обучающийся показывает знание основногоматериала в объеме, необходимом для предстоящей профессиональной деятельности; при ответе на вопросы билета и дополнительные вопросы не допускает грубых ошибок, но испытывает затруднения в последовательности их изложения; не в полной мере демонстрирует способность применять теоретические знания для анализа практических ситуаций, подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой на минимально допустимом уровне - Удовлетворительно

3. Обучающийся показывает полное знание программного материала, основной и дополнительной литературы; дает полные ответы на теоретические вопросы билета и дополнительные вопросы, допуская некоторые неточности; правильно применяет теоретические положения к оценке практических ситуаций; демонстрирует хороший уровень освоения материала и в целом подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой - Хорошо

4. Обучающийся показывает всесторонние и глубокие знания программного материала, знание основной и дополнительной литературы; последовательно и четко отвечает на вопросы билета и дополнительные вопросы; уверенно ориентируется в проблемных ситуациях; демонстрирует способность применять теоретические знания для анализа

6.4.1.4 Балльно–рейтинговая система

Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по учебной дисциплине, закрываемой семестровой (итоговой) аттестацией, равна 100.

На основе набранных баллов, успеваемость студентов в семестре определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

- «Отлично» – от 86 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

- «Хорошо» – от 74 до 85 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

- «Удовлетворительно» – от 61 до 73 баллов – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.

- «Неудовлетворительно» – 60 и менее баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.

Б) описание шкалы оценивания

Элемент оценивания Количество баллов
1 вопрос 0-25
2 вопрос 0-25
3 вопрос 0-25
Ситуационная задача 0-25
Итого 0-100

Критерии оценки

Для устного ответа:

• Оценка "отлично" выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

• Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

• Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.

• Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка "неудовлетворительно" ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Для стандартизированного контроля (тестовые задания с эталоном ответа):

Оценка «отлично» выставляется при выполнении без ошибок более 90 % заданий.

Оценка «хорошо» выставляется при выполнении без ошибок более 70 % заданий.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при выполнении без ошибок более 50 % заданий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при выполнении без ошибок менее 50 % заданий.

Для практических навыков:

v Оценка «отлично» выставляется еслинеобходимые практические навыки, предусмотренные в рамках изучения дисциплины, сформированы полностью и подкреплены теоретическими знаниями.

v Оценка «хорошо» выставляется если необходимые практические навыки, предусмотренные в рамках изучения дисциплины, сформированы недостаточно, но подкреплены теоретическими знаниями без пробелов.

v Оценка «удовлетворительно» выставляется если необходимые практические навыки, предусмотренные в рамках изучения дисциплины, в основном сформированы, но теоретические знания по дисциплине освоены частично.

v Оценка «неудовлетворительно» выставляется если необходимые практические навыки, предусмотренные в рамках изучения дисциплины, не сформированы и теоретическое содержание дисциплины не освоено.

7. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;

Практика по фармакогнозии
  Основная литература  
Антибиотики цефалоспоринового ряда [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ А.Н. Саньков [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2012.— 55 c.— ЭБС IPRbooks Консультант Студента  
Дударенкова М.Р. Управление запасами субстанций [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Дударенкова М.Р., Гладунова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2012.— 36 c.— ЭБС IPRbooks Консультант Студента  
Кулиненков Д.О. Справочник фармакологии спорта. Лекарственные препараты спорта [Электронный ресурс]: справочное пособие/ Кулиненков Д.О., Кулиненков О.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2012.— 464 c. ЭБС IPRbooks Консультант Студента  
Рогожин В.В. Практикум по физиологии и биохимии растений [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рогожин В.В., Ргожина Т.В.- СПб.: ГИОРД, 2013.— 352 c ЭБС IPRbooks Консультант Студента  
Демина М.И. Гербаризация растений (сбор, техника и методика заготовки растительного материала) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Демина М.И., Соловьев А.В., Чечеткина Н.В.- М.: Российский государственный аграрный заочный университет, 2012.— 177 c. ЭБС IPRbooks Консультант Студента  
Волынец А.П. Фенольные соединения в жизнедеятельности растений [Электронный ресурс]/ Волынец А.П.—Минск: Белорусская наука, 2013.— 284 c. ЭБС IPRbooks Консультант Студента  
Кодина Г.Е. Методы получения радиофармацевтических препаратов и радионуклидных генераторов для ядерной медицины [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кодина Г.Е., Красикова Р.Н.— М.: Издательский дом МЭИ, 2014.— 282 c. ЭБС IPRbooks
Роль бифидофлоры в организме человека (учебное пособие) [Электронный ресурс]/ О.В. Бухарин [и др.].— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, Уральское отделение Российской академии наук, 2012.— 180с. ЭБС IPRbooks
  Дополнительная литература  
Жень-шень, сабельник, столетник [Электронный ресурс]: 100 рецептов исцеления — М.: РИПОЛ классик, 2011.— 192 c. ЭБС IPRbooks
Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов [Электронный ресурс]: учебник/ Позняковский В.М.- Саратов: Вузовское образование, 2014.— 453 ЭБС IPRbooks
Цитогенетические последствия радиационных и химических воздействий на человека [Электронный ресурс]: монография/ Н.Н. Ильинских [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский политехнический университет, 2014.— 420 c ЭБС IPRbooks
Волынец А.П. Фенольные соединения в жизнедеятельности растений [Электронный ресурс]/ Волынец А.П.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Белорусская наука, 2013.— 284 c ЭБС IPRbooks
Шуканов В.П. Гормональная активность стероидных гликозидов растений [Электронный ресурс]: монография/ Шуканов В.П., Волынец А.П., Полянская С.Н.— Минск: Белорусская наука, 2012.— 245с. ЭБС IPRbooks

8. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Базы данных medline, pubmed и др.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Учебная практика (УП) студентов проводится на кафедре Фармации, на базе аптеки РЕАВИЗ, так же практикапроводится в полевых условиях на территориях с различными экологическими условиями.

Наши рекомендации