Храм Айки в городе Ивама
Чтобы в полной мере принять введение названия "Айки-до" и понять некоторые основания для этого, включая изменения в мыслях Основателя, мы должны обратить внимание на создание Храма Айки в городе Ивама префектуры Ибараки, к северо-востоку от Токио. Это место, известное всем занимающимся Айки-до, оказалось особенно важным для новых начинаний, последовавших после Второй Мировой войны.
Мысль о создании духовного центра Айки-до появилась у Основателя около 1935 года. Она зародилась из глубокого осознания необходимости поиска истин Вселенной на основе бу-до. Для этой цели он хотел иметь специальное место. С созданием крепкого центра Айки-до в Токио его желание распространения в мире истинного бу-до в чистом виде было выполнено, и он радовался достигнутым успехам. Но, в тоже время, он был неудовлетворён лишь этим и фактически, казалось, ему не нравилось то, что принесла слава - ограничение возможностей личной жизни и недостаток времени. Основатель проявлял полное безразличие к предметам обычных желаний человека - социальному положению, почестям и наградам, материальным благам и удобствам. Его единственной потребностью было развитие духа на основе изучения бу-до.
Около 1935 года, использовав небольшие собственные сбережения, он начал работать в лесном районе в пригороде города Ивама. Фермерство было у него в крови, что показывает его деятельность по колонизации района Ширатаки на Хоккайдо, где он планировал обрабатывать землю и очищать дух для духовного бу-до. Но его желание вернуться к обработке земли не могло быть легко исполнено, поскольку, как известный мастер боевого искусства, он постоянно получал приглашения в разные места, и его рабочее расписание не оставляло ему времени для осуществления настоящего желания.
В военное время, когда все формы боевых искусств пытались организоваться в виде единой бюрократической системы, представилось уникальная возможность. В условиях, сделавших невозможным продолжение нормального развития Айки-до, от него больше не требовалось направлять это развитие, а по мере сгущения туч войны уменьшалось число его учеников и число приглашений для представления Айки-до. Несомненно, он чувствовал, что это идеальное время для принятия решения на будущее. Приказ присоединиться к Японской Ассоциацией боевых искусств, как часть военной политики, был последней каплей. Основатель объявил об образовании Айки-до, а затем принял решение о жизни в Иваме для развития своего собственного Пути.
Основатель был патриотом в истинном смысле, и верил в желание человека отдать жизнь за Родину. Он решил не выступать против национальной военной политики. В то же время, он был не согласен с решением соединить все формы бу-до под юрисдикцией правительства, для него это указание и любовь к Родине не имели ничего общего. Более того, новая организация требовала всё больше и больше бумажной работы и присутствия на заседаниях, а и то, и другое противоречило его желанию продолжить поиск своего понимания бу-до.
При полном отсутствии интереса он сказал: "Я не гожусь для бумажной работы. Для меня возможны только занятия Айки-до". И, сказав это, он послал одного из своих ближайших учеников, Хираи Минору, представлять Айки-до на заседаниях. А своего сына Киссёмару Уэсибу, в то время ещё студента Высшей школы Васеда, он назначил главным инструктором школы в Токио и потребовал, чтобы его лучшие ученики, такие как Осава Кисабуро, помогали ему. Затем он уехал из Токио в Иваму со своей женой Хатсу. Это было сделано так, как Основатель делал всё, - не теряя времени при выполнении принятого решения.
Город Ивама расположен недалеко от Мито, центра науки и искусств эпохи Токугава. Тогда тот район был малонаселённым, встречались лишь отдельные фермы и везде был густой лес: 90% территории было занято соснами, фруктовыми и другими деревьями. Основатель расчистил 20 тыс. цубо (6,62 га) территории и начал обрабатывать землю, воплощая в жизнь свою долгую мечту о соединении фермерства с боевым искусством. Посетители его маленького дома были потрясены его убогостью, но Основатель находился в самом высоком состоянии духа.
