Общая характеристика предмета
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа учебного курса «Родной (татарский) язык» разработана на основе программы Ф.Ф.Харисова, Ч.М.Харисовой «Татарский язык 2 класс, Казань «Магариф», 2010 год; по предмету «Татарский язык», учебник для 2 класса, утвержденным в 2010г. приказом Минобразования Республики Татарстан;
- Программа соответствует Образовательной программе и Учебному плану Старобесовской ООШ.
- Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов татарского языка с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Ф.Ф.Харисова, Ч.М.Харисовой из расчета: всего 105 часов год, 3 часа в неделю. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий.
Цели:
В системе предметов средней общеобразовательной школы предмет «Татарский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о татарском языке и формирование логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с татарской литературой, обеспечивающая реализацию основных задач:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о татарском языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
Ценностные ориентиры курса:
Курс татарского языка направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным татарским языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся.
- Системно-функциональный подход означает совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических основ) и способов осмысления функционирования языка в устной и письменной речи, т. е. показ особенностей языка в различных ситуациях общения и текстах.
- В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность.
- Языковые понятия не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Освоение полученных представлений происходит на основе образно-символических моделей и на практическом уровне. Закрепляются представления учащихся об устной и письменной речи, включаются элементарные сведения из истории письменной речи, уделяется внимание практическому освоению интонационно-выразительной стороны речи, формируется культура речевого общения.
- Во 2 классе продолжают формироваться навыки письменной речи, требующие знаний о ее звуковом строе.
Общая характеристика предмета.
Отличительной особенностью курса татарского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом родной литературы. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка за счёт реализации трех принципов:
1. коммуникативного;
2. познавательного;
3. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
- осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
- развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
- знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
- формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
- развитие у учащихся желания создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
- организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом), основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
- усвоение родного татарского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
- развитие мышления школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и развитие интуиции и воображения;
- поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической форме;
- осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения татарскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков до образования того или иного понятия);
- освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
- осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
- рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
- формирование смыслового, а не озвучивающего чтения;
- поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и грамматической его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
- пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
- формирование представлений о книге, родном татарском языке как культурно-исторической ценности;
- развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»;
- знакомство и освоение базовых ценностей, обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
- творческую самореализацию личности в процессе изучения татарского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Изучение курса обеспечивает:
- сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
- развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
- формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
- приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям татарского языка и культуры.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой и формальной сторон речи. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
Результаты изучения курса:
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- понимать значимость татарской речи для процесса общения;
- испытывать чувство гордости за татарский язык;
- осознавать потребность в освоении лексического богатства татарского языка;
- уважительно относиться к языку и его традициям;
- осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
- применять навыки культурного поведения при общении;
Обучающийся получит возможность: