Контраст дополнительных цветов.

Дополнительные

Цвета противоположные друг другу на цветовом круге называются дополнительными/комплиментарными. Смешивание двух дополнительных цветов дает нам чистый белый цвет!


Родственные

Любые три цвета, которые идут один за другим на цветовом круге называются родственными или гармоничными.

Нейтральные

Два цвета рядом расположенные на цветовом круге в пределах двух полос цветов, смешанные с ахроматическим цветом (белый/черным) или при добавлении родственных оттенков дадут нам нейтральные


Родственно-контрастные
Цвета и их оттенки, расположенными на цветовом круге слева и справа от дополнительного цвета называются родственно-контрастные

48. Что такое цветовой контраст. Перечислите цветовые контрасты. Дайте каждому определение

Цветовой контраст — это сопоставление двух и более цветов таким образом, что бы их можно было эффективно сравнить и показать различия. Его суть можно видеть в том, что противоположные по каким-либо параметрам цвета и цветовые пятна вместе вызывают качественно новые ощущения и чувства, нежели каждый из них по отдельности.

Существует 7 контрастов:

1Контраст по тонупостроен на разнице между цветами. Он представляет собой комбинирование цветов, приближенных к определенным спектрам (сочетание цветов не являющихся дополнительными по отношению друг к другу) Используются первыичные, вторичные и ахроматические цвета. Используется не менее 3 цветов, минимум 2 из них хроматические.

2 Контраст светлого и темного. Самым выразительным примером является сочетание белого и черного.

Красный и зеленый — самый слабый контраст, так как в ч\б варианте практически одинаковы

3 Контраст холодного и теплого основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих цветов. Берутся теплые и холодные цвета, или один цвет но разных оттенков.

Контраст дополнительных цветов.

В круге Иттена, эти цвета стоят напротив друг друга.

Это наиболее сбалансированный контраст, так как вместе дополнительные цвета достигают «золотой середины» (белого), но проблема заключается в том, что они не могут создать ни движения, ни достижения цели. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как создают впечатление накала страстей, а в таком состоянии тяжело находиться долго.

5 Симультанный контраст– его не существует вне нашего восприятия. Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.

Симультанный контраст – это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.

Более всего это проявляется в сочетание черного или серого с хроматичными цветами.

Если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.

На оранжевом, серый примет синеватый оттенок,

На красном – зеленоватый,

На фиолетовом – желтоватый оттенок.

Для его погашения следует в изменяемый цвет добавить оттенок основного. Точнее, если в серый цвет добавить желтизны и определить его на оранжевый фон, то симультанный контраст сведется к нулю. Или разделить границу соприкосновения цветов полосой черного или белого цвета.

Контраст по насыщенности.

Чистый контраст по насыщенности строится на основе разницы между ярким и не ярким цветами в одной светлоте.

Этот контраст дает ощущение выдвижения вперед ярких оттенков на фоне не ярких.

7 Контраст по размеру цветовых пятен. Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики.

Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного.

Чем светлее пятно на темном фоне, тем меньше для равновесия оно занимает пространства.

При цветах равных по светлоте пространство, занимаемое пятнами, равно.

49. В каких сопоставлениях представил Иттен характер холодных и теплых оттенокв

Обычно желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть теплыми цветами, а желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Совершенно так же, как полярности белого и черного представляют собой самый светлый и самый темный цвет, а все серые тона только относительно светлы или темны в зависимости оттого, контрастируют ли они с более темными или светлыми тонами, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости оттого, контрастируют ли они с более теплыми или холодными цветами. Характер холодных и теплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:

·холодный — теплый;

·теневой — солнечный;

·прозрачный — непрозрачный;

·успокаивающий — возбуждающий;

·жидкий — густой;

·воздушный — земной;

·далекий — близкий;

·легкий — тяжелый;

·влажный — сухой.

50. Что означает термин гармония, цветовая гармония?

