Предмет религиоведения 10 страница

1538/9), последователи которого стали называть себя сикхами -

учениками. После смерти Нанака проповедь его учения продолжили

еще девять гуру, последним из которых был Говинд (1675- 1708).

Все они считаются десятью воплощениями одного и того же гуру, про-

поведовавшего единое учение.

Особенности учения Сикхизм - монотеистическая религия, отвер-

о Боге гающая многобожие индуизма: один из эпите-

тов Бога у Нанака - "Эк" (Единственный,

Единый, Один). Разрешение проблемы дуализма ("дубидха"), прео-

доление ее - главная цель человека, стремящегося постичь Бога. Ин-

дуистские боги Брахма, Вишну, Шива и мусульманский Аллах - все

они сливаются в Божестве. У Единственного нет собственного имени.

Нанак обращается к нему, используя и индуистские, и мусульманские

имена: Хари (этот вишнуитский термин встречается наиболее часто),

Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т.д.

Бог определяется понятиями "ниргун" (лишенный качеств) и "са-

гун" (наделенный качествами, имеющий качества). Главное его со-

стояние - ниргун: это абсолютная сущность, лишенная каких бы то

ни было атрибутов. Но для того чтобы человек мог познать его, он

по своей воле превращается в сагуна (что никоим образом не связано

с приобретением антропоморфного облика, он всегда невидим и про-

является через свои деяния) - ту свою ипостась, к которой обращается

человек в общении с Всевышним, в состоянии медитации, в пении

гимнов.

Он воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (ка-

чеетва, присущие Брахме, Вишну и Шиве), он всемогущ и всеведущ;

мир, созданный им, изменчив и невечен, а Бог вечен, он существует

в прошлом, настоящем и будущем сам по себе, о его сущности говорят

такие эпитеты, как "без начала", "существующий вне времени", "не-

рожденный", "бессмертный". Он вне цепи перерождений, вне смерти,

и поэтому у него не существует видимых (изменчивых и недолговеч-

ных) воплощении - аватар (подобно аватарам богов индуистского пан-

теона), он никогда не имеет видимой формы, его невозможно описать,

он вне возможностей интеллекта, непознаваем, неописуем и необъ-

ясним ни с помощью произнесенного слова, ни с помощью написан-

ного. В то же время он "Сат" (Реальность, Истина, Правда).

Постижение Бога и соединение с ним возможно для каждого че-

ловека, следующего путем любви, веры, преданности ему и размыш-

ляющего о его деяниях. Служение Богу ни в коей мере не

подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм,

а, наоборот, предполагает активную жизнь, полную труда, выполнение

дхармы (долга) домохозяина. Неотступное следование этим принципам

должно привести в конечном итоге к прерыванию цепи рождений и

к слиянию с божеством. Каждый может общаться с Богом напрямую,

без посредников.

Вызовом индуизму является стержневая идея сикхизма о равенстве

всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. При На-

наке и последующих гуру была введена особая форма богослужения

- "сангат", подразумевавшая совместное присутствие сикхов - не-

зависимо от касты - на проповеди гуру и совместное исполнение ими

гимнов. Несколько позже появилась практика проведения совместных

трапез, на которых присутствовали и передавали из рук в руки чашу

с водой все члены общины - также независимо от касты и социального

статуса.

Эволюция сикхизма При пятом гуру - Арджуне (1581 - 1606) -

была составлена священная книга сикхов

Адигрантх ("Изначальная Книга"; она также носит название Гуру-

рантх - "Книга Гуру", Грантхсахиб - "Книга-Господин"), в которую

вошли гимны пяти первых, а впоследствии и остальных гуру, наряду

с гимнами Кабира (XV в.), Намдева (XV в.), Фарид-уд-дина

Ганджишакара (XIII в.), Джайядева (XIV в.) и других представителей

движения бхакти и суфизма. Написанная на языке панджаби со встав-

ками на других индийских языках, эта книга хранится в Золотом хра-

ме-главной сикхской святыне - в Амритсаре.

