Предмет религиоведения 5 страница
тавляют среду, обстановку ее порождения, возникновения,
существования, функционирования, связей вероятности, случайности.
Наряду с различными видами связей можно выделить социумные,
социокультурные, антропологические, психологические, гносео-
логические детерминанты, их обычно метафорически называют "кор-
нями религии". Они представляют собой комплекс факторов,
создающих необходимость и возможность появления и существования
религии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как це-
лого, находятся "на стороне" отношений вне сознания. Определя-
ющими в конечном счете являются материальные отношения--это
"перводетерминанты", но их влияние опосредовано. На религию ока-
зывают "вторичное воздействие" различные области духовной сферы
- политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Осно-
ву религии составляет совокупность общественных отношений, про-
дуцирующих объективное бессилие людей перед внешними
обстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные,
антропологические, психологические, гносеологические детерминанты.
В области культуры это такие явления, как деформация системы цен-
ностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону
сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое рас-
пространение шаблонной масс-культуры, тупики искусства и падение
нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порног-
рафизшщя, Антропологические корни образуют те стороны жизни че-
ловека как индивида и как "совокупного человека", в которых
обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования -
болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, урод-
ство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, ге-
ноцид, угроза перерождения "Homo Sapiens" и исчезновения
человечества и пр. Психологические предпосылки религии существуют
в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических
процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость
бытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву -
в познавательной деятельности человека.
§ 1. Социумные основы
Объективность Социумные основы образует совокупность ма-
социумных факторов териальных (экономических, техно-
логических) и производных от них отношений
в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нрав-
ственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуют
над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу
и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих
отношений являются: стихийность природных и общественных процес-
сов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и
экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты ус-
ловий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интел-
лектуального и физического труда, привязанность работника к тому
или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию,
гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает
лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития
индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно-
авторитарные отношения, политический гнет государства; меж-
этнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация
колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и
экокризисных процессов.
Отношения, в основе которых лежит материальное производство,
развертываются в двух аспектах - отношения людей к природе и друг
к другу.
Детерминанты Характер отношении людей к природе, обще-
в отношениях общества ства и природы зависит от уровня развития
и природы производительных сил: от степени вооружен-
ности средствами производства, прежде всего
орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), а
также от уровня развития людей - участников общественного
производства.
Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей
мере природные силы господствуют над людьми и соответственно тем
властнее действует этот аспект социумной основы. В ходе истории на-
блюдается рост производительных сил, особенно средств производства,
возрастает уровень вооруженности орудиями труда, а потому
расширяются возможности управления природными процессами,
снижается степень зависимости повседневной жизни людей от природ-
ных сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства со-
вершается с переходом к индустриальному обществу. Но последствия
научно-технического прогресса противоречивы. Налицо факт, харак-
терный для XX в., особенно его конца: с одной стороны, пробуждены
к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подоз-
ревали ни в одну из предшествовавших эпох, истории человечества и
которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия челове-
чества и отдельного человека; с другой - сам научно-технический
прогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищен-
ности и риска.
И " наши дни уровень развития науки и техники не защищает
повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процес-
сов, не исключает стихийных бедствий - смерчей, тайфунов, земле-
трясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенные
технологические системы не гарантируют от неожиданных и катаст-
рофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядер-
ная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность,
производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии,
связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими
силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу.
Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлые
века свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне на человечество на-
ползает опасность СПИДа.
Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность эко-
логического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию
производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной
ж робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневной
жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой
- всякое производство имеет "отходы", побочные последствия, загряз-
няющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы
и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни
на Земле. Степень управления экологическими процессами в мире
пока что невысока. Пренебрежение к реально существующим законам
пространственной организации природы и человеческого общества
приводит к опасным последствиям. Уже не вызывает сомнения тот
факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб.
Факторы в области отно- Социумные детерминанты действуют в сфере
шений людей не только отношения людей к природе, но
друг с другом и их отношений друг к другу. Противо-
речивость общественного прогресса в этом ас-
пекте связана с развитием отчужденных форм собственности, с
эксплуатацией, с ограничивающим разделением труда, разделением на
классы и иные группы (сословия, гильдии, касты и пр.), с властью
государства и противостоянием государств, что вызывает социальные,
политические, классовые, межсословные, межэтнические, межгруппо-
вые, межличностные и прочие конфликты.