1 вариант ответа
в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов
в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета

2 вариант ответа
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

- цветового тона;

- светлоты;

- насыщенности;

- формы;

- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

51. Назовите основные нормативные теории цветовой гармонии, дайте им характеристику.

1 Первая попытка привести цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Цветовая система Ньютона - это цветовой круг, составленный из семи цветов- красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

Позднее к спектральным цветам добавили пурпурные цвета, которых нет в спектре, получив их смешением двух крайних цветов спектра - красного и фиолетового.

Цвета красно-желтой части круга назвали теплыми, а голубовато-синей части круга - холодными. В этом заключалась первая попытка "гармонизации цветов.

2В 1865 году художник Рудольф Адамс изобрел «аппарат для определения гармонических цветовых сочетаний» - «хроматический аккордеон». Цветовой аккордеон Адамса состоял из цветового круга, разделенного на 24 сектора, а каждый из секторов был разделен на 6 степеней по светлоте. К цветовому кругу были изготовлены пять шаблонов, в которых были симметрично вырезаны 2, 3, 4, 6 и 8 отверстий по размерам секторов. Передвигая шаблоны с отверстиями, можно было получать различные цветовые комбинации, которые Адамс назвал «симметричными аккордами». При этом Адамс считал, что эти «аккорды» не обязательно могут получиться гармоничными, однако являются основанием для выбора различных гармонических сочетаний цветовых тонов.

Основные принципы цветовой гармонии Адамс сформулировал следующим образом:

В гармонии должны быть заметными по крайней мере первоначальные элементы многообразия цветовой области; красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, то есть количественное отношение красок.

В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.

5. Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен».

Теория гармонических цветовых сочетаний Адамса имела ценность для практики живописи.

3 Немецкий физиолог Брюкке также считал цвета, лежащие в пределах малых интервалов цветового круга, гармоничными из-за их сближенности по цветовому тону. В теории гармонических сочетаний цветовых тонов Брюкке впервые наряду с парными сочетаниями различных цветов выделил триады цветов, которые он считал гармоническими. Гармоническими триадами цветов Брюкке считал красный, синий и желтый, а также красный, зеленый и желтый цвета. По его мнению, к этим трем цветам можно присоединять цвета малых интервалов.

4 Популярной в XIX в. была теория цветовой гармонии В.Оствальда, который пытался найти математические закономерности цветовой гармонии от геометрических отношений расположения цветов внутри цветового круга. Оствальд считал, что все цвета, содержащие равную подмесь белого или черного цвета, являются гармоничными, а из не содержащих такой подмеси наиболее гармоничны те, которые отстоят друг от друга в цветовом круге через равное количество интервалов. Представляет интерес учение об ахроматической гармонии Оствальда, в котором автор нашел математическую зависимость между изменением светлоты ахроматического цвета и пороговой чувствительностью глаза. Оствальд доказал, что при изменении светлоты пороговая чувствительность глаза изменяется по закону среднегеометрической величины.

5 Теория гармонических сочетаний цветовых тонов В.М.Шугаева базируется на теориях Менселла и Бецольда и основана на комбинациях цветов цветового круга. По мнению автора, основу кpyгa составляют четыре цвета: желтый, красный, синий и зеленый по принципу родства и контраста. В.М.Шугаев систематизировал различные виды гармонических сочетаний цветовых тонов и привел их к основным четырем видам:

1. сочетания родственных цветов;

2. сочетания родственно - контрастных цветов;

3. сочетания контрастных цветов;

Родственные

§ одноцветные (один цвет, разная насыщенность). Если разница в насыщении очень велика, то говорят о тоновом контрасте.

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru Контраст дополнительных цветов. - student2.ru

§ аналогичные (родственные цвета, расположенные в одной четверти цветового круга или соединяются с одним из главных).

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru Контраст дополнительных цветов. - student2.ru

§ преобладающие (цвет один, но оттенок разный).

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru Контраст дополнительных цветов. - student2.ru

Контрастные

§ родственно-контрастные (находятся в разных четвертях и соединяются хордой). Они более яркие, динамичные, эмоциональные.

