Тема 3. Общество, культура, личность

Общество можно рассматривать как целостную социокультурную систему. Культура – важнейшая характеристика жизнедеятельности общества, идентифицирующая его как устойчивую общность людей, способных совместно вырабатывать материальные и духовные ценности, выражать себя через них. Культура является «второй природой» по отношению к человеку, в которую он погружает себя в процессе развития своих знаний, умений и навыков, в процессе преобразования естественной среды обитания – «первой природы», дополняя ее необходимыми результатами, достижениями своего творчества. Культура интегрирует общество, делает его единым, осмысленным пространством коммуникаций, предстает как выражение коллективного сознания, позволяя находить общий язык не только современникам, но и поддерживать преемственность поколений, сохранять, накапливать, передавать и использовать социокультурный, исторический опыт. Иными словами, культуру можно представить как непосредственную среду жизни человека, а самого человека как био-социо-культурное существо.

Культура(от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных и ду­ховных ценностей и норм, созданных человеком, представляющих собой его достижения, которые указывают на степень развития общества в целом. В социологическом анализе понятие «культура», с одной стороны, может огра­ничиваться анализом духовной деятельности. Тогда предметом соци­ологии будет выступать процесс усвоения личностью таких духовных ценностей и норм, а также их дальнейшее использова­ние в повседневной жизни. Это непосредственно связано с постановкой важнейших целей и задачи воспитания, как социально значимой работы по формированию разносторонне развитой личности и индивидуальности, использующей свои способности для прогресса общества и последующего развития потенциала культуры.

С другой стороны, в фокусе социологии могут оказываться и предметы материальной культуры, которые возникают как закономерный результат духовной, интеллектуальной деятельности субъекта. В таких материальных объектах, продуктах, образцах культуры личность как бы выражает себя, овеществляет свои внутренние качества, формализует свой внутренний мир, делает доступным его для более объективного изучения.

Духовная культура(в данном контексте) – сово­купность исторически сложившихся, относительно устойчивых взглядов, убеждений, оценок, моделей по­ведения, стратегий самореализации людей. Иначе говоря, это зафиксированный в обычаях, традициях, нормах и правилах социальный опыт предшествующих поколений, комплекс представ­лений людей об общественной жизни. Духовная куль­тура не имеет материального содержания, однако, как мы выяснили, непосредственно связана с материальными объектами, носителями.

Пожалуй, главные носители духовной культуры – личности, малые и большие социальные группы (от студенческой груп­пы до нации, класса, общества в целом), а также со­циальные организации и социальные институты (государство, семья, школа, церковь, право, наука и т.д.). Двойственность положения личности в рамках социокультурного процесса состоит в том, что она выступает как следствием, результатом воздействия на нее ранее сложившихся культурных образцов, так одновременно и сама активно формирует, дополняет своей деятельностью реальное пространство существующей культуры.

Реальное значение культуры состоит в том, что вне культурных ценностей, норм и идеалов оказывается невозможным осмысленная деятельность человека, блокируется развитие общества и личности. Таким образом, культуротворчество – важнейшая потребность людей.

Следует отметить, что культура – не монолит, она предстает как сложное многомерное явление и процесс. Культура конкретного общества будет характеризоваться разнообразием включенных в нее стилей и форм, реальных способов ее выражения, характерных, например, для тех или иных социальных групп, что вполне естественно, так как культура связана с разнообразием вкусов, предпочтений, устремлений и потребностей индивидов, которые могут варьироваться в зависимости от множества факторов (уровень образование, профессия, социальное положение, доход, пол, возраст, место жительства и т.д.).

Структурные элементы культуры многообразны. Это, в первую очередь, нормы и ценности, которые могут выражаться через обычаи, традиции, обряды, этикет, язык. Все перечисленные компоненты ду­ховной культуры участвуют в социализации личнос­ти, так или иначе используются в целенаправленном воспитатель­ном процессе.

Нормы(от лат. norma – руководящее начало, точ­ное предписание, образец) – определенные принци­пы морали или права, которые люди должны выпол­нять в течение своей жизни. Это предписания и запреты, распространяемые на стереотипные вари­анты поведения.

