Темы докладов и сообщений

1. Становление культурологии как науки (И.Г.Гердер)[2].

2. Осмысление феномена культуры (Н.А.Бердяев) [1].

3. Кризис европейской культуры (О.Шпенглер «Закат Европы»)[7].

4. Культура и культура – единство или противостояние? (П.Флоренский)[3, 6].

5. Теория «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер)[4, 5, 7].

Семинар 2.

Культура и общество

1. Соотношение культуры и общества. Социальные институты культуры.

2. Социологические школы в культурологии.

Основные понятия: общество, наука, религия, искусство, мифология, ценность, оценка, система, человек, личность, социальная психология, культурность, ценностные ориентации.

Основная литература

К вопросу 1

1. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. – С. 15- 70.

2. Гуревич, П. С. Культурология/П.С.Гуревич. — М.: Гардарики, 2002. – С.167-184.

3. Ерасов, Б. Г. Социальная культурология/Б.Г.Ерасов.— М.: Аспект-Пресс,2000. – С. 112-150.

4. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г.Ионин. – М., 1996. – С. 3-44.

5. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.120-132.

К вопросу 2

1. Есин А. Б. Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие. — М.: Гардарики 1999. – 216с.

2. Гуревич П. С. Культурология/П.С. Гуревич. — М.: Гардарики,2002. – С. 63-72.

3. Матецкая, А.В. Социология культуры: Учеб. пособие/ А.В. Матецкая. – М., 2006. – С.100-150.

4. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. - Ростов-н/Д, 1996. – С. 258-259.

Дополнительная литература

1. Анализ текста Н.А. Бердяева «Человек и машина». – http//www.russia_diplom.ru/math/7-analiz-texta-na-berdyaeva-chelovek-i-mashina.html.

2. Бердяев, Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии, 1989. – №2. – С.147-148, 153-156.

3. Девдарадзе, Е.А. Понятие красоты в различных системах ценностей (П.А. Сорокин). – http://ww.promgupss.ru/publisher/txt1/more.php?more=10.

4. Петруня, О.Э. Современный кризис в свете социокультурной теории Питирима Сорокина / О.Э. Петруня, Е. В. Говорков. – http://www/hypostasis.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61&temid=1.

5. Сорокин, П. Социокультурная динамика//П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.218, 429 - 434.

6. Сорокин, П. Кризис нашего времени//П.Сорокин. Американская социологическая мысль. – М., 1996. – С.356-371.

Методические указания

Целью изучения темы «Культура и общество» является определение роли социальных институтов культуры и взаимосвязь культуры и общества. Культура охватывает все общество, все группы и всех индивидов. Культурологическое образование призвано не только готовить молодежь к целостному пониманию мира и активному его преобразованию, но и способствовать осмыслению его культурных достижений, взаимопониманию и общению представителей различных культур. В ходе подготовки данной темы студенты должны не только получить представление о многообразии и самоценности различных культур, но и уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.

Необходимо сопоставить понятия «культура» и «общество», дать определение понятию «социальные институты культуры», назвать их и выявить их специфические особенности. Для этого необходимо подчеркнуть их роль в развитии и формировании культуры. Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением систем ценностей, которые первоначально включаются в контекст культуры, но постепенно становятся относительно самостоятельными структурами (мифология, религия, искусство, наука).

Миф – это самая древняя система ценностей. Расскажите, какую роль он играет в современной культуре. Религия начинает доминировать в культуре вслед за мифом. Обратите внимание на религиозные ценности, на веру в сверхъестественное, на то, что непостижимо рациональным путем. Искусство существовало параллельно с мифом и религией. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к творческому осмыслению явлений окружающего мира. Наука – это сложный социальный институт культуры. Подчеркните специфические особенности науки, ее роль в развитии современной культуры.

При рассмотрении вопроса «Социологические школы в культурологии» необходимо использовать такие понятия, как «ценность, человек, мифология, наука, религия, искусство», рассказать о социализации человека в обществе, рассмотреть этот процесс сквозь призму теорий социологической школы (опираясь на работы П.Сорокина). Необходимо помнить, что культура – это система ценностей, которая предопределяет всю палитру человеческой активности и проявляется во всех его достижениях.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Как связаны между собой общество и культура?

2. Назовите основные социальные институты культуры.

3. Дайте характеристику основным социальным институтам культуры.

4. Почему рождение культуры сопровождается возникновением и становлением систем ценностей?

К вопросу 2

1. Как объяснить многообразие подходов, школ, направлений, существующих в культурологии?

2. В чем суть концепции представителей «социологической школы»?

3. Как определяет смысл и происхождение культуры П. Сорокин?

4. Какие типы культуры выделяет П. Сорокин?

Наши рекомендации