I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания
II. Проверка домашнего задания.
Учитель спрашивает учащихся о том, кто из них хочет исполнить одну из песен, выученных дома. Ученики исполняют песни (если кто-то из детей захочет спеть какую-либо другую русскую народную песню, то необходимо дать им такую возможность). После этого (по желанию учащихся) можно послушать несколько человек, которые расскажут песни наизусть, как стихи. Дети оценивают работу друг друга, выделяют лучших исполнителей.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Мы продолжаем чтение произведений русского фольклора.
– Как вы понимаете само слово «фольклор»?
Фольклор – народное творчество.
– И сегодня нас ожидает встреча со сказками... Но не с обычными, а с докучными.
– Знаете ли вы, какие сказки называют докучными?
– И тем не менее каждый из вас слышал, и я думаю, знает хотя бы одну докучную сказку.
Прилагательное докучный тесно связано с глаголом докучать.
– Как вы понимаете значение глагола докучать?
џ Словарная работа.
Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.
– Отсюда и докучный.
Докучный (устар.) – наводящий скуку, докучливый.
Докучливый (устар.) – надоедливый, навязчивый.
Значения слов записаны на доске.
– Таким образом, мы будем читать сегодня сказки, которые могут наскучить, надоесть. А может ли такое быть на самом деле? Давайте посмотрим.
Один из учеников читает сказку «Жил да был карась...».
– Понравилась вам сказка?
– Почему?
Далее дети вместе с учителем читают докучные сказки: «Жил-был журавль», «Жил-был старичок».
– Что хотите сказать?
– Чему учат эти сказки?
Затем один из учащихся читает докучную сказку «У нашего Гришеньки...»
– Хороша ли эта сказка?
– Почему?
– Чем докучные сказки отличаются от сказок?
IV. Итог урока.
– Что особенно понравилось на уроке?
– Какие открытия сделали?
– О чем бы еще хотели узнать?
Домашнее задание:вспомнить или найти в книгах докучные сказки, подготовиться к их пересказу.
Урок 4
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»
Цели:прививать учащимся интерес к устному творчеству русского народа, учить детей различать добро и зло, сопереживать; работать над развитием речи, мышления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся рассказывают докучные сказки, которые они вспомнили или прочитали. Некоторые сказки можно выучить наизусть со всем классом.
Среди детей можно организовать конкурс на «Самую-самую докучную сказку», «Самую короткую сказку», «Сказку – нескладушки–неладушки», «Самого докучливого сказочника» и т. д. (Дети-победители могут быть награждены шуточными медальками.)
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
Звучит фонограмма песни «В мире много сказок».
– Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!» Согласны ли вы с изречением знаменитого поэта и сказочника?
– Обоснуйте ваше мнение.
– Как вы думаете, легко ли сочинять сказки?
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал.
– А есть ли у вас любимые сказки?
– Какими словами обычно начинаются сказки?
– Какими словами часто заканчиваются сказки?
– Начало сказки называется зачином,а ее окончание, заключительная часть – концовкой.
– Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
2. Работа над сказкой.
Учитель выразительно читает сказку.
– Что хотите сказать?
– Кто из героев сказки вам понравился? Чем?
– Кто не понравился? Почему?
– Было ли вам страшно, когда слушали сказку?
– Было ли вам радостно?
– Чему учит сказка?
IV. Итог урока.
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чем заставил задуматься?
Домашнее задание:перечитать сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (с. 22–27, часть 1-я); подготовить пересказ сказки и выразительное чтение особенно впечатлившего вас отрывка, по желанию выполнить рисунок к сказке.
Урок 5
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»
Цели:продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками, прививать детям интерес к чтению, учить проникать в глубину содержания произведения, развивать речь, мышление учеников.
Ход урока