Цели и задачи духовно-нравственного развития учащихся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №554

Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании Педагогического Совета ГБОУ Лицей №554 Протокол № ____ «_____ » __________ 2016 года   Директор ГБОУ Лицея № 554 ____________________И.Н.Безбородая   «______ » _____________ 2016 года  

Рабочая программа

По предмету

«Основы религиозной культуры и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

Для учащихся 4А класса

( 34 часа, 1 час в неделю)

Составитель:

Боровский М.В.. _ педагог организатор,

Санкт-Петербург



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу рабочей программы по «Основам религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса ГБОУ Лицей № 554 положена авторская программа «Основы религиозных культур и светской этики». А. В. Кураева «Просвещение», 2010 и обеспеченная учебником А. В. Кураева Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс. - М.:, Просвещение, 2012.

Учебник рекомендован к использованию Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа курса построена с учётом требований ФГОС, содержит общую характеристику особенностей курса, его целей, задач, содержания и планируемых результатов образования.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) является:

· Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

· Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83"Об образовании в Санкт-Петербурге";

· Федеральный государственный образовательный

· стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

· Конституция Российской Федерации;

· Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);

· Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);

· Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;

· Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"

· Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7).

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;

· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.

· Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 № 1047;

· Сан ПиН , 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

· Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);

· Учебный план ГБОУ Лицей №554 на 2015-2016 учебный год;

· Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов ГБОУ Лицей №554.

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Данная программа включает содержание 6 модулей:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществлен родителями (законными представителями) учащихся школы. Зафиксирован протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. Изучение осуществляется по учебно-методическому комплекту «Основы духовно-нравственной культуры народов России» издательства «Просвещение» через модули, выбранные на основании опроса и пожелания родителей: «Основы светской этики», «Основы православной культуры» автор учебника Андрей Вячеславович Кураев.На основании произведённого выбора сформированы группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Решение о количестве учебных групп принято с учётом необходимости предоставления обучающимся возможности изучения выбранного модуля, а также с учётом имеющихся условий и ресурсов ГБОУ Лицей № 554. В рамках изучения курса сформирована учебная группа по модулю «Основы православной культуры» из обучающихся разных классов.

Для изучения в 4в классе родители учащихся выбрали модуль «Основы православной культуры». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Цель учебного курса «Основы православной культуры» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Ø элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

Ø представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

Ø элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

Ø элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

Ø интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

Ø уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

Ø ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

Ø начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

Ø элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

Ø интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

Ø стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

Ø любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

Ø уважение к защитникам Родины;

Ø умение отвечать за свои поступки;

Ø негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Ø первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

Ø различение хороших и плохих поступков;

Ø представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

Ø элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

Ø уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Ø установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Ø бережное, гуманное отношение ко всему живому;

Ø знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

Ø стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

Ø представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

Ø отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

Ø первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

Ø уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

Ø элементарные представления об основных профессиях;

Ø ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

Ø элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

Ø первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

Ø умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

Ø умение соблюдать порядок на рабочем месте;

Ø бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

Ø отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

Ø ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

Ø элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

Ø элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

Ø понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

Ø знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

Ø интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

Ø первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

Ø первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

Ø отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Ø развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Ø ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

Ø элементарный опыт природоохранительной деятельности;

Ø бережное отношение к растениям и животным.

Ø 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Ø представления о душевной и физической красоте человека;

Ø формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

Ø интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

Ø интерес к занятиям художественным творчеством;

Ø стремление к опрятному внешнему виду;

Ø отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости

Наши рекомендации