Естественное освеще'ние

МЕСТНОСТИ,нетрадиционное выразительное
средство массового театрализованного пред-
ставления на открытом воздухе, к к-рому относят
природные светила: солнце, луну, звезды.



ж

ЖАНР(фр. genre - род, вид), 1) определенные
нормы создания содержания и формы про-
изведения иск-ва, к-рые будучи неоднократно
повторенными, закрепляются в сознании худож-
ника и публики. 2) Исторически сложившееся
внутреннее подразделение во всех видах иск-ва;
тип художественного произведения в единстве
специфических свойств его формы и содержания.
Понятие «Ж.» обобщает черты, свойственные
обширной группе произведений какой-л. эпохи,
нации или мирового иск-ва вообще.

Существует несколько плоскостей жанровой
дифференциации, каждая из к-рых отвечает ка-
кой-л. грани сложного строения и функциониро-
вания художественного произведения - темати-
ческий, структурный, функциональный; систем-
ный анализ иск-ва приводит к заключению, что
Ж. распадается на несколько поджанров. В ре-
зультате одно и то же произведения иск-ва мож-
но отнести к нескольким жанровым группам
(напр., скульптура Э. М. Фальконе - «Медный
всадник» - это памятник, это конный памятник,
это портрет, это исторический портрет, это алле-
горическая скульптура). 3) (В театре) определен-
ное жизненное содержание, тип конфликта, тип
жизненных противоречий, содержащихся в дра-
матургическом произведении. Отсюда вытекает
еще один жанровый признак - особый эстетиче-
ский угол зрения, под которым художник пре-
имущественно воспринимает и воспроизводит
мир. 4) (В массовом действе) определенные об-
разные игровые условия массового общения, вы-
ражающие отношение участников праздника к
жизненному событию, явлению, к жизненной
теме. (Классификация).

ЖАНР ОРИГИНАЛЬНЫЙ,Оригинальный
жанр.

ЖА'НРЫ ЦИРКОВЫЕ,Цирк.

ЖЕСТ(фр. gestes, букв. - деяния), 1) движе-
ние рукой или др. телодвижение, что-то обозна-
чающее или сопровождающее речь. 2) Волевое
телодвижение, выражающее воздействие чел-ка
на окружающую среду или др. людей, (напр.,
магический Ж.). Различают внешний Ж.: фи-
зический, зримый (напр., решительный Ж., выра-
зительный Ж.) и внутренний Ж.: скрытый,
воображаемый образ жеста, внутреннее стремле-
ние, вызывающее внеш. физический Ж.

В сценической практике выделяют также: Ж.
психологический - по определению М. Чехова,
«внутренние прообразы наших физических,
бытовых жестов. Они стоят за ними (как и за
словами нашей речи), давая им смысл, силу,
выразительность. В них невидимо жестикулирует
наша душа». (Ср., внутр. Ж.): Ж. фантастический
- средство актерской психотехники, позволяющее
выразить самые оригинальные вымыслы
художественной фантазии (передать жизнь
деревьев и растений, горных

скал и окружающих вещей, архитектурных со-
оружений и сказочных персонажей}; Ж.
художественный - выразительное средство
артиста, «рисующего» в условном движении тела
душевное состояние, внутреннее стремление
сценического образа; пластический Ж. - условное,
внутренне свободное телодвижение, имеющее
образное содержание и художественную
выразительность. (Язык жестов).

ЖЕ'СТОВ ЯЗЫК, Язык жестов.