Поселившись в Иваме, Основатель держал в уме три плана реализации своей идеи истинного бу-до. Первым было создание Храма Айки, который бы символизировал Путь ай-ки и дух Айки-до. Вторым планом было создание школы на свежем воздухе, пронизанной природной ки, где было бы возможно обучение идеальному бу-до в форме такэ-мусу. Третьим планом было реализация его давней мечты о соединении фермерства с боевым искусством. Он хотел связать занятия бу-до (такэ), находящиеся в гармонии с защитной жизненной силой (мусу) и работу фермера, за счёт которой земля даёт пищу, поддерживающую жизнь.
Храм Айки был создан как место поклонения 43 богам, защищаюх Айки-до и дающим ему созидательную силу. Он стал священным местом для всех занимающихся Айки-до, решивших продолжать путь во благо всего сущего. Выбранные 43 божества, связанные с боевыми успехами и другими достижениями, прославлены в традиционном фольклоре Японии. Основатель свято верил, что его сила в бу-до исходит не от него самого, а от богов, защищающих его и поддерживающих его возможности. Это показывало его скромность и критическое отношение к себе: доверяя себя высшей силе он никогда бы не стал хвастаться своими достижениями. Эта скромность, результат его искренности и внимательного отношения к тренировкам, представляет собой то, что сердцем должны чувствовать все занимающиеся Айки-до.
Архитектура Храма Айки основана на принципах кото-дама. Расположение внутреннего дворика, основного зала, входных ворот и других частей знания соответствует принципам треугольника, круга и квадрата. Эти три фигуры символизируют дыхательное упражнение, изучаемое в системе кото-дама. Как говорил Основатель: "Когда треугольник, круг и квадрат соединяются в одно целое, оно двигается, вращаясь с потоком ки, и рождает Айки-до, основанное на суми-кири (состояние просветления тела и ума)".
В том, что отражающий эту сложную философию Храм Айки мог быть построен в трудные годы после Второй мировой войны, большая заслуга плотника по имени Матсумото, жившего в городе Ивама, и непрерывной поддержки множества учеников. Завершение строительства основной части здания в 1943 году вызвало слёзы радости на глазах Основателя. Мечта его жизни исполнилась, и основа дальнейшего развития Айки-до была заложена. Сейчас Храм - Мекка для всех занимающихся этим искусством.
Наиболее крупное празднество в Храме Айки проводится в ежегодно 29 апреля, собирая любителей Айки-до не только из Токио, но и со всей страны и из-за границы. Это крупный фестиваль, представляющий всё лучшее в Айки-до.
Создание школы на открытом воздухе, вторая часть планов Основателя, была осуществлена в одном из уголков его фермы. Но с увеличением числа студентов оказалось необходимым построить небольшое помещение на 30 цубо. Оно было закончено в 1945 году, сразу после конца Второй мировой войны. Эта школа несколько отошла от исходной цели соединения сельского хозяйства с боевым искусством, но принесла Айки-до неожиданную пользу.
В течение трёх лет после войны Хомбу Додзё в Вакаматсу-чо было вынуждено прекратить работу по ряду причин, включавших запрет на боевые искусства, наложенный объединенными оккупационными властями. Все функции центральной школы тогда были переданы в Иваму, поэтому в то время, когда отношение к боевым искусствам в целом было резко отрицательным, Айки-до удалось сохранить благодаря школе в Иваме. Сейчас она называется Ибараки Додзё и посвящена памяти Основателя.
Основатель долго вынашивал идею создания Айки-центра. То, что это удалось выполнить, причём с минимальными изменениями, в тяжелый период военных лет и послевоенного хаоса, было почти фантастическим. Основное значение здесь имеет работа Основателя, который нашёл возможность уйти от напряженной жизни в Токио и полностью посвятить себя реализации идеалов истинного бу-до.
Путь восстановления Айки-до начался в феврале 1948 года с официальным юридическим утверждением федерации Айкикай. Её первые показательные выступления состоялись в Токио в сентябре 1956 года и в мае 1960 года. Максимум деятельности по послевоенному восстановлению соответствовал завершению строительства нового Хомбу Додзё в январе 1969 года.