Со второй половины XVI в. и особенно в XVII в. по мере

феодализации общинной верхушки и роста влияния крупных земле-

владельцев усиливалось противостояние панджабского крестьянства, в

первую очередь сикхов, и могольских правителей. На рубеже XVII-

XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимогольское движение под

знаменем сикхизма в Панджабе. Расширение социальной базы

сикхизма (опорой движения были джаты - земледельцы, поддержан-

ные городскими слоями) вынудило гуру Говинда ввести ряд изменений

в учение сикхизма и в организацию общины. В 1699 г. было про-

возглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук

гуру к хальсе (ордену "чистых") - собранию вооруженных

общинников. С этого времени и до наших дней у сикхов сохранилась

специальная церемония посвящения в общинники, а также особый ко-

декс поведения - "пять к", в соответствии с которым сикхам

предписывается не стричь волосы и бороду (кеш), носить короткие ша-

ровары (качха), волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха),

всегда иметь при себе меч (кирпан) и железный браслет (кара). К

имени сикхов стал добавляться воинский титул "сингх" - "лев".Тоща

же линия живых гуру была прервана, книга Адигрантх канонизирова-

на, она стала предметом поклонения в сикхских храмах - гурудварах.

К началу XVIII в. сикхизм окончательно превратился в самостоятель-

ную религиозную систему.

Важнейшей вехой в истории Панджаба и сикхизма был период се-

редины XVIII в., когда после распада империи Великих Моголов и

успешного отражения сикхами попыток афганского правителя Ахмад-

шаха Дуррани (ок. 1721 - 1773) включить эту часть Индии в свои

владения была провозглашена независимость Панджаба (1765).

Сикхизм становится государственно религией самостоятельного госу-

дарства, возглавляемого сикхскими феодалами.

Наметившийся в XVIII в. отход от ряда принципов раннего

сикхизма (осуждения неприкасаемости, отмены обрядов самосожжения

вдов - "сати" и умерщвления новорожденных девочек в зажиточных

семьях, отказа от антропоморфных изображений божества и обоже-

ствления гуру, отказа от услуг брахманов и пр.) вызвал движение за

очищение сикхизма, что выразилось в появлении ряда групп - ниран-

кари, намдхари. Идеи этих течений нашли свое продолжение век

спустя в движении за реформацию сикхизма, отразившем новые

тенденции конца XIX - начала XX .в. в жизни Панджаба (ан-

нексированного англичанами лишь в 1849 г.) - формирование

капиталистических отношений, становление буржуазного

национализма, развитие просветительства. Теперь возрождение ран-

него сикхизма выражало интересы зарождающегося класса буржу-

азии, которому импонировали (особенно в условиях колониализма)

изначальные постулаты сикхизма о всеобщем равенстве перед Бо-

гом. В рамках реформации сикхизма и одновременно в русле

антианглийской борьбы проходило и широкое движение начала XX

в. за реформу управления гурудварами, направленное против ма-

хантов - настоятелей храмов, пользовавшихся благосклонностью

англичан и превратившихся в результате земельных пожалований

последних в крупных помещиков-землевладельцев.

Сикхский фактор По мере формирования самосознания

в общественно-политической сикхской буржуазии (а этот процесс в Пан-

жизни джабе начался позднее и шел медленнее, чем

в других частях страны) появляются ее обще-

ственно-политические организации. В 1926 г. на политическую арену

Панджаба выходит партия Акали Дал ("Орден Бессмертного"),

сформированная по религиозному принципу. Она выступала за равен-

ство мусульман, индусов и сикхов (активно противостояла, в част-

ности, куриальной системе выборов, введенной Законом об управлении

Индией 1935 г.). Влияние ее заметно усилилось после раздела Индии

в 1947 г. - после миграции мусульман в пакистанский Панджаб, а

индусов и сикхов - в индийский.

В жизни независимой Индии сикхский фактор играет важную роль.

С середины 50-х годов растут националистические устремления в

сикхских кругах. В 50 - 60-е годы развертывается движение за соз-

дание на этнолингвистической основе штата Пенджаб, где преобладало

бы панджабиязычное население. В 1966 г. такой штат был создан, и

большая часть индийских сикхов (около 80%) проживает именно там.

Общая численность сикхской общины в 80-е годы составляла около

14 млн. человек, это третья по величине конфессиональная общность

Индии (2% населения) после индусов и мусульман. С середины 60-х

годов регионалистские сикхские устремления приняли форму борьбы

за особым образом понимаемую автономию в рамках единого госу-

дарства, за создание сикхского государства Халистан. В 80-е годы

основной формой проявления сикхского фактора в политической жизни

Индии стал коммунализм.

