Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время
8.1.На примере исторического понимания феномена культуры показать действие принципов (один по выбору)
Соотнесите авторов с их произведениями:
а) Ж.Ж. Руссо. 1) «Россия и Европа»
б) Ф. Ницше; 2) «Постижение истории»
в) Н.Я. Данилевский; 3) «Эмиль, или о воспитании»
г) О. Шпенглер; 4) «Закат Европы»
д) А. Тойнби; 5) «Антихристианин»
е) К. Ясперс. 6) «Истоки истории и ее цель»
7) «Так говорил Заратустра».
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение тестового контроля и творческого задания).
1. Как называется область знания, отвечающая за формирование системы принципов, методологий, методов познания?
а) прикладная культурология
б) теоретическая культурология;
в) философия культуры;
г) психология культуры.
2. Теоретическая и прикладная культурология имеют разные цели. Соотнесите цели со своими областями:
а) теоретический; 1) категориальный аппарат; 2) управление и охрана культуры;
б) прикладной; 3) культура на историческом уровне; 4) прогнозирование культуры;
5) трансляция культурного опыта, 6)функционирование явлений в обществе
3. У истоков формирования теоретической культурологии стояли Дж. Вико, Вольтер, Гумбольд, Гегель, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Гердер. Укажите, кто не соответствует действительности?
4. Соотнесите авторов с их произведениями:
а) Ж.Ж. Руссо. 1) «Россия и Европа»
б) Ф. Ницше; 2) «Постижение истории»
в) Н.Я. Данилевский; 3) «Эмиль, или о воспитании»
г) О. Шпенглер; 4) «Закат Европы»
д) А. Тойнби; 5) «Антихристианин»
е) К. Ясперс. 6) «Истоки истории и ее цель»
7) «Так говорил Заратустра».
5. Из перечисленных авторов выберите только тех, кто придерживался пессимистической точки зрения: К. Ясперс, Ж.Ж. Руссо, А. Тойнби, Гумбольд, О. Шпенглер, Ф. Ницше, И. Кант.
6. Какая школа впервые в отношении развития культуры применил биологизаторский принцип развития?
а) «всемирщики»,
б) «общественно-историческая»,
в) «локальщики».
7. Ф Ницше рассматривал стадии развития человеческого духа с разными социальными группами. Определите, какой социальной группе соответствует дух?
а) дух как верблюд; 1) крестьяне; 2) ремесленники;3) мещане;4) интеллигенция;
б) дух как лев; 5) сверхчеловек; 6) ученные; 7) духовенство.
в) дух как ребенок.
8. В «осевое время» человек впервые осознает свою жизнь как «бытие к смерти». Способом осознать и преодолеть трагизм становится новая культура. Три ее сферы осуществляют прорыв к трансцендентальному. Какие это сферы?
а) искусство;
б) технология;
в) наука;
г) философия;
д) религия;
е) социально-экономическая.
9. «Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом нате Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя беспечность самого человека». Какому автору принадлежит данное утверждение?
а) Ф. Ницше;
б) К. Ясперсу;
в) Н.Я. Бердяеву;
г) А. Тойнби.
10. Кому принадлежит утверждение, что цивилизация это неизбежная фаза гибели культуры?
а) Н. Я. Данилевскому;
б) О. Шпенглеру;
в) К. Ясперсу;
г) И. Гердеру.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
Заполните таблицу, подбирая соответствующие приведенным в левом столбце понятиям имена из следующего списка: П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, К. Ясперс, Э. Кассирер, Н. Данилевский, Ф. Ницше, Й. Хейзинга.
Культурные сверхсистемы | |
«Осевое время» | |
Цивилизация как смерть культуры | |
Культурно – исторические типы | |
«Вызов» и «ответ» | |
«Дионисийское» и «аполлонийское» начала | |
Символические формы культуры | |
Игра как культурно-историческая универсалия |
Кто является автором обозначенных ниже произведений. Определите соответствие, пользуясь справочной литературой
Название произведения | Предполагаемый автор |
«Закат Европы» | Эсхил |
«Россия и Европа» | Бердяев |
«Постижение истории» | Вергилий |
«Антигона» | Софокл |
«Смысл и назначение истории» | Тойнби |
«Медея» | Гомер |
«Золотая ветвь» | Ясперс |
«Рождение трагедии из духа музыки» | Данилевский |
«Судьба России» | Шпенглер |
«Орестея» | Фрезер |
«Илиада» | Ницше |
11.Учебно-материальное обеспечение:
11.1 Литература:
а) обязательная
1. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М., Издательский центр «МарТ», 2004.
2. Культурология. Под ред.Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.: Высшее образование, 2007.
3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2006.
б) дополнительная
1. Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
12. Материальное обеспечение:
а) наглядные пособия (схемы структуры культурологического знания, слайды, и т.п.)
б) технические средства обучения (проектор, компьютер, презентация и т.п.)
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.
Задания | Количество баллов (верхний порог) | |
Составление презентации «Основатели теоретической культурологии» | ||
Написание эссе | ||
Устное выступление | ||
Решение тестов (обязательное для всех студентов) | ||
Установление соответствия- см.8,2; 8.3 | ||
Знание терминов (обязательное для всех студентов) | ||
Премиальный балл за активность-задание вопросов, ответы на дополнительные вопросы, дополнения устных ответов. | ||
Конспект подготовки к семинарскому занятию тезисы по вопросам семинара (без выступления, обязательный для всех студентов) | ||
Научный реферат | ||