Что такое контраст дополнительных цветов
Дополнительные цвета – это два цвета, которые при смешивании дают нейтральный серый оттенок (при смешивании их пигментов). В физике 2 хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также называются дополнительными. 2 таких цвета образуют странную пару. Находясь рядом, они максимально возбуждают друг друга, а при смешивании взаимоуничтожаются. Каждый цвет имеет всего лишь один дополнительный цвет. В цветовом круге Иттена эти цвета расположены диаметрально один к другому.
Они образуют следующие пары:
Желтый – фиолетовый
Жёлто-оранжевый – сине-фиолетовый
Оранжевый – синий
Красно-оранжевый – сине-зелёный
Красный – зелёный
Красно-фиолетовый – жёлто-зелёный
Анализирую, делаем вывод, что в этих парах всегда присутствует 3 основных цвета: жёлтый, красный и синий:
Жёлтый – фиолетовый = жёлтый – красный и синий
Синий – оранжевый = синий – жёлтый и красный
Красный – зелёный = красный – жёлтый и синий
Необходимо вспомнить опыт из раздела физики, когда при исключении одного из цветов спектра, все остальные при смешивании дадут его дополнительный цвет.
Но есть и ряд других особенностей. Например, пара жёлтый – фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительный цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый – сине-зелёный это чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.
Примером использования контраста дополнительных цветов могут служить работы :
«Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка (1390-1441).
«Гора Сен-Виктор» Поль Сезанн
Что такое симультанный контраст?
Симультанный контраст – явления, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, то есть одновременно порождает его сам. Это значит, что закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют.
Можно поставить следующий опыт. На большой ярко окрашенной плоскости разместить чёрный квадрат, а затем поверх положить листок папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то квадрат начнет казаться зеленоватым, а если зелёным, то квадрат покажется красноватым и так далее по принципу дополнительных цветов.
То есть каждый цвет в глазах зрителя одновременно порождает и свой и противоположный ему.
Гёте: «Симультанный контраст является первейшим качеством цвета, дающим возможность использовать его в эстетических целях.
С помощью определённых мер действие симультанного контраста может быть увеличено, или уничтожено. Например, если в серый квадрат на оранжевом фоне добавить примеси оранжевого, то симультанный контраст нейтрализуется. А если в серый, наоборот, добавить дополнительный к оранжевому голубой, то симультанное действие контраста усилится.
Примером могут служить следующие картины:
«Срывание одежд с Христа» Эль Греко (1541-1614)
«Ночное кафе» Винсент Ван Гог (1853-1890).
Цвет и психология
Безусловно, что цвет и психология напрямую взаимосвязаны. Природа цвета изучается, в том числе и с позиции психологии. Психологи интересуются проблемами влияния цветового излучения на нашу психику и душевное состояние. Символика цвета, его субъективное восприятие и различное к нему отношение являются важными, ключевыми темам психологов, так же как и экспрессивное цветовое воздействие, обозначенное Гёте, как чувственно-нравственное проявление.
Существует отдельная сфера, заключенная в рамки науки психологии, именуемая психологией восприятия цвета. Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.
Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения. Позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.
Психологи занимаются изучение семантики цвета и влияния его на наш организм. Йоханнес Иттен: «Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаём ли мы себе в этом отчёт или нет».
Глубокая синева моря очаровывает нас, а этот же самый цвет в помещении нам кажется жутким и безжизненным, он вселяет в нас ужас.
Краснота лица выдает ярость и лихорадку, а зеленоватый или желтоватый его цвет говорит о болезни.
Попробуем объяснить систему психологии восприятия цвета на цветах первого порядка.
Жёлтый – самый светлый из всех цветов. С серым он теряет это качество. Желтый – это более материальный и более уплотнённый белый цвет. Желтый, как самы светлый из хроматических цветов символизирует правду, разум, познание. Не зря нам с детства знакомо выражение «Светлая голова».
Красный – не имеет ни жёлтого ни синеватого оттенка на цветовом круге. Его яркость практически невозможно затмить. Он чрезвычайно изменчив и легко меняет свой характер. В этом цвете пылает жар страстной физической любви. И революционные знамёна тому подтверждение.
Синий – всегда пассивен, в отличии от красного. Но с точки зрения духовной нематериальности синий производит активное впечатление. Синий цвет всегда холодный. Словно сжат и сосредоточен в себе. Люди, которые в своих цветовых предпочтениях тяготеют к синему, отличаются бледным цветом лица и слабым кровообращением.