Тема: «Личность и культура»
Вопросы: 1. Проблемы человека в культуре;
2. Индивид-индивидуальность-личность;
3. Культура и власть;
4. Экономика и культура;
5. Кризисные ситуации в культуре
6. Элитарная и массовая культура.
1. Проблемы человека в культуре
Проблема человека является одной из центральных проблем всей истории духовной культуры. С возникновением социальной и культурной антропологии обострились вечные вопросы, которые изначально волновали человеческое общество. А именно, что есть человек, какое место он занимает в роде, племени, общине, классовой иерархии, каковы его возможности, чем он отличается от себе подобных, каковы его жизненные приоритеты? В XIX веке человека стали рассматривать как биосоциальный феномен, в котором в динамическом единстве сочетаются два начала: природное и социальное.
Люди не только продукт обстоятельств, но и воспитания. Обстоятельства творятся людьми в большей мере, чем природой. Т.о., с одной стороны, человек – продукт общественных отношений, существующих объективно-реальных обстоятельств, а с другой стороны – субъект их изменения, т.е не пассивный элемент общественного развития, а главный, активный, сознательно-творческий его преобразователь. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что человек вне общества не может быть человеком в полном смысле. (Даже знаменитому Робинзону понадобился Пятница).
Несправедливая изоляция человека от внешнего мира (контрационные лагеря фашистской Германии, репрессии в СССР) , незведение его до положения животного создают условия деградации личности. Чем выше нравственные принципы человека, тем сильнее он сопротивляется разрушению своей личности. Для более глубокого осмысления данного вопроса было бы целесообразно привлечь такие произведения искусства как: документальный фильм «Прикосновение» (о Загорской школе слепоглухонемых детей), «Высший суд» - документальный репортаж из камеры смертников, роман Б.Пастернака «Доктор Живаго», документальный фильм «Власть соловецкая»(исповедь академика Д.С.Лихачева), дневниковые записки писателя Шаламова и др.
2. Индивид-индивидуальность-личность;
В этом разделе мы поговорим о трех философских понятиях, близких по смыслу и значению, но не тождественных, хотя в обыденной жизни они часто употребляются как синонимы.Попробуем разобраться в специфике каждого.
Индивид – это человек один из многих, это отдельный представитель какого-либо конкретного социально целого, социальной общности (расы, класса, слоя, группы и т.д.). Это не изолированная замкнутая природная особь, а продукт социальных отношений.
Индивидуальность – это человек, выражающий себя в продуктивной деятельности, через которую предметно воплощаются его творческие, практические возможности. Индивидуальность предполагает не только многообразие способностей, но и ограниченную их интеграцию. Индивидуальность в концентрированной форме самореализуется в творческом процессе. Особенно это наглядно в искусстве. Гений художника наиболее полно выражается не только в каком–то даровании (Универсален в творчестве Л.да Винчи, хотя всему миру известен как художник, рисунки Пушкина и Лермонтова представляют собой осмысленную ценность, выдающийся пианист Рихтер и Шаляпин прекрасно рисовали, русские писатели Л.Толстой и А.Грибоедов писали музыку и т.д.)
Понятие личности формулируется впервые в лоне христианской доктрины. Оно возникает тогда, когда надо было сформулировать догмат о Христе и Троице (Бога единого в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа). Личность –это социально активная индивидуальность, которая свободно выбирает себе нормы поведения. Личность может быть более или менее сильной, социально-положительной, отрицательной или противоречивой. Личность –это человек поступка, реального дела, в ней всегда выражено действенно-волевое начало. Личность имеет сложную социальную структуру, в которую принято включать систему потребностей, интересов, установок, их направленность. Особое значение приобретают цели и идеалы, другими словами – система социокультурных ценностей. Совокупность духовных ценностей общечеловеческого свойства и является культурой, поэтому духовное измерение личности неразрывно с ней связано.
3. Культура и власть (государственная)
Изначальный и существенный признак культуры – духовное измерение личности и общества. Свобода – неотъемлемое условие органического её развития.
Основными признаками власти является господство одних над другими, принуждение, регламентация политической жизни. Поэтому культура, как правило, находится в оппозиции по отношению к власти.Власть стремится идеологизировать и канонизировать культурув интересах господствующего класса. Конечной целью власти является монополизация экономического могущества. Власть и экономика тесно взаимосвязаны, в то время как культура самодостаточна и подчиняется больше внутренним законам развития . В различные исторические периоды развития государственности конкретных стран взаимодействие между культурой и властью складывалось по-разному. В целях эффективной реализации своих интересов господствующий класс стремится придать им характер всенародности. В демократическом обществе это в известной мере осуществляется. В условиях тоталитарного режима всенародность власти носит иллюзорный характер.