Ценности – созданные отдельными индивидами или социальными группами абстрактные идеалы. Это нравственные и эстетические ориентиры в человечес­кой деятельности. В более широком смысле слова это явления и предметы реальной действительности с точ­ки зрения их соответствия или несоответствия потреб­ностям общества, социальных групп, отдельных ин­дивидов. Ценностные ориентации(от франц. orientation – установка) – разделяемые личностью со­циальные установки, принятые в конкретных соци­альных группах или обществе в целом.

Обычаи – культурные привычки, правила пове­дения, поддерживаемые общественным мнением.

Традиции(от лат. tradition – передача, повествова­ние) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности, а так­же их обоснование. Иначе говоря, это наследуемые новыми поколениями элементы общения, сложивши­еся в прошлом.

Обряды – коллективные действия, с зафиксиро­ванным в общественном мнении регламентом, с це­лью сохранения, поддержания и распространения традиций.

Этикет (от греч. ethos – привычка, обычай) – сово­купность правил поведения, принятых в конкретных социальных группах, регламентирующих общение людей.

Язык – совокупность знаков, символов, использу­емых членами общества для коммуникации в про­цессе совместной деятельности.

Как мы уже отметили ранее, культура есть явление многоуровневое. Можно выделить следующие уровни культуры:

· народная – это фольклор (сказки, песни, пре­дания), произведения искусства, созданные непрофессиональными авторами;

· элитарная – включает в себя академическую (классическую) музыку, художественную ли­тературу, изящные искусства, для восприятия которых необходим определенный уровень об­разования;

· массовая – возникла в XX в. вместе с разви­тием средств массовой коммуникации, созда­ющих условия для восприятия культурных ценностей огромными массами населения.

В то же время при рассмотрении культуры с позиций ее содер­жания и особенностей развития можно выделить две важнейшие ее стороны:

· культурная статика – связана с внутренней структурой культуры как целостного явления, состоящего из отдельных элементов, обладающих относительной стабильностью;

· культурная динамика – предполагает измене­ния, которые происходят с культурой при ее распространении в пространстве (увеличение числа носителей) и времени (продолжитель­ность функционирования и воспроизведения).

Отметим, что с социокультурной динамикой связана т.н. культурная трансмиссия – процесс передачи (транс­ляции) культуры от старших к новым поколениям. Благодаря трансмиссии культуры обеспечивается ее преем­ственность.

Культурные нормы и ценности меняются со временем, а также со сме­ной типов культур в пределах конкретных регионов. Так, например, в Западной Европе убийство новорожденного – преступление. В Китае же это разрешалось, если семья не в состоянии его прокормить. На Западе не едят кошек и собак, а в некоторых странах это деликатес и т.д. В условиях глобализации интенсифицируется процесс взаимопроникновения культур, что нередко ведет к социальной напряженности, агрессии, проявлениям ксенофобии (от греч. хenos – чужой, посторонний, и phobos – страх), т.е. негативной установки, неприятию другой культуры или просто открытой вражде между представителями различных культур. В то же время наметилась тенденция универсализации культуры, выработки общих для всех стран и народов культурных образцов – начиная с расширения международного языка общения (английский), распространения продуктов массовой культуры (поп-музыка, индустрия отдыха и развлечений), схожих моделей политического и экономического устройства (демократия, свободный рынок), заканчивая разработкой общих для всех норм международного права.

В процессе культурной трансмиссии часть накоп­ленного опыта теряется, что одновременно восполняется появлением новых образцов. В пространстве культуры что-то может искажаться, приобретать совершенно иное содержание, тем не ме­нее, происходит поступательное ее развитие, расши­ряющее возможности для социализации личности.

