Хроматические растяжки основных и дополнительных цветов

Цель самостоятельной работы: изучить и освоить приемы выполнения 2-х тоновых хроматических растяжекосновных и дополнительных цветов.

Актуализируемые понятия:

Дополнительные цвета, составные цвета, оттенок.

Задания, которые необходимо выполнить:

1. Начертить 2 прямоугольника 2,0×18,0 см и разделить их на 9 равных частей (квадратов). Последовательность заполнения цветовых рядов аналогична выполнению 9-ти ступенчатой ахроматической растяжки (крайние квадраты, средний, промежуточные).

2. Сначала выполните цветовой ряд с растяжкой от одного хроматического цвета к другому. Крайние квадраты залить двумя из основных цветов, например: желтым и красным, желтым и синим, красным и синим и т.д. Заполнить средний, а затем промежуточные квадраты ряда.

3. Выполнить второй цветовой ряд с растяжкой от одного дополнительного хроматического цвета к другому, например: от желто-зеленого к фиолетовому, от красного к бирюзовому, от зеленого к пурпурному.

4. Внимательно изучить полученные цветовые ряды и ответить на вопросы:

− Определить понятия основных, составных и дополнительных цветов?

− Какой цвет получается в результате смешения дополнительных цветов?

Материалы:простой карандаш, линейка; кисти, акварель, белила, гуашь; акварельная бумага формата А4.

Выполнив задания самостоятельной работы, студенты смогут:

• понимать отношения между основными и/или дополнительными хроматическими цветами;

• применять навыки смешения цветов для создания плоскостных композиций.

Требования к оформлению работы:

Цветные схемы закомпоновать на листе формата А4, внизу черным цветом подписать название работы и данные исполнителя.

Критерии оценивания:

• правильное построение схем;

• пропорциональность градаций цветового тона в рядах;

• аккуратность исполнения и грамотная компоновка изображения на листе.

Самостоятельная работа № 4

Цветовая звезда И. Иттена

Цель самостоятельной работы: изучить основные взаимоотношения хроматических цветов и их взаимодействие с белым и черным цветом.

Актуализируемые понятия:

Цветовая модель, цветовая система, цветовая схема.

Пояснение к заданию:

Цветовая звезда И. Иттена является разверткой модели цветового шара О. Рунге из 12-ти цветовых меридианов и 6-ти параллелей, освещенного сверху и затененного внизу.

Задания, которые необходимо выполнить:

1. Начертить окружность радиусом 7,0 см, в которую необходимо вписать 6 внутренних окружностей меньшего радиуса с интервалом в 1,0 см, таким образом, получится 7 зон.

2. Внешний контур большой окружности поделить на 12 частей по 30°, полученные точки будут являться концами лучей цветовой звезды. Полученные интервалы поделить на 2 части для получения промежуточных точек, которые соединить вспомогательными линиями с центром окружности, таким образом, получится 12 меридианов.

3. Меридианы (радиусы) поделить на 2 части, полученные точки соединить с концевыми точками лучей цветовой звезды.

4. Внутреннюю зону цветового круга, являющуюся полюсом заполнить белым цветом. Участки 4-ой зоны – экватора, ограниченные меридианами, последовательно залить следующими цветами: желтым, желто-оранжевым, оранжевым, красно-оранжевым, красным, красно-фиолетовым, фиолетовым, сине-фиолетовым, синим, сине-зеленым, зеленым, желто-зеленым. Внешнюю зону темного полюса – концы звезды – покрыть черным цветом.

5. Между белым цветом и цветом экватора последовательно расположить две ступени осветления этого цвета (разбелы). От зоны экватора до темного полюса соответственно две ступени затемнения. Последовательно залить участки отдельных зон смесями «экваториальных» цветов с белым и черным цветами в нужной пропорции.

6. Внимательно изучить полученное изображение и ответить на вопросы:

− Одинакова ли светлота различных цветов?

− Какие цвета при добавлении белого светлеют сильнее?

− В каком из цветов желтом или фиолетовом осветленные (разбеленные) оттенки более отдалены друг от друга?

Материалы:циркуль,простой карандаш, линейка, транспортир; кисти, акварель, белила, гуашь; акварельная бумага формата А4.

Выполнив задания самостоятельной работы, студенты смогут:

• понимать взаимоотношения хроматических цветов, и характер их взаимодействия с белым и черным цветом;

• применять полученную цветовую звезду в качестве схемы для создания гармоничных цветовых сочетаний.

Требования к оформлению работы:

Цветовую схему закомпоновать на листе формата А4, внизу черным цветом подписать название работы и данные исполнителя.

Критерии оценивания:

• правильное построение схемы;

• пропорциональность градаций цветового тона;

• аккуратность исполнения и грамотная компоновка изображения на листе.

Самостоятельная работа № 5

Шкала смешений красок

Цель самостоятельной работы: освоить возможности и приемы смешения красок для получения многообразия цветовых оттенков.

Актуализируемые понятия:

12-ти ступенный цветовой круг, лессировка.

Пояснение к заданию:

Данное задание выполняется акварелью в технике лессировки – наложением одного цвета на просохший слой другого. Новые цвета образуются от просвечивания одного слоя сквозь другой. Задание должно выполняться акварелью на бумаге с высокими кроющими свойствами (акварельная, полуватман).

Задания, которые необходимо выполнить:

1. Начертить квадрат размером 19,5×19,5 см. Разделить его на маленькие квадратики со сторонами 1,5 см., таким образом, всего их получиться 13×13 шт.

2. Левый верхний квадратик оставить незакрашенным (белым). Залить вертикальные столбцы со 2-го по 13-ый цветами 12-ти ступенного цветового круга в следующей последовательности: жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый, фиолетовый, сине-фиолетовый, синий, сине-зеленый, зеленый, жёлто-зелёный. Каждый последующий столбец заливать только после того, как высохнет предыдущий.

3. На горизонтальные ряды со 2-го по 13-ый наносить красочные слои цветов в следующей последовательности: фиолетовый, сине-фиолетовый, синий, сине-зеленый, зеленый, жёлто-зелёный, жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый. Покрывать каждый последующий ряд красочным слоем, только после того, как высохнет предыдущий.

4. Внимательно изучить полученную схему и ответить на вопросы:

− Наблюдается ли в данной схеме некоторая закономерность? Какая именно?

− При смешении, каких цветов получились серые тона?

− Как называются цвета, при смешении которых получается серый цвет?

Материалы: простойкарандаш, линейка; кисти, акварель; качественная акварельная бумага формата А4.

Выполнив задания самостоятельной работы, студенты смогут:

• более точно воспроизводить различные цветовые тона;

• применять технику лессировки в эскизировании.

Требования к оформлению работы:

Цветовую шкалу закомпоновать на листе формата А4, внизу черным цветом подписать название работы и данные исполнителя.

Критерии оценивания:

• равномерность толщины красочных слоев;

• аккуратность исполнения и грамотная компоновка листа.

Наши рекомендации