§ 4. Парсизм

Современные последователи зороастризма - зороастрийцы-

бехдины называются в Индии парсами, в Иране - гебрами. Их

насчитывается в мире около 130 тыс., причем в Индии -80-100

тыс., в Иране- 12 - 50 тыс., в Пакистане - 5- 10 тыс., в англо-

саксонских странах - около 3 тыс., в Шри-Ланке - 0,5 тыс. человек.

Становление В основе зороастризма лежит комплекс древ-

зороастризма нейших индо-иранских представлений,

близких индо-арийским. Древние иранцы

поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в

большей степени олицетворявшим этические категории - спра-

ведливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой); они

обожествляли и сами силы природы, например воду в облике богини

Ардвисуры Анахиты. Наиболее важными и персонифицированными

этическими категориями уже в глубокой древности стали светлые бо-

жества Мазда, воплощавший мудрость, правду, и Митра - договор,

согласие, союз. Эти божества и понятия все прочнее ассоциировались

с оседлой, мирной жизнью. Издревле почитался огонь - и как огонь

очага, и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении,

и как животворящая сила солнца, и как всеочищающее пламя. Это

его качество было особо важно, так как борьбе с ритуальным осквер-

нением в этой религии, подчеркнуто противопоставлявшей понятия

"свой - чужой", "благой - вредоносный", "чистый - скверный",

"оседлый - кочевой", "мирный - воинственный", придавалось особое

значение. В ритуале жрецы-атраваны употребляли, как и в Индии,

опьяняющий напиток хаому.

Сложившуюся в период Ахеменидов (VI - IV вв. до н. э.) религию

раннеклассового общества можно условно назвать маздеизм: в ней

прежде всего почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как Бог-тво-

рец, воплощение и носитель блага. Выступал он, однако, в окружении

других божеств, весьма недифференцированных по функциям и месту

в иерархии. Наследственные жрецы-маги (магу) старательно закреп-

ляли сословный характер вероучения и культа маздеизма.

Уже в ахеменидский период начало распространяться в Иране

учение пророка Заратуштры (в греческой передаче и в современном

употреблении - Зороастра), появившееся в Восточном Иране и приле-

гающих областях Средней Азии и определившее к I тысячелетию

н. э. характер религиозных верований всего иранского народа.

Личность Заратуштры скорее реальна, хотя нет прямых доказа-

тельств его жизни и ясных сведений о месте и времени его деятель-

ности. Можно полагать, что жил и проповедовал Заратуштра в первой

половине I тысячелетия до н. э., не позже VII в., скорее - около 700

г., в восточной части расселения иранских племен. Из гатов, сох-

ранившихся до нашего времени гимнов-обращений Заратуштры к бо-

жествам, и сложившегося вокруг них комплекса текстов

вырисовывается дуалистичная картина мира, насыщенного противос-

тоянием между благими божественными ахурами и демонами-даэвами.

Бог-творец, мудрый и справедливый Ахура-Мазда, возглавляет "семе-

рых святых", наиболее почитаемые из которых, кроме него самого,

Митра - Солнце и Анахита-Ардвисура - богиня плодородия. Демо-

нов, противостоящих ахурам, возглавляет главный носитель зла -

Анхра-Манью.

Борьба Ахура-Мазды и Анхра-Манью (в греческой передаче, более

широко известной, - Ормузда и Аримана) изначальна, бескомп-

ромиссна, и каждый человек должен занять свою личную позицию

в ней, выбрать порядок-"арта" ("аша"), добро, труд, правду, свет,

чистоту, воду, огонь - или ложь-"друг", тьму, зло, хаос, разрушение.

Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала сво-

бодную волю и выбор человеком места в предельно остром противо-

стоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли его

судьбу и в загробном, и в этом мире. Человек должен верить в благое

божество, молиться ему, бороться с силами зла, от него требовались

добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: риту-

альная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередь

производительный труд (особенно земледельческий), благотворитель-

ность, рождение и воспитание потомства.