Выделяют следующие основные функции духовной культуры:

· информационно-познавательная –связана с усвоением знаний, представлений об обществе, обучением и воспитанием субъекта;

· нормативно-поведенческая –определяет доз­воленное или недозволенное в процессе совме­стной деятельности людей;

· эмоционально-оценочная –предполагает одобрительные или осуждающие оценки, чув­ства, переживания по поводу противоречий в общественной жизни;

· мотивационно-эвристическая –подталкивает субъекта к выбору из числа представленных для него альтернатив, стимулируя его самостоятельную деятельность и творчество;

· коммуникативно-интегративная–создает необходимые условия ислужит средством для устойчивого и продуктивного взаимодействия людей, позволяя им понимать друг друга и объединяться в общности;

· рекреационная– помогает человеку восстановить силы, удовлетворить его потребность в социально приемлемых способах отдыха, досуга и развлечений.

Важнейшее значение культуры в отношении человека состоит в том, что способствует его становлению и всестороннему развитию, наделяет его необходимыми знаниями, умениями и навыками, востребованными для жизни в обществе. Усвоение таких норм, ценностей, традиций данного общества, важнейших социальных ролей происходит в процессе социализациииндивида. Социализация – приобщение индивида к культуре данного общества, принятие ее норм, ценностей и правил поведения с целью дальнейшего самостоятельного использования.

В процессе социализации индивид знакомится с основными правилами взаимодействия с другим людьми, воспринимает, а возможно и полностью заимствует их взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Он принимает, соглашается с господству­ющими представлениями о мире, включая образ жизни, признает своими предписываемые ему нравственные идеалы, правила «игры», принятые в обществе, или вступает с ними в конфликт. Таким образом, социализация может быть представлена через понятия обучения, воспитания и адаптации.

Выделяют два важнейших этапа социализации:

· первичная социализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида, ее отличительная черта – преобладание тесных личных связей и соответствующих моделей коммуникации с социальным окружением (семья – первый коллектив, близкие друзья детства, учительница как вторая мама, «первая любовь» и т.д.);

· вторичная социализация (ресоциализация) – развитие личности в последующие годы жизни, отличительная черта этого этапа – преобладание формально-деловых связей и аналогичных коммуникационных моделей (отношения в формате «коллега-коллега», «начальник-подчиненный», надперсональное обобщенное обращение на «вы» и т.д.). Ресоциализация обозначает периодическое повторение во взрослой жизни субъекта отдельных элементов процесса социализации в зависимости наличия требующих этого ситуаций (стажировка за границей, переход на новую работу, смена места жительства, повышение по службе, заключение брака, рождение ребенка и т.д.), что связано с необходимостью выработки у субъекта тех умений, навыков, опыта, которыми он пока не располагает.

Среди основных социальных институтов и групп, наиболее активно участвующих в процессе социализации, принято выделять следующие:

· Семья –ребенок тяготеет квыбору стиля жиз­ни и образа поведения, которые присущи его семье, его родителям.

· Группы «равных» –включают друзей и свер­стников примерно одного возраста.

· Школа –формальный процесс интеллектуального обучения неразрывно связан с процессом морально-нравственного воспитания. К нему относятся правила школьной жизни, авторитет учителя, его реакции на действия ученика, оценка труда ученика, влия­ние особой «школьной среды» и т.д.

· Средства массовой коммуникации –газе­ты, журналы, кино, радио, телевидение и т.д. СМИ на сегодняшний день – наиболее мощный инструмент формирования общественного мнения как в среде взрослого, так и подрастающего поколения.

· Труд –важнейший фактор социализации ин­дивида, приобщение к которому является основой развития его способностей как таковых.

· Различные организации– государство, церковь, обществен­ные объединения, молодежные организации, спортивные, секции, музыкальные, художественные студии и т.д. - создают неповторимую для каждого ин­дивида социальную среду, формирующую его как личность.

Среди важнейших направлений воспитания и социализации личности можно выделить:

· идейно-политическое – формирование полити­ческой культуры;

· трудовое – развитие добросовестного отноше­ния к труду;

· нравственное – усвоение норм и принципов морали;

· физическое – развитие физических возмож­ностей индивида;

· эстетическое – расширение потребности в прекрасном;

· экологическое – выработка гуманного отношения че­ловека к природе;

· религиозное – приобщение к религиозным ценностям.

Социализация личности – одно из центральных понятий в социологии, а содержание и механизмы социализации – одни из центральных проблем, которые постоянно находятся в поле зрения социологической науки.