Репутация и успехи Айки-до сегодня основаны на решении Основателя посвятить себя духовному поиску истины боевых искусств на земле Ивамы. Учитель Уэсиба показал на своём собственном примере, что достоинство Айки-до измеряется не количеством последователей, но глубиной и интенсивностью личного поиска истины в процессе занятий и тренировки. Я верю, что в этом основная причина того, что Айки-до стало таким, какое оно есть сегодня.
В дзэн говорят: "Смотрите на свои следы", подразумевая то, что мы всегда должны видеть, стоим ли мы на твёрдой земле. Как занимающиеся Айки-до, мы должны всегда "смотреть на свои следы", даже если мы вместе двигаемся вперёд ,стремясь к истине и высоким идеалам.
Нет ничего более желанного, чем рост и распространение. Но если наш взгляд будет прикован только к поверхности явлений и мы потеряем проникновение в суть Пути Айки-до, точно так же, как крутящийся волчок, теряющий равновесие и момент вращения, а затем падающий, наш Путь потеряет жизненность, разделится и распадётся. Когда я думаю о годах, проведенных Основателем в Иваме, это снова напоминает мне о моей основной задаче - распространения Айки-до в широких массах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
ЯПОНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ
Древние японские пословицы представляют собой зеркало тогдашнего состояния общества. В них отражена психология этнической общности людей. Пословицы говорят о мировоззрении японцев, национальном характере, который уже сформировался к описываемому периоду, о чувствах, чаяниях этой древней нации.
1. Где люди горюют, горюй и ты.
2. Радуйся и ты, если радуются другие.
3. В дом, где смеются, приходит счастье.
4. Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься.
5. Пришла беда - полагайся на себя.
6. Друзья по несчастью друг друга жалеют.
7. И Конфуцию не всегда везло.
8. Нет света без тени.
9. И добро и зло - в твоём сердце.
10. Злу не победить добра.
11. Бог живёт в честном сердце.
12. Выносливость лошади познается в пути, нрав человека - с течением времени.
13. Где права сила, там бессильно право.
14. Таланты не наследуют.
15. И мудрец из тысячи раз один раз да ошибается.
16. Слугу, как и сокола, надо кормить.
17. Любит чай замутить.
18. Кто родился под грохот грома, тот не боится молний.
19. Женщина захочет - сквозь скалу пройдёт.
20. Бессердечные дети отчий дом хают.
21. Какая душа в три года, такая она и в сто.
22. Об обычаях не спорят.
23. Кто чувствует стыд, тот чувствует и долг.
24. Кротость часто силу ломает.
25. С тем, кто молчит, держи ухо востро.
26. Кто плавать может, тот и утонуть может.
27. За излишней скромностью скрывается гордость.
28. Прямой человек, что прямой бамбук, встречается редко.
29. Свою лысину три года не замечают.
30. Из пороков самый большой - распутство, из добродетелей самая высокая - сыновний долг.
31. Сострадание - начало человеколюбия.
32. Гнев твой - враг твой.
33. Лошадь узнают в езде, человека - в общении.
34. И камень может проговориться.
35. Металл проверяется на огне, человек - на вине.
36. У кого веселый нрав, тот и сквозь железо пройдёт.
37. Кто любит людей - тот долго живёт.
38. За деньги ручайся, за человека - никогда.
39. Рождают тело, но не характер.
40. Кто пьёт, тот не знает о вреде вина; кто не пьёт, тот не знает о его пользе.
41. Где нет чувства долга и людского глаза, там всё возможно.
42. У человека внешность обманчива.
43. Тигр бережёт свою шкуру, человек - имя.
44. Прощай другим, но не прощай себе.
45. Чрезмерное послушание — ещё не преданность.
46. Искренность - драгоценное качество человека.
47. Верный вассал двум сюзеренам не служит.
48. Если уж укрываться, то под большим деревом.
49. Писатель писателя не признаёт.
50. Хочешь узнать себя - спроси других.
51. Не будешь гнуться - не выпрямишься.
52. Нужен был - тигром сделали, нужда прошла - в мышь превратили.
53. Эгоист всегда недоволен.
54. Ущипни себя и узнаешь - больно ли другому.
55. Тщеславию, как и сыпи, любой подвержен.
56. Со старым человеком обращайся, как с отцом.
