Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

8.1.На примере исторического понимания феномена культуры показать действие принципов (один по выбору)

Соотнесите авторов с их произведениями:

а) Ж.Ж. Руссо. 1) «Россия и Европа»

б) Ф. Ницше; 2) «Постижение истории»

в) Н.Я. Данилевский; 3) «Эмиль, или о воспитании»

г) О. Шпенглер; 4) «Закат Европы»

д) А. Тойнби; 5) «Антихристианин»

е) К. Ясперс. 6) «Истоки истории и ее цель»

7) «Так говорил Заратустра».

Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение тестового контроля и творческого задания).

1. Как называется область знания, отвечающая за формирование системы принципов, методологий, методов познания?

а) прикладная культурология

б) теоретическая культурология;

в) философия культуры;

г) психология культуры.

2. Теоретическая и прикладная культурология имеют разные цели. Соотнесите цели со своими областями:

а) теоретический; 1) категориальный аппарат; 2) управление и охрана культуры;

б) прикладной; 3) культура на историческом уровне; 4) прогнозирование культуры;

5) трансляция культурного опыта, 6)функционирование явлений в обществе

3. У истоков формирования теоретической культурологии стояли Дж. Вико, Вольтер, Гумбольд, Гегель, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Гердер. Укажите, кто не соответствует действительности?

4. Соотнесите авторов с их произведениями:

а) Ж.Ж. Руссо. 1) «Россия и Европа»

б) Ф. Ницше; 2) «Постижение истории»

в) Н.Я. Данилевский; 3) «Эмиль, или о воспитании»

г) О. Шпенглер; 4) «Закат Европы»

д) А. Тойнби; 5) «Антихристианин»

е) К. Ясперс. 6) «Истоки истории и ее цель»

7) «Так говорил Заратустра».

5. Из перечисленных авторов выберите только тех, кто придерживался пессимистической точки зрения: К. Ясперс, Ж.Ж. Руссо, А. Тойнби, Гумбольд, О. Шпенглер, Ф. Ницше, И. Кант.

6. Какая школа впервые в отношении развития культуры применил биологизаторский принцип развития?

а) «всемирщики»,

б) «общественно-историческая»,

в) «локальщики».

7. Ф Ницше рассматривал стадии развития человеческого духа с разными социальными группами. Определите, какой социальной группе соответствует дух?

а) дух как верблюд; 1) крестьяне; 2) ремесленники;3) мещане;4) интеллигенция;

б) дух как лев; 5) сверхчеловек; 6) ученные; 7) духовенство.

в) дух как ребенок.

8. В «осевое время» человек впервые осознает свою жизнь как «бытие к смерти». Способом осознать и преодолеть трагизм становится новая культура. Три ее сферы осуществляют прорыв к трансцендентальному. Какие это сферы?

а) искусство;

б) технология;

в) наука;

г) философия;

д) религия;

е) социально-экономическая.

9. «Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом нате Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя беспечность самого человека». Какому автору принадлежит данное утверждение?

а) Ф. Ницше;

б) К. Ясперсу;

в) Н.Я. Бердяеву;

г) А. Тойнби.

10. Кому принадлежит утверждение, что цивилизация это неизбежная фаза гибели культуры?

а) Н. Я. Данилевскому;

б) О. Шпенглеру;

в) К. Ясперсу;

г) И. Гердеру.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Заполните таблицу, подбирая соответствующие приведенным в левом столбце понятиям имена из следующего списка: П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, К. Ясперс, Э. Кассирер, Н. Данилевский, Ф. Ницше, Й. Хейзинга.

Культурные сверхсистемы  
«Осевое время»  
Цивилизация как смерть культуры  
Культурно – исторические типы  
«Вызов» и «ответ»  
«Дионисийское» и «аполлонийское» начала  
Символические формы культуры  
Игра как культурно-историческая универсалия  

Кто является автором обозначенных ниже произведений. Определите соответствие, пользуясь справочной литературой

Название произведения Предполагаемый автор
«Закат Европы» Эсхил
«Россия и Европа» Бердяев
«Постижение истории» Вергилий
«Антигона» Софокл
«Смысл и назначение истории» Тойнби
«Медея» Гомер
«Золотая ветвь» Ясперс
«Рождение трагедии из духа музыки» Данилевский
«Судьба России» Шпенглер
«Орестея» Фрезер
«Илиада» Ницше

11.Учебно-материальное обеспечение:

11.1 Литература:

а) обязательная

1. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М., Издательский центр «МарТ», 2004.

2. Культурология. Под ред.Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.: Высшее образование, 2007.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2006.

б) дополнительная

1. Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

12. Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия (схемы структуры культурологического знания, слайды, и т.п.)

б) технические средства обучения (проектор, компьютер, презентация и т.п.)

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

Задания Количество баллов (верхний порог)
Составление презентации «Основатели теоретической культурологии»
Написание эссе
Устное выступление
Решение тестов (обязательное для всех студентов)
Установление соответствия- см.8,2; 8.3
Знание терминов (обязательное для всех студентов)
Премиальный балл за активность-задание вопросов, ответы на дополнительные вопросы, дополнения устных ответов.
Конспект подготовки к семинарскому занятию тезисы по вопросам семинара (без выступления, обязательный для всех студентов)
Научный реферат
     

Наши рекомендации