Темы докладов и сообщений

1. Творчество В. Вундта и его значение для психологии.

2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И.М. Сеченова.

3. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано.

4. Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой Г. Спенсера.

Контрольные вопросы

1. Назовите авторов программ развития психологии как самостоятельной науки.

________________________________________

2. Что выступало предметом психологии в "физиологической психологии" В.Вундта?

________________________________________

3. Чем обосновывалась В.Вундтом самостоятельность психологии?

________________________________________

4. Как понимал свою задачу в области психологии И.М.Сеченов?

________________________________________

5. Почему, по мнению И.М.Сеченова, психологию должны разрабатывать физиологи?

________________________________________

6. Как И.М. Сеченов понимал сущность психического акта?

________________________________________

7. Какими методами предлагал изучать духовную стороны психики К.Д. Кавелин?

________________________________________

8. К какому из направлений функционализму или структурализму можно отнести взгляды Брентано?

________________________________________

Работа со словарями и конспектирование

1. В Словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: апперцепция, ассоцианизм, генетический подход, интроспекционизм, рефлекторная теория психического, структурализм, феноменология, физиологическая психология.

2. Изучите программу психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа К.Д. Кавелина.

Тестовые задания по теме для самопроверки

1. Понимания психологии как науки о непосредственном опыте придерживался

а) Ф. Брентано; б) И. М. Сеченов; в) Г. Спенсер; г) В. Вундт.

2. Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде

а) Ф. Брентано; б) И.М. Сеченов; в) Г.Спенсер; г) В.Вундт

3. Открыл эффект "центрального торможения" и рассматривал его как основу произвольного поведения человека

а) К. Д. Кавелин; б) И. М. Сеченов; в) Г. Спенсер; г) В. Вундт.

4. …пытался выделить "простейшие элементы" сознания (ощущения и элементарные чувства) и экспериментально установить основные законы душевной жизни.

а) К. Д. Кавелин; б) И.М. Сеченов; в) Г. Спенсер;

г) В. Вундт.

5. Психические феномены, по его мнению, обладают отличительным признаком – интенциональностью.

а) Ф. Брентано; б) И.М. Сеченов; в) Г. Спенсер;

г) В. Вундт.

6. Основоположником отечественной научной психологии считается:

а) И.П. Павлов; б) Н.И. Бердяев; в) И.М. Сеченов;

г) В.М. Бехтерев

ЗАНЯТИЕ № 8

Развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку (развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей)

План занятия

1. Развитие эксперимента в предкризисный период.

2. Приложение экспе­риментальной психологии к различным прикладным областям.

3. Развитие экспериментальной психологии в России.

Таблица для домашней подготовки по плану

№ п/п Характеристика материалов, изученных по пункту плана (краткая аннотация) Временные рамки
   
   
   

Наши рекомендации