57. Хочешь узнать человека - узнай его друзей.
58. Задумал муравей Фудзияму сдвинуть.
59. Пляши, когда все пляшут.
60. В дружбе тоже знай границу.
61. Фальшивый друг опаснее открытого врага.
62. С деньгами и в аду не пропадёшь.
63. Кто беден, тот и глуп.
64. Нечестно нажитое впрок не идёт.
65. Деньги льнут к деньгам.
66. Колос зреет - голову клонит; человек богатеет - голову задирает.
67. Распутство лишает и денег и сил.
68. И Будда терпит лишь до трёх раз.
69. Воля и сквозь скалу пройдёт.
70. Кто терпелив, тот бедности не поддаётся.
71. Раннее вставание трём добродетелям равно.
72. Вспылил - дело погубил.
73. Ветви, что дают прохладу, не рубят.
74. Что оценивать шкуру неубитого барсука?
75. Отдавать вору на хранение ключи.
76. Дурака никаким лекарством не вылечишь.
77. Кто в сорок лет глуп, тот умным не станет.
78. Близ умного дети, не учась, читают.
79. Нет врага опаснее дурака.
80. Мудрому человеку не вода, а близкий зеркалом служит.
81. На подарок не жалуются.
82. Читать проповедь Будде.
83. И в пении и в танцах надо знать меру.
84. Ищет сладкого, а пирожок лежит на полке.
85. Коня за оленя принимает.
86. Кто слишком умён, у того друзей не бывает.
87. Когда насилие входит во двор - справедливость уходит.
88. Малые рыбки теснятся там, где большие.
89. Счастье приходит в весёлые ворота.
90. Двор сильнее насилия.
91. Стены слушают, бутылки говорят.
92. Купец купцу - враг.
93. Как только беда миновала - принарядись.
94. Пыль, нагромождаясь, образует горы.
95. В потёмках и собачий помёт не пачкает.
96. Красавица - это меч, подрубающий жизнь.
97. Чтобы понять родительскую любовь, надо вырастить собственных детей.
98. Владелец золотой горы тоже жаден.
99. Всё, что цветёт, неизбежно увянет.
100. Ну и досталось ему счастье - с малую раковину!
Список литературы
Агафонов Г. Г., Воронин Б. Ф. Айки-до - искусство самозащиты. - Киев; "Здоров'я", 1991; Ил. (рус. яз.)
Агни Йога. В 6 т. – М.; Русский Духовный Центр; 1992 (рус. яз)
Айки-до: искусство мира. - К.; "София" Ltd.; 1997 – 256 с.; Ил. (пер. с англ.)
Антарова Кора. Две жизни. – Рига; Угус; 1993; в 4-х томах (рус. яз)
Безант Анни. Исследование сознания. – М.; "Рефл-бук"; К.; "Ваклер"; 1997 – 256 с. (пер. с англ.)
Безант Анни. Учение сердца. – К.; "Арктур-А"; 1998 – 112 с. (пер. с англ.)
Белов А. К. Славяно-горицкая борьба. Искусство атаки. Книга 2. – М.; "Здоровье народа"; 1994 – 112 с.; Ил. (рус. яз)
Богданович В. Медитативный массаж. – СПб.; "Респекс"; 1995 – 306 с.; Ил. (рус. яз)
Бранд Рольф. Айки-до. Учение и техники гармонического развития. - М.; Издательство "Двойная звезда"; Агенство "Фаир"; 1994 – 320 с.; Ил. (пер. с нем.)
Вестбрук Адель, Ратти Оскар. Айки-до и динамическая сфера. - К.; "София"; 1997 – 368 с.; Ил. (пер. с англ.)
Горин С. А. А вы пробовали гипноз? (Практическое руководство по применению гипнотических психотехник.) – СПб.; Лань; 1995 – 208 с.; Ил. (рус. яз)
Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо - традиция воинских искусств. - М.; Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990 – 429 с.; Ил. (рус. яз.)
