Московская школа классицизма
Василий Иванович Баженов (1737/38-1799). Проект Кремлевского дворца в Москве. Жанр архитектурной фантазии и вопрос о неосуществимости его замыслов. Баженов - теоретик архитектуры. Школа М.Ф. Казакова.
24) Скульптура 18 века.
. Становление скульптуры в петровское время происходило крайне медленно, поскольку русский человек практически не был готов к восприятию и пониманию этого феномена, так как в Древней Руси светская скульптура вообще не развивалась. В самом начале XVIII в. русской культуре была известна лишь деревянная древнерусская скульптура религиозной направленности. Поскольку собственных традиций в этой области художественной культуры в России не существовало, пришлось воспользоваться традициями иностранных школ и мастеров. Скульптура барокко стремится к живописности. Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит Бартоломее Карло Растрелли (1675—1744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком» (1733—1741). В монументе автор соединил парадность и жанровость, показав контрасты общественной жизни середины XVIII века. Несколько раньше Б.К. Растрелли создал величественный образ А.Д. Меньшикова (1716—1717). Это типичный парадный портрет эпохи барокко, в котором скульптор воссоздал живописный образ незаурядного человека и государственного деятеля. Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора. Бюст также является произведением типичного барокко. В портретном конкретном образе Петр I представлена новая эпоха в ее исторической правде и подобная обобщенность придает бюсту живописность и монументальность. Петр I полон величия и героизма. Б.К. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (1741—1744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям.
Работы Б.К. Растрелли послужили началом развития как русского скульптурного портрета, так и монументальной русской скульптуры.
Вторая половина XVIII в. ознаменовалась открытием Академии художеств (1757), определившей направление развития художественной культуры на оставшуюся половину столетия. Ведущим направлением становится классицизм.
Во 2-й половине XVIII в. наблюдается расцвет светской скульптуры во всех видах: статуи, портретного бюста и монумента. Появилась русская самостоятельная скульптурная школа. Выросла целая плеяда ярких индивидуальностей, объединенных едиными творческими принципами, центром созидательного интереса которых являлась глубина человеческой личности, ее богатый внутренний мир, характер, многогранность индивидуальности. Среди них Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин.
Вершиной достижений школы ваяния явилось творчество Ф.И. Шубина (1740—1805). Ф.И. Шубин окончил Академию наук, был пенсионером в Париже и Риме. В ранних работах мастер использует приемы барокко, что особенно ярко наблюдается в бюсте А.Н. Голицына (1773). Торжественность разворота головы, парадность одежд, черты сословности и одновременно духовная содержательность личности, ум, насмешливость создают многогранную характеристику героя.
Ф.И. Шубин из материалов особенно любил мрамор, а среди форм выделял бюст. Самые известные работы мастера: портретные бюсты видных государственных деятелей и военачальников, например, бюст генерал-фельдмаршала З.Г. Чернышева (1774), фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского (1778), М.В. Ломоносова (1793).
Интересен в своей выразительности и портрет императора Павла I (1797), который достаточно точно передает психологию тирана и меняющееся душевное состояние несчастного, ни кем не любимого человека.
Ф.И. Шубин известен и как декоратор, и как скульптор. Он исполнил 58 овальных мраморных портретов для Чесменского дворца, изображающих династию русских царей от Рюрика до Елизаветы Петровны (1774—1775) в технике близкой к декоративной скульптуре. Он автор статуи Екатерины II — законодательницы (1789-1790).
В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах. Гармоничная соподчиненность отдельных частей человеческого тела, целесообразность их равновесия составили основные черты классицизма. Ваятели-классики, преклоняясь перед красотой человеческого тела, осознавали необходимость раскрытия внутренней свободы и воли человека, что и являлось предметом их творческих интересов.
Наряду с отечественными мастерами в России творил французский скульптор Э.М. Фальконе (1716—1791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г.). Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классицизма. Император представлен прежде всего, как целеустремленный, волевой, сильный человек, как великий реформатор и гражданин. В аллегорической форме в монументе показана победа Петра I над природной стихией и средневековой общественной традицией, новаторский дух Петра I — преобразователя. Для монумента характерна ясность силуэта, легкость и чистота композиции. Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен, как бы к будущему России. Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное. Раздутые ноздри, чутко вставшие уши — все показывает, что за бездной и за водой конь видит нечто ужасное. Многотонная статуя воспринимается как подвижная, нестатичная, готовая в любой момент исчезнуть. Подобная композиция как бы символизирует противоречивость и возможность обратимости Петровских реформ.
Искусство скульптуры в XVIII в. достигло европейского уровня, о чем свидетельствуют произведения русской пластики