Темы докладов и сообщений. 1. Дихотомия Восток - Запад
1. Дихотомия Восток - Запад.
2. Образ человека в конфуцианстве.
3. Этнос и культура.
4. Традиционные национальные черты русского характера.
5. Л.Н. Гумилев об особенностях формирования, расцвета и умирания этносов.
6. Этика в индо-буддийской культуре.
7. Любовь и эротика в индо-буддийской культуре.
8. Искусство индо-буддийского Востока.
9. Эпос Древней Индии «Махабхарата» и «Рамаяна».
10. Семантика мусульманского искусства.
Семинар 8.
Типология культуры(второе занятие)
1. Массовая и элитарная культуры.
2. Культура и контркультура. Понятие субкультуры. Молодежные субкультуры.
Основные понятия:массовая культура, масса, элитарная культура, доминирующая культура, контркультура, субкультура.
Основная литература
К вопросу 1
1. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.73-77.
2. Радугин, А.А. Культурология: учеб. пособие /А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – С.43-48.
3. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: Изд-во ОмГТу, 2005. – С. 13-14.
К вопросу 2
1. Гмызина, Э.В. Человек в мире современной культуры: Учеб. пособие. Часть 2 / Э.В. Гмызина. – Киров: Изд-во ВятГУ, 2004. – С. 21-22, 26-27, 32.
2. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2002. – С. 150-167.
3. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М., 1998. – 236с.
4. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С. 62-64.
Дополнительная литература
1. Быкова, Э.В. Культура народная, элитарная и массовая. – http://avt.meim.adu.ru/kafedra/KT/Publik/posob2kt.htm1.
2. Булыгина, А.А. Субкультуры и контркультуры: грани взаимодействия//Науч. Зап. НГАЭиУ. – Новосибирск, 2001. – С. 19-23.
3. Гуревич, П.С. Культура и контркультура//Свободная мысль, 1994. – №11. – С. 86.
4. Давыдов, Ю.Н. и др. Социология контркультуры: критический анализ / Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская. – М., 1980. – 264с.
5. Дудкин, А.С. Контркультура и «бегство от свободы»//ХХ век: итоги прошлого и проблемы настоящего. – Пенза, 2003. – Вып.4, ч.1. – С. 36-42.
6. Контркультура, идеология и политика. – М.: Инион, 1976. – 250с.
7. Костина, А.В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение, 2006. – №1. – С. 28-35.
8. Миронов, В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры. – http://tvartist.narod.ru/text12/14.htm.
9. Рожков, М.И. и др. Особенности субкультуры неформальных молодежных объединений/ М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, А.М. Ходырев. – http://www.yspu.yar/ru.
10. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века / М.: Аграф, 1999. – С. 155-159.
11. Субкультурные объединения молодежи. – М, 1987. – С.8-26.
12. Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. – 1998. – № 6. – С. 138-148.
13. Эстетика молодежной субкультуры. – http://iforprof.do.am/1oad/41-1-0142.
Методические указания
Целью изучения темы «Типология культуры» является определение роли массовой и элитарной культуры в развитии общества. Массовая и элитарная культура относятся к формам культуры и представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Субкультура и контркультура - это часть общей культуры нации, которая отличается от доминирующей культуры своими ценностными ориентациями.
Повторите вопросы, рассмотренные на предыдущем семинарском занятии (определение типологии культуры, критериев типологии, определение понятия «формы культуры»). Дайте определение «массовой» и «элитарной культуры». Выявите специфику разделения культуры на массовую и элитарную. Расскажите об истоках их формирования, подчеркните специфические особенности и сферы их проявления. При изучении массовой культуры выявить связь этого понятия с понятием «масса». Элитарную культуру необходимо рассмотреть в сопоставлении с массовой культурой, подчеркивая ее творческую функцию.
Изучение субкультуры и контркультуры необходимо начать с характеристики доминирующей культуры, тем самым подчеркивая их сходство и различие. Дайте определение субкультуры и контркультуры, обратите внимание на роль контркультуры в исторической динамике. Говоря о роли субкультур в обществе, подчеркните их значение в пополнении доминирующей культуры новыми ценностями. Приведите примеры, когда субкультуры становится контркультурой. Подчеркните причины появления молодежных субкультур. Расскажите о любой молодежной субкультуре. При подготовке к этому вопросу опирайтесь на учебники П.С. Гуревича.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Назовите основные критерии типологии культуры?
2. Приведите примеры отраслей, типов, видов и форм культуры?
3. Как соотносятся между собой массовая и элитарная культура?
4. Назовите негативные стороны массовой культуры.
5. Является ли массовая культура культурой «социальных низов»?
К вопросу 2
1. Каковы механизмы трансляции культуры?
2. Почему в культуре рождаются субкультуры?
3. Верно ли, что контркультура – это начало новой культуры?
4. Чем отличается субкультура от конткультуры?
Темы докладов и сообщений
1. Современные тенденции развития молодежных субкультур (на любом примере)[9, 11, 13].
2. Молодежная субкультура и общечеловеческое искусство[3,10].
3. Контркультура и ее ценности[2,4, 5, 6].
4. Битничество как феномен молодежной субкультуры[5,6].