Решающим для оформления 'зороастризма был период на рубеже

нашей эры, когда складывавшаяся религия синтезировала ритуал маз-

деизма, народные культы и идеи Заратуштры, взаимодействуя на за-

паде с митраизмом, иудаизмом, ранним христианством, на востоке -

с буддизмом махаяны. С возвышением Сасанидов (III в.) завершилось

в борьбе с манихейством и отчасти под его влиянием превращение

зороастризма в государственную религию. Везде воздвигались храмы

и алтари огня различной степени важности: от наиглавнейшего Аташ-

Бахрам (Огонь победы) до огня домашнего очага. Идеи осквернения

и очищения воплотились в сложную обрядность и были доведены до

представления о спасителе мира Саошьянте - очистителе мира от

скверны в конце его существования.

Громоздкому ритуалу соответствовал сложный комплекс священ-

ных текстов, обобщенно называемый Авеста. Письменно зафиксирован

он был не ранее III в., но частично восходит к передававшимся изустно

сюжетам II тысячелетия до н. э. Большая часть из 21 книги Авесты

не сохранилась; в IV - VI вв. она редактировалась и кодифицирова-

лась, снабжалась комментариями - Зенд. Было широко распростране-

но извлечение, состоявшее из молитв, - так называемая Малая

Авеста.

Особенности парсизма В VII в. сасанидскии Иран был завоеван ара-

бами-мусульманами, а с середины IX в. на-

чалась политика насильственной исламизации населения. В начале X

в. несколько сот зороастрийцев высадились с разрешения местного

правителя-раджи на юге Гуджарата, на западном побережье Индии,

недалеко от будущего города Бомбей. К XVII в. в крупных торговых

центрах Гуджарата (Сурат, а с середины XVII в. Бомбей) усиливается

купеческая и ремесленная парсийская прослойка. Панчаят парсов Бом-

бея богател, занимался благотворительностью и все больше становился

властным центром парсийской общины. В первой половине XX в.

подавляющее большинство парсов Индии сосредоточились в городах,

превратившись в массе своей в "средний класс".

Ритуализация духовной жизни соответствовала тенденции превра-

щения парсов в касту индийского общества. Парсы не только быстро

перешли на язык гуджарати, но и заимствовали индийскую одежду

(кроме священного шнура-кушти на талии, рубахи - судра, обяза-

тельного головного платка у женщин и элементов ритуального одеяния

жрецов). Резко усилилась тенденция к эндогамии, практически не-

возможным стал прием в общину. Приблизились к индуистским брач-

ные нормы и обряды, выросла роль астролога. Сложные очистительные

церемонии - барашном - напоминали индуистские.

Стержнем религиозной жизни парсов являются семь древних

праздников и обязательная ежедневная пятеричная молитва, освящен-

ная авторитетом Заратуштры. Разновидностью молитвы можно считать

специфическое для парсов "взятие ваджа" - священные заклинания

(мантры), которыми сопровождаются все важные дела и поступки.

Богослужение включает повторение за жрецом определенных слов

и жестов, вознесение хвалы божествам, обряды жрецов у священного

огня в металлической чаше, скрытой в огороженном алтаре.

Торжественным обрядом у парсов Индии, совершаемым жрецами

в храме, является инициация. Главное в нем - надевание священного

шнура-кушти, а для мужчин и рубахи-судра.

Едва ли не древнейший комплекс представлений зороастризма -

о чистоте и похоронном обряде. Нечисто все злое, лживое, мертвое

(включая и труп), грязное (отбросы, мусор), чужое. Нечиста кровь,

а значит, и женщина в период месячных и родов. Соприкосновение

с нечистым требует ритуального очищения" Для этого разработаны

очень сложные обряды: от простого омовения до большого ритуального

очищения - барашком.

Страх перед осквернением и необходимость дорогостоящего

очищения породили множество запретов: ограничения в совместных

трапезах и купании, в приеме пищи из рук чужаков, в контакте с

мусором, нечистотами. Но наиболее разработано обрядовое избегание

трупов. Дабы не осквернять чистые стихии, зороастрийцы выработали

особый похоронный обряд. Специальные могильщики - насассалары,

которых сторонятся все другие парсы, на четвертые сутки уносят труп

в астодан - каменную башню без крыши и с уступами внутри. Там

труп закрепляют на площадке-дахме, а после того как его расклюют

птицы и кости очистятся от плоти, сбрасывают их во внутренний ко-

лодец этой "башни молчания". После поминок и периода траурного

воздержания близкие покойного очищаются омовением и особыми

обрядами. В наши дни, при запретах <в Иране) или невозможности

широко расселившихся парсов устроить традиционные похороны в дах-

ме, хоронят и в земле, точнее - в цементе.

