Актерское искусство провинциального театра России второй половины XIX века (Г.Н. Федотова, П.А. Стрепетова, А.П. Ленский)
Гликерия Николаевна Федотова (1846—1925) — одна из самых замечательных актрис Малого театра. Ученица И. В. Самарина, она очень скоро обращает на себя внимание Щепкина, и до конца дней своих он постоянно поддерживает ее талант.
Первое выступление в большой роли на сцене Малого театра состоялось в январе 1862 года. Актриса играла роль Верочки в драме П. Д. Боборыкина «Ребенок». Успех был полным.
В 1863 году Федотову зачисляют в труппу Малого театра. Юную актрису отличает необыкновенная трудоспособность и полная отдача в работе над ролью. К концу 60-х годов она становится ведущей актрисой театра. Федотова играет очень много, в самых разных пьесах — и современных, и классических. В 1870 году наступает перерыв в ее сценической деятельности. Тяжелая болезнь, осложненная семейной драмой, едва не погубила актрису. Она почти на два года оторвана от сцены. В 1872 году Федотова вновь возвращается в театр — талант ее в последующие годы крепнет, разворачивается во всю силу.
Роли Федотовой отличаются неповторимым своеобразием и совершенством отделки. Постепенно преодолеваются некоторые черты мелодраматической патетики, сказывавшиеся в первые годы ее пребывания в театре. Все больше и больше ее привлекает серьезный репертуар, классическая драматургия. Островский приносит ей много творческих удач. Всего она сыграла двадцать девять ролей в его пьесах. Роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой Островский предназначал специально для нее.
В течение тридцати пяти лет играла Федотова роль Катерины в «Грозе» Островского. Впервые она выступила в этой роли в 1863 году. Ее Катерина была страстной натурой, живущей в мире религиозной мечты, порой доходящей до порывистой экзальтации.
В 1873 году Федотова сыграла Снегурочку в одном из самых радостных и светлых произведений Островского. Актриса сумела передать поэтическую тоску Снегурочки, но в ее исполнении было слишком много страстности, невозможной в ледяном сердце. В целом спектакль не имел успеха и вскоре сошел со сцены. Долгие годы оставалась в репертуаре Федотовой роль Василисы Мелентьевой в одноименной пьесе Островского, впервые сыгранная в 1868 году. В работе над этой ролью принимал участие сам автор.
В роли Кручининой в пьесе Островского «Без вины виноватые» актриса потрясала зрительный зал глубиной переживания, горечью страдания своей героини. Публика плакала, глядя на Кручинину—Федотову в первой картине, когда перед ней открывалась жестокая правда и она узнавала об измене своего возлюбленного.
Но не только образы драматического плана играла Федотова в пьесах Островского. С блеском, остротой, виртуозностью художника, владеющего всеми тайнами сценической выразительности, исполняла она роли Лидии Чебоксаровой, затем ее матери в «Бешеных деньгах», Мурзавецкой в «Волках и овцах».
Богатство и разносторонность таланта Федотовой, ее высочайшая техника игры и обаяние искреннего, неподдельного чувства сделали ее одной из самых замечательных исполнительниц шекспировских образов. Она с огромным успехом выступает в комедиях и трагедиях великого английского драматурга — Катарина («Укрощение строптивой»), леди Макбет («Макбет») и Волумния («Кориолан»). Шекспировский репертуар имел очень большое значение в формировании и развитии таланта актрисы.
Помимо своей артистической деятельности Федотова вела педагогическую работу, которую не прекращала и после своего ухода из театра по болезни в 1905 году. Большую помощь и поддержку оказала она Ленскому, Станиславскому в период его деятельности в Обществе искусства и литературы. Константин Сергеевич с большой любовью и уважением относился к прославленной актрисе Малого театра, считал ее своим учителем.
Пелагея (Полина) Антипьевна Стрепетова (1850-1903) большую часть своей сценической жизни отдала провинциальному театру. Судьба актрисы была горькой, трудной. Биография ее во многом похожа на биографии ее героинь. Воспитывалась Стрепетова в семье нижегородского театрального парикмахера и его жены, провинциальной оперной певицы. Приемные родители, едва сводившие концы с концами, любили и никогда не обижали подкинутого им ребенка. Но горькая правда о ее положении в доме неожиданно открылась впечатлительной и болезненной девочке, и это надломило ее характер, сделало замкнутой, подозрительной.
Стрепетова не обладала красотой, яркими внешними данными. Она была невысокого роста, сутуловата, но у нее были на редкость красивые выразительные глаза, полные грусти и тревоги. Она обладала удивительно проникновенным грудным голосом. Природный талант, мастерство делали ее прекрасной на сцене.
В огромном списке ролей Стрепетовой — героини драм Шиллера, трагедий Шекспира, Нина в «Маскараде» Лермонтова. Но всенародную славу и любовь зрителей актрисе принесли созданные ею образы простых русских женщин. На провинциальной сцене она впервые сыграла Лизавету в «Горькой судьбине» Писемского, Катерину и Василису Мелентьеву в драмах Островского.
Москва познакомилась с искусством Стрепетовой в 80-е годы: она гастролировала сначала в Общедоступном театре, а затем на сцене «Артистического кружка». Здесь актриса познакомилась с Островским, который считал ее одной из лучших исполнительниц его пьес и называл «великим талантом».
В 1881 году Стрепетова была зачислена в труппу Александрийского театра. Среди образов, созданных Стрепетовой на Александрийской сиене, — Степанида в драме В. А. Крылова «Около денег», Марья Андреевна в «Бедной невесте» и Юлия Тугина в «Последней жертве» А. Н. Островского, Сарра в «Иванове» А. П. Чехова.
