I. Организационный момент. Проверка домашнего задания

II. Создание проблемной ситуации

Словарный диктант: «Имена существительные 3-го склонения». Учитель читает загадки, а учащиеся записывают отгадки:

В лесу вырезана, А на крайней грядке —

Гладко вытесана. Длинные загадки.

Поет, заливается, В этой грядке Дед Мороз

Как называется? прячет летом красный нос.

(Гармонь.) (Морковка.)

На олене, на коне Гуляю в поле,

Хорошо кататься мне! Летаю на воле.

Не по тундре, не по лугу — Кручу, бурчу,

Еду я по чудо-кругу. Знать никого не хочу.

Я скачу, я лечу, Вдоль села пробегаю

Я в восторге хохочу! Сугробы наметаю.

(Карусель.) (Метель.)

По ночам на мне Ванятка

До того задремлет сладко.

Что не хочется вставать.

Что за штука я?.. (Кровать.)

Ветка в гроздья разодета

Фиолетового цвета.

Это в жаркий летний день

Расцвела в саду... сирень.

В новой стене,

В круглом окне,

Днем стекло разбито,

А за ночь вставлено.

(Прорубь.)

К нам приходит каждый вечер

Гостья в темном покрывале. ..

Бисер сыплется на плечи

Из красивой синей ткани.

(Ночь.)

В избе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе.

Загудело в трубе,

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(Печь

— Определите склонение данных имен существительных.

— Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Совершенно верно, мы будем учиться правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

III. Сообщение темы и целей урока

IV. Орфографическая разминка

Цв..тет у птич..ника цв..ток —

Цв..тет на паре тонких но.. .

Цв..ток пуш..ст и звонок.

— Цв..ток, ты кто?

— Ц..пленок!

Ц..П-Ц..П-Ц..ПЛЯТКИ,

Есть в..дица в ка..ке.

Кто меня б..ится;

Тем не дам в..дицы.

-Вот бегут цыплятки,

(Не) боятся ка..ки!

В. Лунин

— Объясните написание пропущенных букв, раскройте скобки.

— Назовите однокоренные слова, обозначьте в них корень.

— Обозначьте склонение имен существительных.

V. Чистописание

Цыпленок курица петух

— Подберите к словам однокоренные, обозначьте в них корень.

Подойди, цыпленок Цып.

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок, ,

Подарю тебе цветок.

Г. Сапгир

— Подчеркните в словах изученные орфограммы, объясните их написание. Обозначьте склонение имен существительных.

— Объясните значение пословицы: «Цыплят по осени считают».

Рано утром мама-квочка Через час, едва живой,

В класс отправила сыночка. Петушок идет домой.

Говорила: «Не дерись, Ковыляет еле-еле

Не дразнись, не петушись. Он со школьного двора,

Поспеши, уже пора. А на нем и в самом деле

Ну, ни пуха, ни пера!» Нет ни пуха, ни пера.

В. Орлов

— Определите, где выражение «Ни пуха, ни пера!» употреблено в переносном смысле.

— Объясните его происхождение и смысл.

VI. Работа с учебником

Наблюдения за окончаниями имен существительных 3-го склонения.

1.Упр. 187, с. 115.

Работа по вариантам.

1 вариант

— Запишите имена существительные женского рода.

II вариант

— Запишите имена существительные мужского рода.

2.Упр. 188, с. 116. Работа с таблицей и ответы на вопросы.

Физкультминутка

3. Упр.189, с. 116. Письмо с комментированием.

4. Письмо по памяти:

П..тушки расп..туш..лись, можно перыш..к лиш..ться.

но п..драться (не) реш.лись. Если перыш..к лиш..ться,

Если очень п..туш..ться, нечем будет п..туш..ться.

В. Берестов

— Объясните написание пропущенных орфограмм.

— Назовите однокоренные слова, выделите в них корень.

— Объясните выражение: «Петушки распетушились».

— Чему учит нас это стихотворение?

5. Работа со словом.

Смелость, вежливость, жадность, резкость, аккуратность, сдержанность, грубость, решительность, храбрость, активность, трусость, твердость, организованность, болтливость, скупость, внимательность.

— Прочитайте имена существительные, определите их род и склонение. Скажите, используя данные слова, какие ненужные привычки надо искоренять, а какие качества характера надо воспитывать в себе.

— Составьте четыре предложения, используя данные слова (по выбору) (устно).

6. Упр. 277, с. 151. Выполнение упражнения согласно заданию учебника. Физкультминутка

7. Самостоятельная работа:

1) М..л..деж.. наш..й стр..ны любит спорт. 2) Разнообразная дич.. населяет наш.. л..са. 3) Вокруг нас была непроходимая глуш.. . 4) По м..ему телу проб..жала дрож.. . 5) Вокруг расстилалась спелая рож.. . 6) В лунную ноч.. мы любовались кр. сотой оз..ра.

— Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена существительные 3-го склонения, определите их падеж.

— Разберите по составу слова разнообразная, непроходимая, лунную.

VII. Рефлексия

— Какие существительные относятся к именам существительным 3-го склонения?

— Когда пишется мягкий знак на конце имен существительных после шипящих?

Домашнее задание

Упр. 191, с. 117.

Урок 39. Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения (2 урок)

Цели:развивать умение распознавать падеж и склонение имен существительных и осознанно применять эти знания при написании окончаний; упражнять в написании падежных окончаний имен существительных 3-го склонения; развивать речь учащихся; показать красоту зимней природы в январе.

Ход урока

I. Организационный момент

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Нас оно торопит в класс: .

Урок грамматики у нас!

Г. Мохначева

Наши рекомендации