Задачи художественного развития учащихся 4 класса

Аннотация к рабочей программе «Изобразительное искусство»

Рабочая программа составлена для изучения курса «ИЗО» учащимися 4 класса общеобразовательной школы.

Рабочая программа разработана на основе интегрированного курса программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для общеобразовательных учреждений, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (авторы Б.М.Неменский, В. Г. Гуров, Л. А. Неменская, 2009г.) и примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству (2004 г.), обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы.

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Цели:

-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи:

овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательного учреждения Российской Федерации отводится для обязательного изучения ИЗО в 4 классе 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

В соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом на 2015 - 2016 учебный год на изучение предмета «ИЗО» в 4 классе отведено 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Пояснительная записка

Целью преподавания изобразительного искусства в об­щеобразовательной школе является формирование худо­жественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодейст­вия искусства с жизнью. Предусматривается широкое при­влечение жизненного опыта детей, примеров из окружаю­щей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным усло­вием успешного освоения детьми программного материа­ла. Стремление к отражению действительности, своего от­ношения к ней должно служить источником самостоятель­ных творческих поисков.

На уроках вводятся игровые драматизации по изучае­мой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, трудом. С целью формирова­ния опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное твор­чество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художест­венные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Общественное приложение результа­тов художественной деятельности школьников имеет прин­ципиально важное значение в воспитательном процессе.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержатель­ном единстве. Разнообразие видов практической деятель­ности подводит учащихся к пониманию явлений художест­венной культуры, изучение произведений искусства и ху­дожественной жизни общества подкрепляется практичес­кой работой школьников.

B программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.

Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для учащихся 4 классов составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», составленной под руководством Б.М.Неменского 1-4 классы, издательство «Дрофа», Москва, 2011год

Общее количество учебных часов -34

Количество учебных часов -1 раз в неделю.

 

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

• развитие художественно-творческих способностей учащихся, об­разного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образ­ной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действи­тельности;

• воспитание культуры восприятия произведений изобразитель­ного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и ди­зайна;

• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира; о выра­зительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архи­тектуры; знакомство с образным языком изобразительных (плас­тических) искусств на основе творческого опыта;

овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусст­ву, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи художественного развития учащихся 4 класса

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Дети учатся:

· эмоционально откликаться на красоту природы родного края, красоту людей родной земли. Видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях, в архитектуре, предметах быта;

· эмоционально воспринимать своеобразие природы и условия жизни разных народов;

· видеть особенности искусства разных стран на при­мере выдающихся произведений, в способах организации окружающей среды, постройках, одежде и украшениях. Эмоционально откликаться на общие для разных народов нравственно-эстетические представления о труде, любви, о прекрасном и безобразном в отношении человека к че­ловеку, к обществу;

· видеть общие гуманистические основы в искусстве разных стран.

  • На протяжении всего года развивать в детях способ­ность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, особенно при создании кол­лективных работ. Очень важно поддерживать у ребят ин­терес к создаваемым (для своего класса, для школы) творческим работам, а также воспитывать интерес к твор­честву художников родного края, зарубежных стран. Фор­мирование творческой активности.

Дети учатся:

• сравнивать отношение к миру, выраженное в про­изведениях искусства разных народов;

• видеть в жизни много интересного для себя: выра­жать свое отношение к природе, человеку, культуре раз­ных народов во всех видах художественно-творческой де­ятельности;

• сознательно использовать средства разных видов искусства для выражения собственного отношения к ок­ружающей действительности.

Формирование художественных знаний, умений и навы­ков

В результате обучения учащиеся узнают:

• особенности архитектуры (родного края, нашей страны, зарубежных стран Запада и Востока) и ее связи с природой;

• произведения некоторых выдающихся художников своей страны;

• гуманистические основы прогрессивного искусства разных народов мира.

Дети учатся:

• делать по наблюдению и с натуры зарисовки чело­века;

• изображать природу и постройки, передавая их рас­положение в пространстве;

• пользоваться техникой аппликации;

• конструировать объемные формы, усложняя их де­коративными деталями;

• передавать свое отношение к изображаемым собы­тиям, используя для этого возможности композиции, ри­сунки, цвета;

• свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

• участвовать в групповой работе при создании кол­лективного панно;

— проводить экскурсию по выставке работ учащихся своего класса для учащихся других классов, учителей, гостей школы, родителей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать

• основные виды и жанры изобразительных (пластических) ис­кусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира;

• значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;

уметь

• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспекти­ва, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искус­ства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произве­дениям литературы и музыки, декоративных и художественно- конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наши рекомендации