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru Контраст дополнительных цветов. - student2.ru

§ контрастные – на разных концах диаметра цветового круга.

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru Контраст дополнительных цветов. - student2.ru

§ соединение хроматического с ахроматическим.

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru Контраст дополнительных цветов. - student2.ru

§ соединение ахроматического с ахроматическим.

56. Что такое цветовая гамма? Ее основные типы.

Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы.

57. Дайте определение термину цветовая композиция.

Цветовая композиция - это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции.

58. Назовите основные виды цветовой композиции и дайте им характеристику.

Монохромия

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru Контраст дополнительных цветов. - student2.ru

В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.

Что выражает монохромная композиция:

§ классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы);

§ сильно направленное к определенной степени воздействие (пример: икона Владимирской Божьей Матери, Спас);

§ сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии).

§ старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан)

§ простота, доходчивость и броскость (примеры: геральдика, реклама);

Полярная композиция

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.

Что выражает полярная композиция:

§ эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений.

§ выявляет противопоставления (фигура-фон, большое-малое, добро-зло, женщина-мужчина...)

§ если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссанируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов)

Трехцветная композиция

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru Основу трехцветной композиции могут составлять:

§ триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.

§ триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий.

§ любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в 12-ступенчатый круг. (пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый).

Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но тем не менее это самый оптимальный тип цветовой композиции.).

Многоцветие

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru Контраст дополнительных цветов. - student2.ru

В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических цвета. Обычно: Красный, Желтый, Зеленый, Синий. Или две основные пары из 12-ступенчатого круга взятые крест-накрест.

Используется:

§ в природе, в храмах, в одежде (особенно царственных особ, хотя и здесь есть исключения)

§ там где изображено большое количество фигур и предметов; где стремятся передать "космичность" произведения, т.е. где произведение служит моделью мира (храм, фрески, большие многофигурные иконы с изображением Бога, неба, земли, подземелья.., жилье).

§ там где мир рассыпается на расколки, царит хаос или веселая неразбериха (пьяный дебош): ярмарочный дизайн, карнавальное искусство и т.д.

Ахромотическая композиция

Контраст дополнительных цветов. - student2.ru

Состоит из Белого, Черного, и промежуточных серых оттенков. В нее могут быть включены небольшие пятна хромотического цвета. Используется для выявления формы, т.е. когда есть желание сделать акцент на форме.

Дополнительные

Цвета противоположные друг другу на цветовом круге называются дополнительными/комплиментарными. Смешивание двух дополнительных цветов дает нам чистый белый цвет!


Родственные

Любые три цвета, которые идут один за другим на цветовом круге называются родственными или гармоничными.

Нейтральные

Два цвета рядом расположенные на цветовом круге в пределах двух полос цветов, смешанные с ахроматическим цветом (белый/черным) или при добавлении родственных оттенков дадут нам нейтральные


Родственно-контрастные
Цвета и их оттенки, расположенными на цветовом круге слева и справа от дополнительного цвета называются родственно-контрастные

48. Что такое цветовой контраст. Перечислите цветовые контрасты. Дайте каждому определение

Цветовой контраст — это сопоставление двух и более цветов таким образом, что бы их можно было эффективно сравнить и показать различия. Его суть можно видеть в том, что противоположные по каким-либо параметрам цвета и цветовые пятна вместе вызывают качественно новые ощущения и чувства, нежели каждый из них по отдельности.

Существует 7 контрастов:

1Контраст по тонупостроен на разнице между цветами. Он представляет собой комбинирование цветов, приближенных к определенным спектрам (сочетание цветов не являющихся дополнительными по отношению друг к другу) Используются первыичные, вторичные и ахроматические цвета. Используется не менее 3 цветов, минимум 2 из них хроматические.

2 Контраст светлого и темного. Самым выразительным примером является сочетание белого и черного.

