Основные стадии и тенденции развития культурологии

Параллельно с формированием общефилософской культурологической концепции , целью которой является создание типологии культур ( их классификация ) , с конца ХIХ века шла кристаллизация культурологии как самостоятельной науки , которая рассматривает духовные и материальные продукты деятельности как носители символической информации о данной

культуре . Следуя обычной схеме возникновения науки , культурология рождалась из обобщения эмпирического знания прежде всего в области археологии , этнографии , искусствоведения , позже - социологии . Но необходимость синтезировать данные всех этих ( и других ) наук в рамках специальной науки заставляет говорить о философском характере культурологии .

Основным предметом культурологии является сущность культуры . В наиболее монолитных классических учениях можно выделить две основные тенденции , два основных подхода к изучению социального организма .

Первый подход порожден организмом и его условно можно назвать морфологическим , так как он направлен на изучение внешних форм организации общества . Этот подход характерен прежде всего для функционализма , который понимает под культурой совокупность действующих социальных институтов , а также для английского структурализма , который видит сущность культуры в политической структуре общества

Наиболее близко к классической культурологии иррационалистическое понимание культуры - поиск ее истоков и сущности в сфере духовной .

Признание духовных фактов определяющими в функционировании культуры ведет к осознанию специфичности методов ее исследования . Выбор метода зависит от того , каким духовным факторам придается наибольшее значение . Так , М. Шеллер считает , что религия , философия и наука - не стадии развития духа , а формы его существования . Таким образом , культуры следует различать по превалирующей форме сознания .

Однако большинство культурологов признает определяющими для любой культуры до - рационалистические формы сознания . Отсюда признание идущей от романтиков традиции " вживания " в культуру , проникновения в нее через личный психический опыт . Такого рода истолковывающая методика получила название герменевтики ( В. Дильтей ) На каком - то этапе теория культуры сомкнулась с философией науки . Проблема понимания оказалась общей для гносеологии и культурологии и претерпела некоторые изменения .

Герменевтика интересуется самим процессом понимания как основой рациональной деятельности .

Язык признается выражением психического опыта , а следовательно , и культуры . Под пониманием подразумевается интерпретация , перевод с одного языка на другой .

Таким образом , можно выделить три основные школы культурологии : функциональную , аксиологическую и интуитивистскую . В этих школах проблема сущности культуры превращается в проблему метода ее постижения , а в герменевтике , кроме того , - в проблему передачи информации о культуре .

2. ЧЕЛОВЕК ,КУЛЬТУРА , ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ .

Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное воспроизводство включает воспроизводство личности, всей системы общественных отношений, в том числе технологических и организационных, а также культуру. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая как необходимый элемент общественного воспроизводства и одновременно как важнейшая характеристика субъекта деятельности, развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом во всей его исторической конкретности.

Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры. И если деятельность представляет собой способ бытия общественного человека, то культура — способ деятельности человека, технология этой деятельности. Можно сказать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. Иными словами, культура — способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Именно в этом ключе в научной философии при рассмотрении производства обществом человека “как возможно более целостного и универсального продукта общества” используется термин “культивирование всех свойств общественного человека”. Это значит, что человек должен уметь пользоваться множеством “вещей”, т.е. предметами внешнего мира, своими чувствами, мыслями.

Иными словами, каждый отдельный индивид лишь тогда может считаться “культурным человеком”, когда он владеет способами пользования достижениями общества, в котором живет. Ведь общественное производство выступает и как условие, и как предпосылка деятельности человека, культура же является своего рода принципом связи общества с индивидом, способом его вхождения в социальную жизнь. Развитие способности пользоваться тем, что создало и накопило общество, овладение способами этого пользования — вот что характеризует процесс культивирования человека.

В таком видении культуры на первый план выходит такая ее черта, как воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям — схеме, алгоритму, коду, матрице, канону, парадигме, эталону, стереотипу, норме, традиции и пр. Именно наличие некоторых определенных схем, идущих от поколения к поколению и предопределяющих содержание и характер деятельности и сознания, позволяет ухватить суть культуры как транслятора деятельности, аккумулятора исторического опыта. Следует иметь в виду, что культура — это система последовательных правил деятельности, передающихся от прошлого к будущему, от содеянного — к будущим деяниям.

Наши рекомендации