Йог Рамачарака. Раджа-йога. Учение йогов о психическом мире человека. – М; МП "Оскар", 1991 (рус. яз)
Каратэ Мастер. №1, 1999 г. (рус. яз)
Красулин И. А. Жёсткий цигун: управление жизненной энергией в практике боевых искусств. – М.; "Энергоатомиздат"; 1992 – 152 с.; Ил. (рус. яз)
Маленькая энциклопедия Айки-до. - Тверь; "Мартин", "Полина", 1995 – 224 с.; Ил. (рус. яз.)
Норрис Чак. Тайная сила внутри нас. – К.; "София"; 1997 – 256 с. (пер. с англ.)
Оранский И. В. Восточные единоборства. - М.; Советский спорт; 1990 - 80с.; Ил. (рус. яз.)
Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Н-Новгород; "Ай Кью"; 1992; Ил. (пер. с англ.)
Психологические аспекты буддизма. – 2-е издание. – Новосибирск; Наука. Сиб. отд-ние, 1991 – 182 с. (рус. яз)
Садао Камэи. Динамика Айки-до (стиль Ёсин-кан). - Харьков; 1997 – 130 с.; Ил. (рус. яз.)
Серия Meditatio. К.; "REFL-book", 1994
Meditatio-1. 1. Сахаров Борис. Открытие третьего глаза. 2. Вивекананда Свами. Афоризмы Патанджали. 3. Вуд. Э. Сосредоточение.
Meditatio-2. 1. Кацуки Сэкида. Практика Дзэн. 2. Железная флейта (100 коанов дзэна).
Meditatio-3. 1. Куан-Ю Лу. (Люк Чарльз). Секреты китайской медитации. 2. Книга тайны золотого цветка. (Перевод и комментарии Вильгельма Р.). 3. Книга сознания и жизни. (Перевод и комментарии Вильгельма Р.). 4. Лао-цзы. Доа дэ дзин.
Meditatio-4. 1. Хэмфрейс Кристмас. Концентрация и медитация. 2. Тартанг Тулку Ринпоче. Жест равновесия.
Meditatio-5. 1. Сосеки Канеко. Хара. 2. Ченнаянанда С. Медитация и жизнь. 3. Аджайа Свами. Психология йоги.
Сохо Такуан. Письма мастера дзэн мастеру фехтования. Миямото Мусаси. Книга пяти колец: руководство по стратегии для практикующих боевые искусства. - СПб.; "Евразия"; 1997 - 320 с.; Ил. (рус. яз)
Стивенс Джон. Три мастера бу-до. - К.; "София" Ltd.; 1997 - 96с.; Ил. (пер. с англ.)
Сугавара Тэцутака, Лунцзянь Син. Айки-до и китайские боевые искусства. - Токио; 1996; Ил. (пер. с англ.)
Теленанс Тони. Айки-до. Кэн-до. – 1967; Ил. (пер. с фр.)
Тохэй Коити. Айки-до в повседневной жизни. - Токио; 1970; Ил.(пер. с англ.)
Тохэй Коити. Айки-до. - Токио; 1965; Ил. (пер. с англ.)
Тохэй Коити. Книга Ки: координирование ума и тела в повседневной жизни. - Токио-Нью-Йорк; 1976; Ил. (пер. с англ.)
Трайор Карен. Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей. – М.; "Селена +"; 1995 – 416 с. (рус. яз)
Уэсиба Киссёмару. Айки-до. - Токио; 1985; Ил. (пер. с англ.)
Флоке Алан. Айки-будо. – Тверь; "Мартин", "Полина"; 1995 – 256 с.; Ил. (рус. яз)
Фомин В. П. Линдер И. Б. Диалог о боевых искусствах Востока. – 2-е издание – М.; "Молодая гвардия"; 1991 – 367 с.; Ил. (рус. яз)
Шмыгин И. Ю. Айки-до. Система самозащиты, рекомендации начинающим (материал книги "Айки-до" Набуйоши Тамура). - К.; "София"; 1994; Ил. (рус. яз.)
Энтони Роберт. Секреты уверенности в себе. – М; "Мирт", 1994 – 416 с. (пер. с англ.)
Литература, полученная по системе "Интернет":
Антарова Кора. Наука радости.
Баныкин Н. П. Семь лекций о Живой Этике.
Безант Анни. Мистицизм.
