Л е н и н г р а д с к а я версия «Где-то в Сибири» т а к ж е вызвала и н -терес зрителей и одобрение критиков, режиссер «прошел» и остался в театре в качестве главного режиссера
Г.А.ТОВСТОНОГОВ Проблемы режиссуры
ИСКУССТВО» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. 1977
Оглавление
Глава первая
ПРАВО И ДОЛГ РЕЖИССЕРА
Глава вторая
«МОЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, МОЕ БЕСПОКОЙСТВО»
Глава третья
СОВРЕМЕННОСТЬ КЛАССИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Юрий Сергеевич Рыбаков
Г. А. ТОВСТОНОГОВ Проблемы режиссуры
Редактор Н. Р. Мервольф. Художественный редактор Э. Д. Кузнецов. Технический редактор М. С. Стернина. Корректор Н. Д. Кругер. Сдано в набор 4/III 1977 г. Подписано к печати 10/VI 1977 г. Формат 60X90 1/16 Бум. типогр. № 1, для иллюстр. мелован. Усл. печ. л. 11,125. Уч.-изд. л. 11,53. Тираж 10 000 экз. М-14965. Изд. № 221. Зак. тип. № 634. Издательство «Искусство». 191186, Ленинград, Невский, 28. Ленинградская типография № 4 Союзполи-графпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 196126, Ленинград, Ф-126, Социалистическая ул., 14. Цена 1 р. 20 к.
Глава первая
ПРАВО И ДОЛГ РЕЖИССЕРА
Творческий путь Георгия Александровича Товстоногова, как и каждого режиссера его поколения, видится сегодня в двойном фокусе: память держит и случайные подробности, преходящие обстоятельства, но есть у ж е временная удаленность, которая позволяет видеть явления в исторической перспективе, открывает объективный результат художественных исканий выдающегося мастера советской сцены.
Театральная жизнь последних двадцати лет была на редкость насыщенной. Блистательные режиссерские дебюты, стремительное возвращение потускневшей было славы многих театров, рождение коллективов с четкими и непохожими эстетическими платформами, выход на подмостки нового режиссерского и актерского поколений — отличают этот отрезок нашей театральной истории.
Разумеется, с ходом времени угасали иные имена, не оправдывались иные надежды, глохли многообещавшие начинания, однако не может быть взята под сомнение художественная весомость общего результата этого периода, прожитого советским театральным искусством с резким ускорением.
В Ленинград Товстоногов приехал в 1949 году, чтобы поставить в Театре им. Ленинского комсомола инсценировку повести И. Ирошниковой «Где-то в Сибири», которую незадолго перед тем он с успехом показал в Центральном детском театре.
Л е н и н г р а д с к а я версия «Где-то в Сибири» т а к ж е вызвала и н -терес зрителей и одобрение критиков, режиссер «прошел» и остался в театре в качестве главного режиссера.
Многие спектакли Товстоногова в Театре им. Ленинского комсомола привлекают к себе внимание талантом, необычной смелостью режиссерских решений, самостоятельностью художественного языка. В театре создается актерский ансамбль достаточно высокого класса и единой театральной культуры.
Некоторые работы Театра им. Ленинского комсомола критики числят «событиями в театральной жизни»; два спектакля — «Из искры...» и «Дорогой бессмертия» — отмечаются Государственными премиями.
В 1955 году на сцене Ленинградского академического театра им. А. С. П у ш к и н а Товстоногов ставит «Оптимистическую трагедию», спектакль, явившийся этапом в новейшей истории нашего театрального искусства.
Товстоногов имел уже двадцатилетний опыт режиссерской и педагогической работы, ясное понимание своих позиций в искусстве, свободно владел всем арсеналом средств сценической выразительности, проверенным в широчайшем жанровом и стилистическом диапазоне — от М. Салтыкова-Щедрина до Вс. В и ш -невского. К этому времени он, что немаловажно для театрального деятеля, завоевал не только большой художественный авторитет, но и репутацию режиссера «сильной руки», способного «поднять» театр.