Красный и зеленый — самый слабый контраст, так как в ч\б варианте практически одинаковы

3 Контраст холодного и теплого основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих цветов. Берутся теплые и холодные цвета, или один цвет но разных оттенков.

Контраст дополнительных цветов.

В круге Иттена, эти цвета стоят напротив друг друга.

Это наиболее сбалансированный контраст, так как вместе дополнительные цвета достигают «золотой середины» (белого), но проблема заключается в том, что они не могут создать ни движения, ни достижения цели. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как создают впечатление накала страстей, а в таком состоянии тяжело находиться долго.

5 Симультанный контраст– его не существует вне нашего восприятия. Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.

Симультанный контраст – это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.

Более всего это проявляется в сочетание черного или серого с хроматичными цветами.

Если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.

На оранжевом, серый примет синеватый оттенок,

На красном – зеленоватый,

На фиолетовом – желтоватый оттенок.

Для его погашения следует в изменяемый цвет добавить оттенок основного. Точнее, если в серый цвет добавить желтизны и определить его на оранжевый фон, то симультанный контраст сведется к нулю. Или разделить границу соприкосновения цветов полосой черного или белого цвета.

Контраст по насыщенности.

Чистый контраст по насыщенности строится на основе разницы между ярким и не ярким цветами в одной светлоте.

Этот контраст дает ощущение выдвижения вперед ярких оттенков на фоне не ярких.

7 Контраст по размеру цветовых пятен. Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики.

Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного.

Чем светлее пятно на темном фоне, тем меньше для равновесия оно занимает пространства.

При цветах равных по светлоте пространство, занимаемое пятнами, равно.

49. В каких сопоставлениях представил Иттен характер холодных и теплых оттенокв

Обычно желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть теплыми цветами, а желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Совершенно так же, как полярности белого и черного представляют собой самый светлый и самый темный цвет, а все серые тона только относительно светлы или темны в зависимости оттого, контрастируют ли они с более темными или светлыми тонами, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости оттого, контрастируют ли они с более теплыми или холодными цветами. Характер холодных и теплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:

·холодный — теплый;

·теневой — солнечный;

·прозрачный — непрозрачный;

·успокаивающий — возбуждающий;

·жидкий — густой;

·воздушный — земной;

·далекий — близкий;

·легкий — тяжелый;

·влажный — сухой.

50. Что означает термин гармония, цветовая гармония?

1 вариант ответа
в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов
в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета

2 вариант ответа
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

- цветового тона;

- светлоты;

- насыщенности;

- формы;

- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

51. Назовите основные нормативные теории цветовой гармонии, дайте им характеристику.

1 Первая попытка привести цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Цветовая система Ньютона - это цветовой круг, составленный из семи цветов- красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

Позднее к спектральным цветам добавили пурпурные цвета, которых нет в спектре, получив их смешением двух крайних цветов спектра - красного и фиолетового.

Цвета красно-желтой части круга назвали теплыми, а голубовато-синей части круга - холодными. В этом заключалась первая попытка "гармонизации цветов.

2В 1865 году художник Рудольф Адамс изобрел «аппарат для определения гармонических цветовых сочетаний» - «хроматический аккордеон». Цветовой аккордеон Адамса состоял из цветового круга, разделенного на 24 сектора, а каждый из секторов был разделен на 6 степеней по светлоте. К цветовому кругу были изготовлены пять шаблонов, в которых были симметрично вырезаны 2, 3, 4, 6 и 8 отверстий по размерам секторов. Передвигая шаблоны с отверстиями, можно было получать различные цветовые комбинации, которые Адамс назвал «симметричными аккордами». При этом Адамс считал, что эти «аккорды» не обязательно могут получиться гармоничными, однако являются основанием для выбора различных гармонических сочетаний цветовых тонов.

Основные принципы цветовой гармонии Адамс сформулировал следующим образом:

В гармонии должны быть заметными по крайней мере первоначальные элементы многообразия цветовой области; красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, то есть количественное отношение красок.

Наши рекомендации