Безант Анни. Совершенный человек.
Блаватская Е. П. Практическое сокровенное учение. – Рига; 1991
Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии.
Дрэгэр Донн. Современные бу-дзюцу и бу-до.
Крим Бенджамин. Учение Великой Мудрости. (Введение в духовные заветы человечества.)
Мусаси Миямото. Книга пяти колец.
Нэф Мэри. Личные мемуары Е.П. Блаватской.
Писарева Елена. Карма, или закон причин и последствий. – Рига; "Виеда"; 1991
Рерих Е. И. Основы буддизма.
Рисукэ Отакэ. Учение школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю.
Саотомэ Мицуги. Айки-до и гармония в природе.
Саотомэ Мицуги. Принципы Айки-до.
Смит Роберт. Секреты бокса шаолиньских монахов.
Тосиро Обата. Самурайское айки-дзюцу.
Уэсиба Киссёмару. Дух Айки-до. (Aikido no kokoro)
Материал прислал: Максим
"ТОВ \"Ниагара\"" <[email protected]> (ТОВ "Ниагара")
[1] Нетрудно заметить, что излагаемая здесь концепция радикально расходится с пониманием Христа в Православии, как единственного Сына Божьего. Приведённые далее слова св. Павла однако свидетельствуют в её поддержку. Почему же в позднем христианстве возобладала другая концепция? Просто потому, что людям очень лестно слышать, что сам Бог приходил спасать их, и вовсе нелестно слышать, что в то время как они предавались греху, один из них возвысился до Бога. (Здесь и далее - прим. пер.)
[2] Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. (посл. Римлянам, 6.14)
[3] Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. (Там же, 8.29) А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. (Там же, 8.10)
[4] Подробнее об этом состоянии см. Ч. Лидбитер, "Сознание Буддхи".
[5] Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живёт для Бога. (Там же, 6.10)
6 По учениям индусской религиозной философии, Вселенная представляет собой разумную деятельность, исходящую из единого Первоисточника (Parabrahman). Космическая деятельность выражается движением различной силы и быстроты; проводником движения служит мировая материя (Mulaprakriti), доступная несовершенным орудиям нашего сознания только в своих наиболее плотных и грубых соединениях. Вне поля нашего сознания во всех направлениях - творится непрестанная, невидимая для нас жизнь; жизнь камня ускользает от нас потому, что проявления ее слишком медленны для нашего наблюдения, жизнь в невидимых мирах - потому, что проявления в этих мирах слишком тонки и быстры для несовершенных орудий нашего сознания.
[7] Hitopadesha.
[8] Chandogyopanishad, III, XIV, I.
[9] "Purusha (внутренняя суть человека) обладает природой желания; каково его желание, таково его намерение; каково его намерение, такова его деятельность; какова его деятельность, такова его награда... Тот, кто привязан (к колесу рождений и смертей), приобретает путем деятельности предмет, к которому его душа - как причина - привязана. Достигнув последнего последствия (в Swarqa - небе) своей деятельности, которую он выполнял здесь, он является из того мира опять в этот мир вследствие своей деятельности. Так тот, кто желает (переходит из одного мира в другой)... Когда все желания, живущие в сердце, покинуты навсегда, тогда смертный становится бессмертным" (Brihadaranyakopanishad, IV, IV, 5-7).
[10] Brihadaranyakopanishad, IV, IV, 5-7.
[11] Психология Древнего Востока ясно различает бессмертную индивидуальность человека и его смертную личность. Все личное умирает вместе с человеком, но весь результат личных переживаний сохраняется в бессмертной индивидуальности и составляет ее непреходящее содержание. Отсюда расширенное сознание человека (в трансе), когда мысль его освобождается и начинает действовать вне ограничений физического мозга. "Сеял сам человек" - означает его бессмертную индивидуальность, а не временную личность.
[12] Махабхарата.
[13] Pravritti Marga.
[14] Nivritti Marga.
[15] Человеческая судьба представляет собой как бы равнодействующую всех сил, которые человек создавал в прошлом и которые он творит в настоящем. Если человек не проявляет сознательной воли, его жизнь пройдет неизбежно по этой равнодействующей.