В эти трудные годы Стрепетова особенно сближается с Островским. Он защищает актрису и специально для нее пишет пьесы. Новой победой стало выступление Стрепетовой в роли Кручининой («Без вины виноватые»). События пьесы были ей близки, отчасти биографичны.
Но творить на казенной сцене становится все труднее. О положении актрисы красноречиво говорит ее письмо на имя директора театра: «Мои лучшие роли передавались другим артисткам, меня лишали права очереди с другими исполнительницами, я проводила целые месяцы в невольном бездействии и либо вовсе не получала новых ролей, либо мне поручали роли, не отвечающие характеру моего дарования».
Измученная нравственно, не в силах больше вести борьбу, Стрепетова покидает сцену Александринки, и снова начинаются странствия по провинции, выступления в столицах на частных сценах. За эти годы репертуар актрисы пополнился ролью Матрены во «Власти тьмы» Л. Толстого. Актриса создает зловещий, мрачный образ, потрясавший зрителя страшными преступлениями. Но сам Толстой отдавал предпочтение другой исполнительнице — Ольге Садовской.
Почти перед самой кончиной Стрепетова была снова принята в Александрийский театр, на амплуа комических старух. Роли эти ей не удавались, и, выступив в них несколько раз, она вновь и уже навсегда рассталась с императорской сценой. Вскоре, в 1903 году, Стрепетова умирает.
Александр Павлович Ленский (1847—1908) — выдающийся актер, режиссер, теоретик актерского творчества. Он принадлежал к числу людей, необыкновенно щедро одаренных природой. Ленский обладал замечательными данными для сцены: изящная стройная фигура, тонкое красивое одухотворенное лицо с большими голубыми глазами. Его игра покоряла благородством, изяществом, глубоким лиризмом и искренностью переживаний. Законченность внешнего рисунка роли, грация, мягкость и лиризм исполнения отличали сценические образы Ленского.
Ленский унаследовал и творчески переосмыслил опыт лучших актеров русского театра, своих старших современников. С раннего детства Ленский страстно увлекся театром. Профессиональный путь Ленский начинает в провинции. В 1865 году он дебютирует на сцене театра во Владимире. До 1876 года выступает в театрах в разных городах, испытав при этом все невзгоды жизни провинциального актера. Вначале он играет в водевилях и комедиях роли простаков, затем переходит к драматическим образам героев-любовников. К моменту вступления в труппу Малого театра в 1876 году его уже высоко ценила провинциальная пресса.
В первое десятилетие пребывания на сцене прославленного театра Ленский сыграл множество ролей. Его репертуар поражает разнообразием типов и характеров. Успех сопутствует ему и в роли Гамлета, и в роли Паратова, Дон Жуана и Глумова, Дульчина и Уриэля Акосты. Он выступает в героико-романтических ролях западной классики и в ролях Островского.
Современники восхищались легкостью и естественностью его игры. Но эта легкость достигалась постоянной упорной работой, поисками новых средств сценической выразительности, тщательным изучением и анализом роли. Ленский был мастером внутреннего и внешнего перевоплощения.
В 1877 году актер выступил на сиене Малого театра в роли Гамлета. Гамлет Ленского был человеком, мучительно страдающим от сознания неотвратимости зла и несовершенства мира. Ленский играл не только в трагедиях, но и в комедиях великого английского драматурга. В комедийных ролях проявлялось высочайшее мастерство актера, его умение передавать тончайшие психологические нюансы переживаний своих героев. Великолепный дуэт Федотовой—Беатриче и Ленского-Бенедикта в комедии Шекспира «Много шума из ничего» обеспечивал спектаклю неизменный успех.
Особое место в творчестве Ленского занимают пьесы Островского. В его репертуаре около тридцати ролей. Среди лучших созданий — Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Дульчин («Последняя жертва»), Паратов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Лыняев («Волки и овцы»), Дудукин («Без вины виноватые»).
Творческой вершиной актера-художника была роль епископа Николаса в драме Г. Ибсена «Борьба за престол» (1906).
Ленский прославился не только как замечательный актер Малого театра. Его деятельность широка и многообразна. Это был прекрасный педагог, воспитавший много талантливых актеров, выдающийся режиссер, преобразователь театрального искусства.
С 1888 года Ленский преподает в Московском театральном училище. Своих учеников он воспитывает на репертуаре русской и зарубежной классики, уделяя самое пристальное внимание постановкам пьес Островского. Он пишет целый ряд работ по теории актерского искусства: «Заметки о мимике и гриме», «Заметки актера», в которых обобщает свой огромный творческий опыт.
С 1898-го по 1903 год Ленский возглавляет молодую труппу Малого театра. Он борется с пошлым безыдейным репертуаром, ставит пьесы Островского, Гоголя, Шекспира, Бомарше. Он стремится утвердить значимость режиссера в создании спектакля, добивается создания на сцене актерского ансамбля, говорит о цельности воплощения идейного смысла пьесы. Ленский пытается подчинить общему замыслу режиссера все компоненты создания спектакля. Под его руководством создавались новые декорации, он сам рисовал эскизы к своим спектаклям. Общаясь с композиторами, пишущими музыку специально для того или иного драматического представления, Ленский давал им интереснейшие советы, объяснял суть своих требований к музыкальному оформлению спектакля.
В своих работах, посвященных сценическому искусству, Ленский развивал лучшие реалистические традиции русского театра — Гоголя, Щепкина, Островского, Прова Садовского, обосновывал их значимость. Его поиски как режиссера и актера были очень близки деятельности возникшего в 1898 году Московского Художественного театра, творческим задачам и целям его основателей — К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.