Во всей прошедшей доныне истории отношения в обществе скла-
дывались, функционировали и изменялись в основном стихийно, воз-
можности управления ими, хотя и расширялись, все же оставались
ограниченными. Общественные отношения, вследствие того что сов-
местная деятельность людей осуществляется стихийно., выступали не
как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их
стоящая власть. Действие стихийных неконтролируемых и неуправ-
ляемых сил, господствующих над людьми, идущих вразрез с их
ожиданиями, составляло существенную черту общественного процесса.
Основой религии в первобытном обществе была низкая степень
развития производительных сил и соответственная ограниченность
отношений людей рамками материального производства, а значит,
ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Есте-
ственно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовла-
дении, феодализме, капитализме, в "смешанных" обществах развитие
подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Ра-
бовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическое
принуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосред-
ственных отношениях господства и подчинения. При феодализме
личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального
производства, так и в других сферах жизни; зависимы все - крепо-
стные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для
социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпо-
ративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и
подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен,
но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капита-
ла, который вносит свои "правила игры" в социальную, политическую
и другие области. В "смешанных" обществах переплетаются родопле-
менные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэко-
номическое принуждение соединено с экономическим, традиционные
структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы
сдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управ-
ления и власти.
По мере все большего разделения труда работник формируется как
частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, к
полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность лю-
дей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности,
растет степень несвободы. С разделением труда на умственный и
физический духовное производство и потребление в оптимальных фор-
мах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического труда
большинства людей. Развиваются противоположность города и де-
ревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятель-
ности.
На всех этапах истории спутником человечества были войны. По
некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации
произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. че-
ловек. Во время второй мировой войны, когда военные действия велись
на территории 40 государств, ее жертвами стали 50 - 55 млн., число
раненых - 34 - 35 млн., 20 - 25 млн. человек стали инвалидами. В
период после 1945 г., который неверно называется "послевоенным",
развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла опасность ядерного апо-
калипсиса, гибели цивилизации, всего человечества.
В мире более 950 млн. людей не могут удовлетворить самые эле-
ментарные потребности. Каждый год от голода в мире погибает около
50 млн. человек. Опасности современного мира оборачиваются более
серьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин.
Порнография углубляет мировой кризис, разрастается кризис демог-
рафический: снижение рождаемости (на Западе и Севере) и демог-
рафический взрыв (на Востоке и Юге).
§ 2. Психологические факторы
Психологические факторы религии - это состояния, процессы, ме-
ханизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, ко-
торые создают возможность, благоприятную психологическую почву
для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе
социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-
психологические и индивидуально-психологические детерминанты.
Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой
психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как
в психологии индивидов.
Общественно- Общественно - психологические предпосылки
психологические факторы религии составляют феномены психологии
общества и групп. К ним относятся:кризисные состояния
общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения,
общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания,
психического заражения, традиции, обычаи и пр.
Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы мо-
гут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем,
тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической
памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении
общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях
и т.д.
Общение является персонифицированной формой общественных
отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях
отчуждения человека от человека происходит дисгармонизация
общения, общение приобретает превратные формы, опосредуется вещ-
ными отношениями. Создается психологическая предрасположенность
к религиозному общению.
Питательную почву религии образуют неосознанные явления обще-
ственной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются в
общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, под-
ражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, в
традициях и обычаях.
Общение в ходе совместных действий порождает групповые психо-
логические явления. В психологии людей происходят изменения, появ-
ляются коллективные представления и переживания, несвойственные
индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное действие
вызывает явления синергии (достижение более высоких результатов),
фацилитации (облегчение работы), снижения психологической напря-
женности, производит возбуждение жизненной энергии.
Общественно-психологические феномены - коллективные пред-
ставления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности,
традиции - императивны по отношению к индивидууму и
принудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, фак-
торы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и дей-
ствуют на личность извне. В этих феноменах образ слит с
эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом
специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-
психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-
человеческое, как то, что дается индивиду "свыше", что выводит его
за пределы обычной, повседневной жизни.