5. Массовая и элитарная культура[1,7,8,12].
Семинар 9.
Генезис культуры и особенности первобытности
Как типа культуры
1. Первобытность как тип культуры. Этапы становления и типологические характеристики.
2. Синкретизм первобытной культуры. Первобытные формы религии и искусства, мировоззрения.
3. Культурологенез. Методы изучения человека и культуры. Концепции генезиса культуры.
Основные понятия: креационизм, эволюционизм, палеолит, неолит, антропогенез, патриархат, матриархат, неолитическая революция, синкретизм, политеизм, анимизм, тотемизм, фетишизм, табу, магия.
Основная литература
К вопросу 1
1. Алексеев В. П., Першиц А.И. История первобытного общества. — М.: Высшая школа, 1999. – 352c.
2. Древние цивилизации. - М.: Мысль, 1989. – 478с.
3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-на Дону: Феникс, 2001. – С.24-40.
4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001. – С. 196-197.
К вопросу 2
1. Борзова, Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Лань, 2002. – С. 29-45.
2. Культурология: Учеб. Пособие/под ред. А.А. Радугина.- М.,2001. – С. 54-59.Кравченко А.И.
3. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001. – С. 197-205.
4. Токарев С. А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М., 1990. – С.579-583.
К вопросу 3
1. Алексеев В. П., Першиц А.И. История первобытного общества. — М.: Высшая школа, 1999. – С.352с.
2. Гуревич, П.С. Культурология / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2002. – С.47-54.
3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001. – С. 148-149.
4. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-на Дону: Феникс, 2001. – С. 127-145.
Методические указания
Целью изучения темы «Генезис культуры и особенности первобытности как типа культуры» является изучения основ возникновения культуры, истоков ее формирования, определение специфики зарождения первобытного искусства и первобытных верований. Под первобытной культурой традиционно принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов, которые ведут первобытный образ жизни.
Дайте определение «первобытности» как типа культуры, подчеркните синкретичный характер первобытной культуры, выявите предпосылки ее возникновения, подчеркните взаимосвязь верований, традиций и искусства. Говоря об этапах становления первобытной культуры, необходимо подчеркнуть магическую роль искусства, обратить внимание на роль мифологии (протокультуры) в развитии культуры. Подчеркнуть, что первобытная культура – это не только самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории; но и первобытной, архаичной может быть культура живущих «рядом» с нами народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной. Необходимо помнить, что древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
Расскажите о зачатках первых религиозных представлений. Назовите типы первобытных верований (анимизм, тотемизм, фетишизм). Расскажите о ранних формах культа предков, о роли в них системы запретов – табу. Если тотемизм ориентирован на внутренние потребности рода, то анимизм носит всеобщий характер. Связующим звеном между анимизмом и тотемизмом служит вера в души предков и возможность их заступничества в грозном мире духов. Средством же связи с потусторонним миром является магия.
Дайте определение понятию «первобытное искусство», объясните причины его появления. Назовите и охарактеризуйте виды первобытного искусства. Объясните, почему первые скульптурные изображения были женскими. Дайте определение антропоморфному и зооморфному стилям в первобытном искусстве. Расскажите, опираясь на динамику наскальных рисунков, о развитии абстрактного мышления. Объясните, почему орнамент является выражением высшей степени абстракции. Раскройте роль неолитической революции.
Говоря об антропогенезе, следует различать два подхода к проблеме: креационизм и эволюционизм. Рассмотрите несколько теорий происхождения культуры. В рамках деятельностного подхода обратите внимание на орудийно-трудовую теорию. Расскажите о роли магии и символов в процессе формирования культуры. Свяжите слово культура со словом культ. Опираясь на работу Н.Бердяева, расскажите о глубинной связи между культурой и культом, о близости культуры и религии.
Дополнительная литература
1. Линс Ю. История древних цивилизаций. — М.—СПб.: АСТ Полигон, 1999. – С.12-109.
2. Лосев А. Ф. Далектика мифа /А. Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. – С.21-187.
3. Любимов Л.Б. Искусство древнего мира. — М.: Акт, 2002. – 240с.
4. Мифологический словарь. - М.: Бол. Росс. энциклопедия, 1992. – 672с.
5. Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. – М., 1989. – 573с.
6. Фрезер, Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. - М.: Эксмо, 2006. – 960с.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Дайте определение понятию «первобытная культура».
2. Каковы этапы первобытной культуры?
3. Что такое неолитическая революция? Какое значение она имеет для первобытной культуры?
4. Каким термином обозначается процесс возникновения человека?
5. В чем состоит историческое значение первобытного типа культуры?
К вопросу 2
1. Какое место занимает миф в первобытной культуре, каковы его отличительные признаки?
2. Какие элементы ранних религий существуют в настоящее время?
3. Какая особенность характерна для мировоззрения людей первобытного общества?
4. Какой вид письменности характерен для первобытного общества?
5. Какая наука изучает быт и культуру древних народов по сохранившимся памятникам?
К вопросу 3
1. Что такое культурологенез?
2. В чем смысл орудийно-трудовой теории происхождения культуры?
3. Можно ли считать магию (культ) источником зарождения культуры?
4. Какова роль символов в процессе зарождения культуры, искусства?