Тема 12: Личность и культура

1. Формы взаимосвязи личности и культуры.

2. Понятие субкультуры.

Доклады:- Молодежные субкультурные группы в России.

-Западные модели молодежной субкультуры.

Тема 13: Техника и культура.

1. Социокультурные проблемы техники. Человек и машина.

2. Инженерная деятельность с точки зрения социальной ответственности.

Доклады: - Технический гений Леонардо да Винчи.

-Техногенная эра в художественной литературе (фантастика и реальность).

Задания к семинарам по культурологии гр. Б-06-1

Тема 1. Культура первобытного общества.

1.Дать определение понятий «палеолит», «мезолит», «неолит».

2.Проследить эволюцию гоминидов от австралопитека до «homo sapiens».

3.Какие достижения характерны для неолитической революции?

Доклады: - Тотем и табу в первобытном обществе.

Магия

Тема 2. Античная культура.

Объяснить происхождение выражений и их переносное значение:

30. Авгиевы конюшни

31. Ахиллесова пята

32. Богат как Крез

33. Бойтесь данайцев, дары приносящих

34. Вавилонское столпотворение

35. Вакханалии

36. Взгляд Горгоны

37. Высечь море, как Ксеркс

38. Двуликий Янус

39. Домоклов меч

40. Загадка Сфинкса

41. Иерихонские трубы

42. Кануть в Лету

43. Лабиринт Минотавра

44. Между Сциллой и Харибдой

45. Нарцисс

46. Нить Ариадны

47. Ноев ковчег

48. Олимпийский огонь

49. Перейти Рубикон

50. Пиррова победа

51. Поцелуй Морфея

52. Провалиться в тартарары

53. Прокрустово ложе

54. Сизифов труд

55. Танталовы муки

56. Троянский конь

57. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку

58. Яблоко раздора

Доклады:- Илиада и Одиссея Гомера.

-Ораторское искусство древней Греции и Рима.

-Олимпийские и гладиаторские игры.

Тема 3. Культура эпохи Возрождения.

1.Термины: «Ренессанс» «антропоцентризм», «гуманизм», «инквизиция».

2.Написать по два-три названия произведений следующих авторов: Джованни Боккаччо, Вильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса, Рафаэля, Микеланджело, А. Дюрера, И. Босха,

Доклады:- Джордано Бруно и Галилео Галилей.

-Эразм Роттердамский.

-«Божественная комедия» Данте Алигьери как картина мира эпохи Возрождения.

Тема 4: Художественные направления и течения в литературе и искусстве нового времени (17-20вв.)

1.Дать определение понятий: «классицизм», «барокко», «рококо», «импрессионизм» и «постимпрессионизм»,«модерн», «постмодерн», «позитивизм» и назвать наиболее ярких представителей.

2. Привести примеры массовой и элитарной культуры.

Доклады:- Гоген и Ван Гог.

-Интернет как проблема 20 века.

-Глобальные проблемы современной культуры.

Тема 5: Культура Древней Руси.

1.Привести названия и авторов (если возможно) древнерусской литературы (XI – XVIIвв.) и указать, к какому жанру они относятся.

2.Выписать понравившиеся отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха.

3.На основании «Поучения» ответьте, сколько походов было у Владимира и сколько «миров» заключил он с половцами?

Доклады:- «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

-Феофан Грек и Андрей Рублев.

Тема 6 -7: Культура России 20 века.

1.Выучить наизусть одно стихотворение любого поэта серебряного века.

2.Назвать имена представителей русского зарубежья в области литературы и искусства.

3.Назовите области науки, в которых в советское время были сделаны выдающиеся достижения, и назовите имена ученых, работавших в этих сферах.

Доклады:- Направления в поэзии серебряного века.

-Культурная революция большевиков.

-«Интеллигент» и «интеллектуал».

- Искусство эпохи «застоя»: литература, театр, живопись.

-Культура русского зарубежья.

Тема 8: Особенности культурогенеза Сибири.

1.Перечислите народы, которые являются коренным населением Сибири.

2.Напишите фамилии губернаторов Сибири и Енисейской губернии в 18-20 веках.

Доклады:- Шаманизм у народов Сибири.

-Культура палео- и неолита на территории Сибири.

Наши рекомендации