Темы докладов и сообщений. 1. Научный, религиозный и художественный взгляды на мир[4
1. Научный, религиозный и художественный взгляды на мир[4, 5].
2. Христианский идеал человека[2, 7, 11].
3. Искусство и мировые религии[1, 3, 7, 9, 11].
4. Музыка и религия[1, 8, 10].
5. Традиции и новаторство в русском религиозном искусстве[6, 7, 8, 9].
6. Религия в системе культуры[1,4,5].
Семинар 6
Культура и техника
1. Техника, ее природа и этапы развития.
2. Специфика культурологического взгляда на технику и его значимость для будущих инженеров.
3. Настоящее и будущее техники как культурного феномена.
Основные понятия:техника, технология, технократизм, техносфера, техногенный, универсальный.
Основная литература
К вопросу 1
1. Иванов, Б. И. и др. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев. - Л.: ЛКИ,2010. – 264с.
2. Кириллин, В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кириллин. - М.: Наука,1989.-512с.
Ленк, К. Размышления о современной технике / К. Ленк. - М., 1996.-С.43-80.
3. Митчем К. Что такое философия техники? / К. Митчем. - М., 1995.-С.67-125.
4. Философия техники. История и современность / Отв. Ред. В.М.Розин. – М.: ИФ РАН, 1997. – 283с.
К вопросу 2
1. Анисимов,К.Л. Человек и техника: Современные проблемы / К.Л. Анисимов. – М., 1995. – 360с.
2. Орешников И. М. Гуманитарная культура и инженер: учебное пособие / И.М.Орешников. - Уфа,1992. – 119с.
3. Розин, В. М. Философия техники: учебное пособие / В.М. Розин. - М., 2001. –284с.
4. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. - М.: Политиздат,1991.-287с.
5. Шаповалов Е. А. Общество и инженер. - Л., 1984. – 183с.
К вопросу 3
1. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. – 352с.
2. Вычислительные машины и мышление. М.: Мир, 1996. – С. 283-301.
3. Шалютин С. Искусственный интеллект. М., 1999. – С.15-71.
Дополнительная литература
1. Баженов Л. Б., Гутчин И.Б. Интеллект и машина. М.: Знание, 1973. – 410с.
2. Бердяев Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. 1995. №2.- С.3-38.
3. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. – С. 3-71.
4. Клаус Г. Кибернетика и философия. М.: Иностранная литература, 1973. – С. 22-45.
5. Наука и культура / Отв. ред. В. Ж. Келле. - М., 1984. – 246с.
Новая технологическая волна на Западе. - М., 1986. – С.5-87.
Нестеров В. Г., Иткин И. Б., Соколова Н. П. Инженерная этика. - М., 1982. – 100с.
6. Орешников И. М. Что такое гуманитарная культура? - Саранск, 1992. – 75с. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. - 1993. - №10. - С. 32-68.
7. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. – 287с.
8. Стёпин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10. - С. 3-18..
9. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие. - М., 1993. - С. 221-238.
10. Шпенглер О. Техника и человек // Культурология. ХХ век. - М., 1995. – С.454-492.
11. У. Росс Эшби. Применение кибернетики в биологии и социологии // Вопросы философии. 1958. – №12. – С. 100-117.
Методические указания
Целью изучения темы «Культура и техники» является осмысление сущности техники, ее места и роли в системе культуры, выявление характеристик техники как культурного феномена. Для этого необходимо показать ее связь с другими элементами культуры, подчеркнуть ее роль в культуре настоящего, прошлого и будущего, вскрыть односторонность технократического мышления.
Подготовку к семинарскому занятию необходимо начать с определения сущности техники, специфики ее происхождения и функционирования. Необходимо найти ответ на вопрос о месте техники в жизни человека. Обратите внимание на широкую трактовку понятия «техника», на попытку осмыслить это явление не только в рамках технических наук, но и в рамках социологии, психологии, этики, философии, культурологии. Необходимо рассматривать эту проблему под особым, культурологическим углом зрения, как сложный феномен культуры. Сравните точку зрения на технику технических наук с пониманием техники естественными науками и гуманитарными. Для этого нужно рассмотреть влияние техники на природу (вспомнить о проблемах экологии), рассказать о защитной функции культуры и о дисфункции, о роли техники в научных исследованиях.
При рассмотрении второго и третьего вопросов необходимо отметить, что культурология изучает технику как явление человеческой культуры, как искусственный мир, созданный человеком. Именно поэтому необходимо осознавать роль техники не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. Расскажите о кризисе современной техногенной цивилизации, которую многие исследователи связывают с особым рассмотрением техники как инструмента для достижения тех или иных целей. Обратите внимание на работы О.Шпенглера, М. Хайдеггера, Х.Ортеги-и-Гассета, помогающие понять не только смысл техники как явления, но и проследить взаимосвязь становления человека как личности и рассмотрения техники как ценности.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Дайте определение понятию «техника».
2. Расскажите о причинах появления техники, ее роли в жизни человека.
3. Выделите и охарактеризуйте этапы в развитии техники.
К вопросу 2
1. В чем состоит специфика культурологического подхода к пониманию техники?
2. Что такое технологическая культура?
3. В чем современные исследователи видят кризис инженерии?
4. Почему мы говорим об этических нормах современного инженера?
К вопросу 3
1. Какое место будет занимать техника в будущем?
2. Как инженер может помочь избежать глобальной катастрофы – гибели человечества в результате неразумного использования техники?
3. Как техника, как ценность, может повлиять на характер современной цивилизации?