Индивидуально- Индивидуально-психологические факторы
психологические действуют в психологии индивида. Это
предпосылки переживание всесторонней зависимости от
других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от
неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти,
духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности,
ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой
он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию
воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления.
Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю
зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся пред-
меты удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не
добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе
окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку
он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро пережива-
ется в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и пора-
жениях.
Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чув-
ство страха перед разрушительными силами природы и общества. "Страх
создал богов", - говорил древнеримский поэт Стаций (ок. 40 - ок. 96).
Страх является естественной реакцией на реальную опасность,
сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении
с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, пос-
тоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослаб-
ляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и
восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление,
рассеивает внимание.
Отношения бессилия, зависимости, которые в данных условиях
непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс,
включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего,
надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность
действительного освобождения приводит к поискам освобождения
духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену
апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.
Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает
страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению,
желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь
умирания - процесса, который причиняет много физической боли и
духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких,
друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида.
Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но
индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха.
смерти может принять веру в бессмертие души.
В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой,
тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование
человеческой личности начинается с первых дней жизни и проходит
незаметно для человека. Когда человек становится самосознающей
личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в
готовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей власти
ни начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, но
бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей
воли, и т. д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения
складываются под влиянием общества. Будучи сформированными,
эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и
могут действовать не только при отсутствии непосредственного
общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и
сознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно.
Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях,
ясновидении. Неосознанный, непроизвольный процесс скрыт, его
результат выступает как нечно заданное, готовое.
§3. Гносеологические предпосылки
Неограниченность Гносеологические детерминанты представля-
и ограниченность познания ют собой те моменты познавательной деятель-
ности, которые делают возможным возникновение религиозных
представлений, понятий, идей, мифов.
Познавательные возможности превращаются в действительность при
наличии социумных факторов под воздействием психологических.
Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию,
от менее полного знания к более полному, движения через относитель-
ные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однако
на каждом данном этапе есть непознанные сферы действительности
и соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует "тай-
ное"). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть
абсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах на
определенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресс
познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной
информации, но в исторически развивающемся познании истинные
знания соединены с заблуждениями.
Существует противоречие между характером человеческого поз-
нания, которое по своей природе, призванию, возможностям неог-
раниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный
момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но
существует только как индивидуальное познание миллиардов людей.
Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только
через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей. По-
этому знание всегда несет на себе печать ограниченности.
Благоприятную гносеологическую почву религии создают отде-
ление друг от друга чувственной и рациональной ступени познания
и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувст-
венного познания - ощущения, восприятия, представления, так и на
уровне абстрактного мышления - понятия, суждения, умозаключения.
Предпосылки Ощущение и восприятие обеспечивают непос-
на чувственной ступени редственную связь сознания с внешним
миром, контактность с вещью. В этой непос-
редственной связи, контактности - сила данных форм познания, но
в ней же заключена их известная ограниченность. Ощущение и
восприятие сосредоточены на данном свойстве и вещи, чувственное со-
зерцание "не слышит", "не осязает" иных свойств и вещей, кроме тех,
которые воздействуют на органы чувств в данный момент. Оно схва-
тывает единичное, конечное, ограниченное, преходящее, случайное,
в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосущество-
вание и последовательность вещей и событий, но не может перейти
от явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бес-
конечному, от следствия к причине, отличить post hoc (после этого)
от propter hoc (по причине этого).
Особенностью субъективного чувственного образа является его
предметная отнесенность к внешнему миру. Восприятие находит
объект там, где он реально существует, - во внешнем мире, в
объективном пространстве и времени. В акте восприятия субъект не
соотносит образа вещи с самой вещью, для субъекта образ как бы на-
ложен на вещь1. В обычных условиях предмет и образ не расчленены.
Образы ощущения и восприятия, неадекватно выражающие сущ-
ность, представляют собой иллюзии. Как и адекватные образы,
иллюзии имеют свойство отнесенности к внешнему миру, с ними свя-
зано переживание "чувства реальности", "присутствия предмета".
