Задачи художественного развития учащихся 4 класса
Аннотация к рабочей программе «Изобразительное искусство»
Рабочая программа составлена для изучения курса «ИЗО» учащимися 4 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана на основе интегрированного курса программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для общеобразовательных учреждений, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (авторы Б.М.Неменский, В. Г. Гуров, Л. А. Неменская, 2009г.) и примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству (2004 г.), обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Цели:
-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
– овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
– развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательного учреждения Российской Федерации отводится для обязательного изучения ИЗО в 4 классе 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
В соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом на 2015 - 2016 учебный год на изучение предмета «ИЗО» в 4 классе отведено 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Пояснительная записка
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
На уроках вводятся игровые драматизации по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Общественное приложение результатов художественной деятельности школьников имеет принципиально важное значение в воспитательном процессе.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
B программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.
Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для учащихся 4 классов составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», составленной под руководством Б.М.Неменского 1-4 классы, издательство «Дрофа», Москва, 2011год
Общее количество учебных часов -34
Количество учебных часов -1 раз в неделю.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи художественного развития учащихся 4 класса
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве
Дети учатся:
· эмоционально откликаться на красоту природы родного края, красоту людей родной земли. Видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях, в архитектуре, предметах быта;
· эмоционально воспринимать своеобразие природы и условия жизни разных народов;
· видеть особенности искусства разных стран на примере выдающихся произведений, в способах организации окружающей среды, постройках, одежде и украшениях. Эмоционально откликаться на общие для разных народов нравственно-эстетические представления о труде, любви, о прекрасном и безобразном в отношении человека к человеку, к обществу;
· видеть общие гуманистические основы в искусстве разных стран.
- На протяжении всего года развивать в детях способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, особенно при создании коллективных работ. Очень важно поддерживать у ребят интерес к создаваемым (для своего класса, для школы) творческим работам, а также воспитывать интерес к творчеству художников родного края, зарубежных стран. Формирование творческой активности.
Дети учатся:
• сравнивать отношение к миру, выраженное в произведениях искусства разных народов;
• видеть в жизни много интересного для себя: выражать свое отношение к природе, человеку, культуре разных народов во всех видах художественно-творческой деятельности;
• сознательно использовать средства разных видов искусства для выражения собственного отношения к окружающей действительности.
Формирование художественных знаний, умений и навыков
В результате обучения учащиеся узнают:
• особенности архитектуры (родного края, нашей страны, зарубежных стран Запада и Востока) и ее связи с природой;
• произведения некоторых выдающихся художников своей страны;
• гуманистические основы прогрессивного искусства разных народов мира.
Дети учатся:
• делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека;
• изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
• пользоваться техникой аппликации;
• конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
• передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунки, цвета;
• свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
• участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
— проводить экскурсию по выставке работ учащихся своего класса для учащихся других классов, учителей, гостей школы, родителей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать
• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России и мира;
• значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;
уметь
• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно- конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