В статье Е. Холодова (это последняя аналитическая статья, относящаяся к завершающему периоду работы Товстоногова в Театре им. Ленинского комсомола) прочитывается некое предчувствие перемен в судьбе режиссера, ожидание большего, подсказанное высшими достижениями театра. «Не будем спешить с упреками театру в том, что он утрачивает свое творческое лицо. М о ж е т быть, он только сейчас и обретает его, осмысливая свой творческий опыт, принимая на вооружение все плодотворное и отказываясь попутно от кое-каких весьма приметных, но мало плодотворных признаков, по которым его примечали и отличали».1
В скобках н у ж н о заметить, что для скачка в творческом росте нужен был и новый коллектив, сформированный в этих новых условиях. Останься режиссер в Театре им. Ленинского комсомола — он был бы иным. Д л я новых задач была нужна новая труппа, основное ядро которой составили бы актеры молодого поколения. В Театре им. Ленинского комсомола Товстоногову не было оснований — практических и психологических — переформировывать труппу, бедственное положение Большого драматического театра давало такую возможность. Нельзя не учитывать эту «прозаическую» сторону святого искусства.
Товстоногов пришел в 1956 году в Б Д Т уверенно и решительно, твердо зная, чего он хочет.
Когда вспоминают о приходе Г. А. Товстоногова в БДТ, то невольно, видимо, о б р а щ а ю т с я к сравнениям высоким, к словам, способным оттенить изумление, порожденное волшебным превращением театра.
«Настали новые времена, и театр очнулся. Д а ж е родился заново»,— пишет критик Д. Золотницкий.2
«С приходом в наш театр Товстоногова начался для меня новый период...»,— говорит актер В. Стржельчик.3
21 «Театр», 1954, № 10, с. 127—128. 3 «Театр», 1969, № 2, с. 19. Там же, с. 32.
Действительно, в жизни Большого драматического театра им. М. Горького начался новый период. В театр пришел режиссер, имя которого значило у ж е много и обещало еще больше. Плодотворный период работы в ленинградском Театре им. Ленинского комсомола и огромный успех «Оптимистической трагедии» в Академическом театре им. А. С. П у ш к и н а подкрепляли эти обещания.
К а ж д а я премьера Б Д Т привлекает внимание зрителей и прессы, почти без оговорок можно сказать, что к а ж д ы й спектакль идет с заметным успехом. Театр, пустовавший зал которого был удобной мишенью капустнических острословов, стал иметь сплошные аншлаги.
О спектаклях Товстоногова существует обширная критическая литература, объясняющая причину успеха каждого спектакля, однако почти нет в нашей театральной литературе попыток объяснить идейно-эстетическую природу направления, четко обозначившейся режиссерской школы. Д л я этого, разумеется, необходимо сопоставить путь Товстоногова с общим процессом развития советского театра, бурно протекавшим в последнее двадцатилетие.
Принятая в нашем театроведении периодизация истории советского театра начинает отсчет нового театрального времени с 1953 года, со спектакля «Гроза», поставленного Н. Охлопковым в московском Театре им. Вл. Маяковского.
«Гроза» Охлопкова породила дискуссию, «Гроза» была спектаклем непривычно яркой, броской и дерзкой режиссерской самостоятельности, от которой сильно поотвыкли за предыдущие годы.
Разумеется, и сама «Гроза» имела предшественников, в ней о ж и л а традиция, заложенная великими режиссерами советской сцены в 1920-х и 1930-х годах. Охлопков не был одинок в исканиях нового художественного слова: в 1953 году выходят «Тени» в постановке А. Дикого, «Баня» Вл. Маяковского в Театре сатиры (режиссеры Н. Петров, С. Юткевич, В. Плучек), «Дело» в постановке Н. Акимова, «В добрый час» В. Розова в постановке молодого А. Эфроса.
Особое историческое значение придала «Грозе» статья газеты «Правда» от 27 ноября 1953 года «Право и долг театра» за подписью «Зритель», в которой с принципиальных позиций метода социалистического реализма была полностью поддержана и работа Охлопкова, и вся ясно обозначавшаяся тенденция к возрождению творческого многообразия нашего театра.
Режиссерский рисунок «Грозы» вызвал раздражение некоторых зрителей. В «Учительской газете», например, появилось письмо двух учительниц, которых «сценическое истолкование пьесы А. Островского «Гроза», поставленной в Московском театре драмы, возмутило до глубины души». Авторам
«Учительской газеты» не просто не понравился спектакль — они увидели в нем «рецидив формализма в искусстве».1