Примерами иллюзий чувственного созерцания, входивших в
религиозную картину мира, являются "Движение Солнца вокруг
Земли", "Плоская Земля", "Куполообразный свод неба" и др.
Представление есть чувственный обобщенный образ предметов и
явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосред-
ственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.
Оно не приковано к данному свойству и вещи, связь его с ними опос-
редована, возникает без непосредственного контакта сознания с пред-
метами и их свойствами. Для его появления достаточно лишь слова,
обозначающего предмет. Находясь на границе живого созерцания и
абстрактного мышления, оно сохраняет предметную отнесенность к
внешнему миру.
Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью во-
ображения. Воображение - это преобразующее отражение
действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситу-
аций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности во-
ображения общее, мысль воплощаются в конкретно-чувственной
форме. Исходный материал берется из чувственного опыта. На его
основе воображение репродуцирует элементы будущего образа пред-
мета и ситуации, но целостный образ появляется в результате про-
дуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут быть
построены представления о таких связях, существах, превращениях,
ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силу
отнесенности чувственного образа к внешнему миру имеется тенденция
полагания вне сознания указанных связей, существ, превращений,
ситуаций.
Предпосылки Мышление познает действительность глубже,
на рациональной ступени чем ощущение, восприятие, представление.
Становление, развитие и функционирование
мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслитель-
ной деятельности выражаются в словесной форме. Языковые значения
имеют содержание, свободное от непосредственных чувственных эле-
ментов. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явления
к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от слу-
чаййости к необходимости и т. д. По сравнению с формами чувствен-
ного познания оно более опосредованно связано с внешним миром,
имеет больше возможностей для отлета от реальности, может в боль-
шей мере оторваться от действительности.
На ранних стадиях развития сознания мышление вплетено в ткань
чувственных форм, логический аппарат развит слабо. Отсутствует спо-
собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.
Сознание индивида спито с коллективным сознанием, нет четкого
отличения человека от природы. Объем знаний об окружающем мире
чрезвычайно ограничен. В этих условиях особенно важную роль в ка-
честве гносеологических предпосылок религии играли такие приемы
духовного освоения мира, как оборотничество ("все превращается во
все"), олицетворение (перенос представлений о человеке и общинно-
родовых отношениях на природу), партиципация ("часть вместо це-
лого"), идентификация предмета с его изображением или именем и
др.
По мере развития практики, общественных отношений, разделения
труда умственная деятельность отделяется от непосредственной ма-
териальной, прогрессирует абстрактное мышление. Формируется спо-
собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.
Совершается переход от состояния, когда индивид не выделяет себя
из рода и природы, к ступени, на которой формируется индивиду-
альное самосознание. В этих условиях гносеологические предпосылки
религии видоизменяются, приобретают значение новые факторы.
Однако и прежние факторы в преобразованном виде и ограниченных
рамках воспроизводятся в определенных структурах обыденного соз-
нания.
Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения,
образования понятий. Диалектическое мышление отражает
объективную диалектику адекватно. Метафизический способ
понимания, хотя и является исторически правомерным и даже необ-
ходимым в некоторых областях познания, рано или поздно достигает
того предела, за которым становится односторонним, ограниченным.
Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех пред-
метов, свойств, связей, которые в определенном отношении несуще-
ственны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают
в себе и известный отход от действительности, производят разрыв
объективных связей: целостные предметы и отношения в мышлении
предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое кон-
кретное, составляющее исходный пункт созерцания и представления,
расчленяется, отражается в виде различных абстрактных определений.
Диалектическое мышление на этом не останавливается, оно затем идет
от абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное как
единство многообразного. Конкретное в мышлении выступает как
процесс синтеза, как результат. Метафизическое же рассудочное мыш-
ление отрывает абстрактное от конкретного и тем самым искажает
действительность.
Обобщающая способность мышления позволяет образовывать
понятия. В объективном мире единичное, особенное и всеобщее на-
ходятся в единстве. Понятие же представляет собой мысль об общих
и существенных признаках. В связи с другими понятиями оно получает
возможность движения в рамках логического процесса, вне непосред-
ственной связи с единичными вещами. Диалектическое мышление, вы-
делив и отразив общие и существенные признаки предметов, постоянно