ЖИВО'Е СЛО'ВО,звучащее слово, основное
выразительное средство театра, театрализо-
ванного представления и праздника. Ж.с. можно
рассматривать как документальное, публицисти-
ческое и художественное. Сфера словесного обо-
значения практически не имеет границ (Ж, с.
интересного чел-ка, реального героя, речь веду-
щего, диктора, поэтическое слово, диалог и т. п.).
Ж.с. - это выражение авторской идеи, эмо-
циональный эл-т огромной силы; оно создает
словесные образы, к-рые могут непосредственно
воплощать и передавать действия, чувства, на-
строения, переживания чел-ка. Ж. с. создает ат-
мосферу общения между сценической площадкой
и массовой аудиторией. Ж. с. несет конкретный
материал: им можно охватить большой отрезок
времени в жизни страны, региона, чел-ка, ввести
собравшихся в атмосферу происходящего.

ЖИ'ВОПИСЬ,I) вид изобразительного иск-
ва, произведения к-рого создаются с помощью
красок, наносимых на какую-л. поверхность. Ж. -
важное средство художественного отражения и
истолкования действительности, воздействия на
мысли и чувства зрителей, обладает существен-
ным социальным содержанием и разнообразными
идеологическими функциями.

Выразительность Ж. определяется с помощью
композиции, рисунка и цвета (моно - или поли-
хромного колорита, полутона, переходы, оттен-
ки), характером мазка, обработкой красочной
поверхности (фактура). Передача объема и про-
странства, связанных с линейной и воздушной
перспективой, световой моделировкой, исполь-
зованием тональных градаций и пространствен-
ных качеств теплых и холодных цветов. Ж. может
быть однослойной (аллаприма) и многослойной,
имеющей подмалевок, лессировки.

Ж. отличается многообразием жанров, к-рые
определяются на основе предмета изображения
(портрет, натюрморт, исторический и бытовой
пейзаж, историческая или батальная картина), а
иногда и на основе характеристики изображения
(карикатура, шарж). Различают монументально-
декоративные Ж. (стенные росписи, плафоны,
панно), станковую живопись (картина), декора-
ционную живопись (театральные и кино-
декорации), декоративную роспись предметов
обихода, иконопись, миниатюру (иллюстрирова-
ние рукописей, портрет), диораму и панораму. По
основной технической разновидности - масляная,
водными красками по штукатурке - сырой

21





(фреска) и" сухой (а секко), энкаустика, акварель,
гуашь, пастель, тушь, темпера, живопись кера-
мическими, силикатными, синтетическими крас-
ками, а также кпеевая, восковая, эмаль, мозаика,
витраж.

2) (В театрализованном массовом действе)
выразительное средство режиссуры, являясь эл-
том оформления, а живые живописные картины
создаются действием исполнителей из деталей
реквизита, костюмов, световых эффектов. (Ху-
дожественный фон).

ЖИВОТНЫЕ,нетрадиционное вырази-
тельное средство массового театрализованного
представления. В массовом действе почти по-
всеместно применяются кони и белые голуби,
реже используются собаки и олени, верблюды и
дрессированные медведи. Зачастую включение в
массовое представление Ж., помогает образному
решению темы.

ЖИЗНЕННОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ,1) Способ
взаимосвязи чел-ка с окружающей средой и с др.
людьми. 2) Поведение, поступки людей в реаль-
ных, жизненных условиях. 3) преднамеренная
активность чел-ка, процесс, направленный на
достижение осознанно поставленной жизненной
цели. Ж. д. осуществляется на основе определен-
ных способов, соотносимых с конкретной си-
туацией - с жизненными условиями. Ж. д. -
главный предмет театрализации. Перевод Ж. д. в
праздничное или сценическое действие осуще-
ствляется посредством игры, с помощью которой,
с одной стороны оно остается реальным, а с
другой - приобретает условный характер. (Ср.,
Реальное действие). 4) Реальное игровое поведе-
ние участников театрализованного действа,
имеющее конкретную жизненную цель.

ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ СОБЫТИ'ЙНЫЙ,
Событийный жизненный факт.

ЖИЗ'НИ ФА'КТЫ,Факты жизни.

ЗАБА'ВА,то, к чему относятся несерьезно,

развлечение, удовольствие, потеха.

Наши рекомендации