4. Экономика и культура;
Экономика (от греч. Oikonomia – управление хозяйством) – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил. С помощью экономики решаются вопросы воспроизводства материальных ценностей, без которых жизненное существование социума не будет иметь перспектив. Иными словами, экономика занимается созданием материальных основ жизни, а культура служит удовлетворению духовных потребностей. И в этом случае культура является «царством свободы», а экономика – «царством необходимости». Но развитая экономика создает необходимые предпосылки для удовлетворения культурных потребностей. А они, в свою очередь, нуждаются в соответствующей экономической базе. В обществе, имеющем крайне низкий уровень жизни, общение с культурно-художественными ценностями затруднительно. Однако из этого следует, что есть прямая зависимость между уровнем жизни и культурой. В обществе с высоким уровнем жизни в ряде случаев складывается потребительское отношение к культурным ценностям. Сегодня в России в процессе перехода экономики от общественной собственности к частной можно отчетливо наблюдать некоторые специфические формы её воплощения: коммерциализацию культуры, смену ценностных ориентаций, мозаичность форм.
5. Кризисные ситуации в культуре
Культура удивительна тем, что она хоть и чувствительна, хрупка, но вместе с тем весьма жизнестойка. Она, как улитка, мгновенно реагирует на малейшие прикосновения, тотчас же уходя в себя, спасаясь. Культуру истребить невозможно. Сказанное в большей мере относится к культуре художественной, к искусству. И здесь понятие кризиса и понятие прогресса весьма относительно. История культуры, в отличие от истории науки, это гряда вершин, где каждая последующая вовсе не обязательно возвышается над предыдущей. Каждая из вершин – явление достаточно самоценное и исторически непреходящее. Идеология и политика не способны решающим образом влиять на культуру в целом. Они подчиняют себе верхний её пласт, превращая в культуру официальную, которая в свою очередь, теряет связь с национальными традициями и одновременно выпадает из контекста мировой культуры. Будучи разновидностью массовой культуры, она ориентирована на усредненную человеческую единицу. Похоже, что именно такая ситуация сложилась сегодня в нашей стране. Духовный вакуум прежде всего катастрофичен для нравственности, ибо нравственные ценности значительно зависят от политических и экономических условий жизни общества. Поэтому, несмотря на большую жизнеспособность гуманистической художественной культуры, возможности её противостояния кризису нравственной культуры весьма ограничены. Но возрождение нравственных ценностей возможны только на пути оздоровления общества в целом.
6. Элитарная и массовая культура.
. Элитарная культура (от франц.слова elite-лучшее, избранное.). – это понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающей особой восприимчивостью к новому в искусстве, науке, философии. Культура, адресованная элите, может характеризоваться экспериментальной направленностью, некой замкнутостью.
Массовая культура (от лат. сл. Massa-ком, кусок)- понятие, которое связывается с такими социальными группами, которым свойственен усредненный уровень духовных потребностей.
Народная культура- культура того или иного этноса, отличающаяся традиционностью, коллективностью, консервативностью.
Элита представляет собой передовую, наиболее одаренную часть общества. Это не просто принадлежность к господствующему социальному классу. Существеннее природные способности и одаренность (Ломоносов, Руссо и др.). Они проделали гигантский путь самосовершенствования. Но элита может стоять в оппозиции не только к широким массам, предъявляя им претензии в неразвитости эстетических вкусов, но она часто входит в конфликт с официальной идеологией. (Вспомним Платонова, Мейерхольда и др.). Массовая культура выполняла и выполняет функции развлечения, украшения жизни, снятия нервно-психологического напряжения. Её признаками является акцентированность на чувственно-эмоциональном восприятии. Массовая культура обладает практически неограниченными манипулятивными возможностями. Свидетельство тому-развитие шоу-индустрии в мире, зачастую невысокого качества. В силу своей природы массовая культура весьма часто вступает в альянс с политической властью. Но надо помнить, что позитивные и негативные оценки в равной степени возможны по отношению к той и другой культуре. Таким образом, элитарная и массовая культура взаимообусловлены, взаимосвязаны и нерасторжимы в едином поле культуры (Творчество Э.Пиаф, Утёсова, Бернеса, Юрьевой, Шульженко и др.)
Лекция 3