С конца XIX в. в парсизме начались реформационные процессы,

а в последние десятилетия быстрыми темпами уменьшается кон-

фессиональный характер их общины.

§ 5. Конфуцианства

Конфуцианство - это этико-философское учение, разработанное

его основателем Кун-цзы, Конфуцием (551 - 479 до н. э.), развитое

его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Ко-

реи, Японии и некоторых других стран.

Учение Конфуция Конфуций заимствовал первобытные веро-

вания: культ умерших предков, культ Земли

и почитание древними китайцами своего верховного божества и ле-

гендарного первопредка - Шан-ди. Впоследствии он стал ас-

социироваться с Небом как высшей божественной силой,

определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с

этим источником мудрости и силы была закодирована и в самом на-

звании страны - "Поднебесная", и в титуле ее правителя - "Сын Не-

ба", сохранившемся до XX в. В китайской традиции Конфуций

выступает хранителем мудрости "золотого века" - древности. Он

стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы

народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представ-

ления о том, что древние мудрецы создали институт государства ради

защиты интересов каждого индивида.

Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических пот-

рясений: гибла власть чжоуского правителя - вана, нарушались

патриархально-родовые нормы, разрушался сам институт государства.

Выступив против царившего хаоса, философ выдвинул идею социаль-

ной гармонии, опирался на авторитет мудрецов и правителей глубокой

древности, пиетет перед которыми стал постоянно действующим

импульсом духовной и общественной жизни Китая.

В "Луньюе", где записаны его беседы с учениками, Конфуций изла-

гал идеал совершенного человека (цзюнь цзы), рассматривая личность

как самоценную. Он создал программу совершенствования человека

с целью достижения духовно развитой личностью лада с Космосом.

Благородный муж - источник идеала нравственности для всего обще-

ства. Ему одному присуще чувство гармонии и органический дар жить

в природном ритме. Он являет единство внутренней работы сердца и

внешнего поведения. Мудрец действует природосообразно, поскольку

от рождения приобщена правилам соблюдения "золотой середины".

Его назначение - преобразовывать социум по законам гармонии, ца-

рящей в Космосе, упорядочивать и охранять все живое. Для Конфуция

важны пять "постоянств": ритуал, гуманность, долг-справедливость,

знание и доверие. В ритуале он видит средство, выступающее как

"основа и уток" между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую

личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого

космического сообщества. При этом правила семейной этики Кон-

фуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им были поло-

жены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре.

Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешнее

- церемонии и обряды, доносило ценности гармонического общения

на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям.

Воспитывая эти качества, мудрецы выстраивали иерархию в обще-

стве, обеспечивали тем самым его жизнеспособность. Заданный

социуму природный ритм вносил импульс развития в общество и го-

сударство. Трактовка нравственных качеств в ответах учителя

ученикам всегда природосообразна, как бы наполнена ритмом и адек-

ватна субъекту общения. Предусмотрительность и уступчивость -

знак доверия к нравственности собеседника - заранее исключают на-

пряженность. Так, взаимность в общении правителя, и чиновника,

основанная на долге-справедливости, предусматривает верность

чиновника, реагирующего на гуманность правителя, на его

снисходительную и добрую волю (по аналогии с отеческой любовью

к детям). В контексте конфуцианской этики положение нижестоящего

никогда не воспринималось как унизительное: предполагалось, что в

ответ на нормативность своего поведения он получит отклик, его удов-

летворяющий.

Как политик Конфуций осознавал ценность ритуала в деле уп-

равления страной. Приобщая подданых к соблюдению чувства меры

в большом и малом, ритуал адаптировал человека к "внешней среде"

на личностном и социальном уровне, способствовал профилактике на-

зревавших коллизий. Ритуал способствовал сохранению разнообразия

в социуме, открывал личности перспективу совершенствования, был

настоящим оберегом жизни, помогал выжить в любых экстремальных

условиях, в частности сгармонизировать потребности населения в ус-

ловиях ограниченных материальных и природных ресурсов.

Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в

обществе моральных ценностей, не допуская, в частности, развития

потребительства и ущерба духовности. Устойчивость китайского

социума и государства, питавшаяся жизнеспособностью китайской

культуры, во многом была обязана ритуалу.

Эволюция конфуцианства Идеи Конфуция по-своему перечитывались

каждым новым поколением. Так, Мэн-цзы

(372 - 289 до н. э.) заново осмыслил наиболее важный тезис учителя

о сущности добродетельного правления. В древнем проекте идеального

устройства общества и землепользования (системе цзин тянь) он видел

путь к достижению человеком гармонии с природой и в межлично-

стном общении, достижения лада между верхами и низами общества.

В идеальном государстве соблюдается баланс средств: власти получают

все необходимое, а население при этом не страдает от неурожаев и

непосильных поборов. В случае нарушения справедливости Мэн-цзы

настаивал на праве народа на восстание и передачу "повеления Неба"

новому, добродетельному избраннику.

На рубеже новой эры в конфуцианстве обнаруживаются новые тен-

денции: к ритуалу как средству управления подданными из арсенала

бывших политических оппонентов конфуцианцев - легистов прибав-

ляется институт закона. При объединении этих некогда несовместимых

понятий делается оговорка: ритуал следует применять премущественно

в отношении к верхам общества, низами же можно управлять, пола-

гаясь исключительно на закон и наказание.

В II в. до н. э. конфуцианец и государственный деятель Дун Чжун-

шу (120-104 до н.э.) придал конфуцианству характер государст-

венной идеологии. Он свел традиционное учение о двух началах "инь"

и "ян" и пяти первоэлементах (вода, металл, дерево, почва, огонь),

составляющих все сущее, в единую систему, охватывающую весь

универсум, дал космологическую интерпретацию общественного и го-

сударственного устройства, исходя из учения о незримой связи Неба,

человека и социума.

В средние века, когда в Китае получает распространение буддизм,

начиная с IV - V вв., происходит модификация конфуцианства за счет

включения элементов буддизма и даосизма. Была проведена

4 Зак. 53в 97

кодификация главных канонических текстов: новая их редакция и но-

вые комментарии претендовали быть истиной в последней инстанции.

Движение за новое толкование древних классиков в итоге вылилось

в неоконфуцианство. В XIII в. это учение получило название чжусиан-

ство - по имени философа Чжу Си (1133 - 1200).

С первых веков новой эры взгляды Конфуция все более искажа-

ются, выхолащивается их первоначальный смысл.

Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания,

а синкретические верования народа, тяготевшие прежде всего к да-

осизму , рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия. В контексте

ортодоксального конфуцианства, когда государство стало верховным

религиозным институтом, а система официальных культов приобретает

законченный вид, водораздел между подданными и чиновным сос-

ловием все растет. Это способствует постепенному обожествлению

Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу

555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца

и о регулярных жертвоприношениях в его память.

Культ основателя учения повлек за собой все большее обожест-

вление императора. Сын Неба считается высшим жрецом и совершен-

ством лишь потому, что венчает социальную пирамиду общества. Воля

императора возводится в непреложный закон. Пышные, поражающие

воображение торжественные обряды поклонения Небу, исполнение ко-

торых - исключительная прерогатива императора, скрытая и

таинственная жизнь императорского дворца за стенами Запретного го-

рода способствовали порождению раболепия и покорности подданных.

Трепет и суеверный страх внушал и символ императорской власти

Дракон, могущественное и всесильное мифическое животное.

Ортодоксальное конфуцианство, отошедшее от идеалов своего осно-

вателя, подвергалось критике, особенно в XX в. После 1949 г. и в

годы культурной революции учение Конфуция было полностью отбро-

шено. Однако в настоящее время традиционные нормы и институты

широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических

китайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуются

большим уважением.

§ 6. Даосизм

Даосизм возник в IV - III вв. до н. э. По преданию, тайны этого

учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди).

В действительности истоки даосизма восходят к шаманским -веро-

ваниям и учению древних магов, а его воззрения изложены в "Каноне

Наши рекомендации