Косарь. 1912 г. Художественный музей, Нижний Новгород

лён, по мнению Малевича, совер­шенно особой миссией. В первые годы после Октябрьской революции он ставил задачу капитального пере­устройства жизни посредством супрематизма. Именно с этой целью Малевич основал в Витебске в 1919г. группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). В неё вошли Л. М. Лисицкий, И. Г. Чашник, Н. М. Суетин и другие мастера. Чле­ны объединения оформляли спекта­кли и революционные праздники, устраивали выставки и выступали с теоретическими манифестами.

Переехав в 1922 г. из Витебска в Петроград, живописец возглавил один из научных отделов только что созданного Института худо­жественной культуры (ИНХУК). В это время он разрабатывал ориги­нальную теорию «прибавочного элемента». Анализируя наиболее крупные явления живописи конца XIX — начала XX в., Малевич при­шёл к выводу, что каждое направле­ние возникает под влиянием ново­го элемента формы (названного «прибавочным»), который, зарождаясь в предшествующем движе­нии, принципиально его изменяет. Этими элементами он считал «во­локнистую кривую» Сезанна, «сер­повидную» линию кубизма, «пря­мую» линию супрематизма. Таким образом, процесс развития искусст­ва Малевич объяснял поисками в области абстрактных форм. Совет­ская художественная критика ярост­но обрушилась на ИНХУК, и осенью 1926 г. институт был закрыт.

Период супрематизма, безусловно, самый яркий, но непродолжитель­ный этап в творчестве художника. В конце 20-х гг. он снова вернулся к изобразительной живописи и со­здал свою вторую «крестьянскую серию». Она сильно отличается от первой, поскольку вобрала в себя предшествующий опыт. На картине «Крестьянка» (1928—1932 гг.) — пло­ская и неподвижная женская фигура сложена из геометрических тел, по­хожих на трапеции. У неё нет лица, что ещё более усиливает сходство

Косарь. 1912 г. Художественный музей, Нижний Новгород - student2.ru

Казимир Малевич.

Крестьянка. 1928—1932 гг.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Косарь. 1912 г. Художественный музей, Нижний Новгород - student2.ru

Казимир Малевич. Чёрный супрематический

Квадрат. 1914—1915 гг.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Чёрный квадрат— ключевой образ супрематической живописи. Через него Малевич попытался предста­вить в концентрированном виде всю картину миро­здания. Это символ космоса, который одновременно и предельно ясен, и абсолютно непроницаем для человеческого сознания.

с супрематическими конструкциями. Цветовая гамма стала более яркой и просветлённой. Если раньше обра­зы крестьян рождали ощущение глу­бинной силы, идущей от земли, то теперь мастер стремился к абст­рактной бесплотности, к некому ду­ховному началу, уводящему далеко от реальности.

Супрематизм Малевича — это не просто новое течение в живопи­си. Он подвёл своеобразный итог целому этапу в развитии искусства XX в., экспериментам европейских и русских мастеров в области художе­ственной формы. Влияние супрема­тизма сказалось не только в живопи­си, но и в архитектуре, скульптуре, дизайне, декоративном искусстве.

ВЛАДИМИР ТАТЛИН

(1885—1953)

Владимир Евграфович Татлин — ху­дожник русского авангарда, родона­чальник конструктивизма — родил­ся в Москве в семье потомственных дворян. Склонность к рисованию проявилась у него с раннего детст­ва. Позднее Татлин подрабатывал в декорационной мастерской одного из оперных театров. В 1902 г. он по-

ступил в Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества, но по­сле года обучения был отчислен за недостаточную подготовленность.

Потом будущий художник окон­чил Одесское училище торгового мореплавания, служил на парусном судне. Однако тяга к искусству взя­ла своё: летом 1905 г. Татлин успеш­но сдал экзамены в Пензенское ху­дожественное училище. В Пензе молодой художник сблизился с кружком новаторски настроенной интеллигенции, познакомился с Ми­хаилом Ларионовым, Наталией Гон­чаровой, Аристархом Лентуловым.

В ранних работах живописца — «Гвоздика», «Цветы пижмы», «Ногот­ки» (все 1909 г.) — ощущается силь­ное влияние импрессионизма. После окончания училища в 1910 г. в его жизни наступила, наверное, самая благополучная полоса. Картины того времени окрашены светлым юмо­ром. Татлин принимал участие в ху­дожественных выставках, в том чис­ле в экспозициях объединения «Союз молодёжи». Его произведениями за­интересовались коллекционеры, в том числе С. И. Щукин.

Свой опыт «морского волка» Тат­лин воплотил в акварельных компо­зициях 1910 г.: «Флотские формы», «Рыбное дело». На автопортрете 1911 г. он предстаёт матросом шхуны «Стерегущий». Пренебрегая реаль­ной формой, художник больше инте­ресовался конструктивными возмож­ностями фигуры. Он работал над контуром, искал выразительные ра­курсы. Густая живописная поверх­ность его полотен, кажется, несёт в себе огромный заряд энергии.

Летом 1912 г. Татлин арендовал мастерскую в Москве на улице Осто­женке, куда приглашал многих дру­зей-художников. В начале 1913 г. он участвовал в двух выставках «Бубно­вого валета», в конце того же года показал свои картины на выставке объединения «Мир искусства».

В 1911 — 1915 гг. Татлин работал театральным художником. Офор­мив постановку старинной народ­ной драмы «Царь Максемьян» на сцене московского Литературно-ху-

Косарь. 1912 г. Художественный музей, Нижний Новгород - student2.ru

Владимир Татлин.

Наши рекомендации