Режиссёр. Его роль и главные функции в театре.

Режиссёр – художественный руководитель спектакля, а каждый спектакль – это исследование человеческой жизни специфическими театральными средствами, это рассказ о человеческой жизни. А рассказываем мы всегда о чём-то и для чего-то. «Для чего» – это сверхзадача спектакля, это главная задача театра – эмоционально заразить зрителя, заставить его «болеть» моей болью.

Роль режиссёра и заключается в том, чтобы быть первым среди равных создателей такого спектакля (актёров, художника, композитора, осветителей и т.д.). Режиссёр – это как бы «генератор силового поля», объединяющего весь творческий коллектив в единый ансамбль и направляющего работу этого ансамбля на решение сверхзадачи спектакля.

А чтобы стать таким «генератором», режиссёру необходимо исполнить 3 главных функции:

1) Режиссёр – интерпретатор пьесы, которую он выбрал, как основу своего будущего спектакля. Т.е. он должен проанализировать её и верно почувствовать и осознать, о чём она (т.е. главный предмет исследования драматурга, его основную тему) и для чего (т.е. какие чувства хочет вызвать у зрителей драматург своей пьесой – сверхзадачу драматурга); а для того, чтобы ответить на вопрос «Для чего», режиссёр должен понять ещё – что автор хочет сказать своей пьесой (т.е. определить идею пьесы). Только верно почувствовав и осознав тему, идею и сверхзадачу автора и заразившись этой сверхзадачей режиссёр может продолжить свою работу.

Но функция режиссёра–интрепретатора не исчерпывается только ответами на вопросы: «О чём», «Для чего» драматург написал пьесу и «Что он хотел сказать» пьесой. Функция режиссёра–интерпретатора включает в себя так же решение вопросов жанра пьесы (а, значит, и спектакля), анализ особенностей эпохи написания пьесы и той эпохи, о которой написана пьеса, художественных особенностей этой пьесы; и, исходя из всего этого – создание своего образного решения спектакля. Создание образного решения спектакля (т.е. его композиции, атмосферы, темпо-ритомов, мизансценического решения, способа существования на сцене актёров, художественного и музыкального оформления и т.д.) и есть интерпретация пьесы.

2) Режиссёр – воспитатель творческого коллектива.

Загоревшись сверхзадачей автора пьесы и, желая своим будущим спектаклем заразить этой сверхзадачей зрителей, режиссёр не может обойтись без единомышленников. Поэтому, чтобы спектакль получился, режиссёр должен этой сверхзадачей заразить актёров. Кроме того, ему необходимо так же влюбить актёров в пьесу автора, т.е. раскрыть им все художественные достоинства пьесы, увлечь задачей поиска выразительных средств для передачи художественной уникальности драматурга со сцены. Увлечение творческого коллектива работой над пьесой ради утверждения со сцены духовных идеалов, отрицания житейской грязи и зла – и есть исполнение воспитательной функции режиссёра.

3) Режиссёр – организатор всего творческого процесса.

Режиссёр обязан также спланировать и организовать всю работу по подготовке спектакля (работа с художником и композитором, изготовление костюмов, декораций, реквизита и т.д.), проведению репетиций (график репетиций, организация помещений, оснащение и т.д.) выпуска спектакля (определить срок выпуска, организовать изготовление афиш и программок и т.д.) и проката спектакля (наметить и скоординировать даты и время спектаклей, организовать гастроли и т.д.)

Пьеса как основа спектакля.

Одним из признаков театра как вида искусства является то, что театр – искусство вторичное, т.е. искусство, рождаемое на основе драматургического произведения – пьесы. Пьеса является основой спектакля.

Почему это так? Главным творцом спектакля является актёр. А материалом для актёрского творчества служит действие. Но для действия необходима побудительная причина, необходима цель, к которой стремится образ, исполняемый актёром и окружающая обстановка (предлагаемые обстоятельства), в которых это действие протекает, то есть для действия необходима пьеса. Вот почему без драматургии театр существовать не может.

Пьеса талантливого поэта – это всегда или крик радости, или душевное смятение, или горькая усмешка по поводу окружающей его жизни. Каждый талантливый художник чувствует жизнь и реагирует на неё по-своему и очень остро. И у каждого из них есть своя «больная» тема» так или иначе отражаемая им во всех его произведениях. Например, А.П.Чехов всю свою жизнь боролся с пошлостью, «каждый день по капле выдавливая из себя раба», Ф.М.Достоевский звал людей к душевному очищению, а Л.Н.Толстой призывал к самосовершенствованию.

Поэтому, чтобы яснее понять идею и главную тему пьесы, режиссёру необходимо ознакомиться со всем творчеством поэта, попытаться самому почувствовать «болевые точки» автора при столкновении его с жизнью. И если мироощущение режиссёра созвучно мироощущению автора, если тема автора душевно затрагивает режиссёра, если режиссёр согласен с идеей пьесы – тогда он имеет право браться за спектакль. Если же режиссёр берёт пьесу в работу, чтобы поспорить с автором, если он позволяет себе «править» его пьесу, привносить в неё темы, чуждые автору, коверкать идею его пьесы – такого режиссёра неизбежно ждёт провал.

Талантливый поэт имеет свою индивидуальную творческую манеру, свой неподражаемый стиль, свой творческий язык. Более того, каждая пьеса талантливого автора обязательно отличается от других его пьес своими индивидуальными особенностями. Стремление режиссёра «докопаться» до этих особенностей, обнаружить их и адекватно отразить в своём спектакле – залог неувядания его таланта, неизменной свежести его спектаклей.

Содержательность спектакля, его эмоциональная заразительность для зрителей – не только и не столько в словах, написанных автором, а в подтексте этих слов, т.е. в претворении этих слов в сценическое действие. Поэтому индивидуальность драматурга как художника следует искать прежде всего не в его словах, а в языке его драматургии.

Наши рекомендации