Оригинальные теории становления личности со­здали многие представители социологической науки, среди них американский философ и социолог Джордж Герберт Мид(1863 – 1931).

Он выделял три стадии развития индивида и фор­мирования его собственного «Я»:

· имитация – неосмысленное копирование по­ступков взрослых;

· игра – осмысленное воспроизведение поведе­ния взрослых;

· совместные (коллективные) игры – ребенок начинает осознавать групповые ожидания и считаться с ними, т.е. ориентироваться на других.

Социолог и педагог Жан Пиаже(1896 – 1980) при­шел к выводу, что в воспитании детей следует выде­лять четыре основные стадии:

· сенсорно-моторная(чувственно-двигательная) – связана с первыми двумя годами его жизни. До четырех месяцев своей жизни ребенок не выделяет себя из окружающей среды. Он толь­ко учится различать предметы и людей через прикосновение. К концу этой стадии дети уже способны осознавать качества и особенности окружающих их людей и предметов;

· стадия «преддействия»(прототип будущего действия) – соответствует возрастному периоду от двух до семи лет. На этой стадии Дети активно общаются, у них развивается Речь, появляется способность использовать слова в символическом значении. Особенностью этого возраста является эгоцентризм и интерпретация окружающих явлений в соответствии с собственными интересами;

· «конкретные действия» (от семи до одиннадцати лет) - в этом возрасте появляется способность к абстрактному мышлению, возможность делать выводы и обобщения.

Заключительную стадию развития ребенка (от одиннадцати до пятнадцати лет) Пиаже называет формальными действиями. Здесь ребенок уже проявляет способности к построению гипотез, к выбору оптимального варианта решения проблемы из нескольких возможных.

Интересные исследования в сфере воспитания проводил известный австрийский психолог и психи­атр Зигмунд Фрейд(1856 – 1939). Основное внимание он сосредоточивал на внутреннем мире челове­ка. Фрейд считал, что новорожденный ребенок нуждается в ласке, в телесных контактах со взрос­лыми. В основе этой потребности лежат эротические влечения, которые особенно активно проявляются в возрасте 3 – 5 лет. Именно в этот период воспитания де­тей, считает Фрейд, может в подсознании сформиро­ваться эротическое влечение к матери, которое обычно сопровождается неприязнью к отцу, – так называемый «эдипов комплекс». В более позднем возрасте ребенок пытается найти объяснения своим чувствам, извлекая из поведения отца и матери факты, подтверждающие правомерность своего неодинакового отношения к ро­дителям. Последствия этого явления могут быть са­мые неожиданные: нервные срывы, непослушание, агрессивность, нравственная деградация.

В целом процесс социализации и дальнейшего использования во взрослой жизни норм культуры, с точки зрения Фрейда, представляет собой глубокий конфликт между желаниями субъекта и запретами, ограничениями, налагаемыми на него культурными барьерами, что подразумевает его постоянную неудовлетворенность наличным состоянием и стимулирует последующее его развитие и творчество.

Имеются и другие интересные теории воспита­ния, социализации личности, вхождения ее в культурное пространство, что связано с отдельной наукой, развивающей данное направление исследований – педагогикой (греч. paidagogike – вождение детей). Отметим, что общий смысл социализационного воздействия на личность состоит в том, чтобы не только приобщить индивида к социальным нормам и цен­ностям, доминирующим в его социальном окружении и обществе, т.е. сделать полноправным членом общества, но и развить его индивидуальные дарования, задатки, спо­собности, знания, ценностные ориентации. Он дол­жен уметь их применить с максимальной пользой, как для себя лично, так и для окружающих его со­циальных групп и общества в целом, быть яркой индивидуальностью, занимать активную гражданскую позицию, обладать социальной ответственностью, толерантностью (терпимостью) к нетождественности другого и умением находить пути социального партнерства с окружающими.

Характер взаимоотношений личности с окружаю­щей средой в значительной мере определяет ее соци­альный статус и выполняемые социальные роли.

Социальный статус (от лат. status – состояние дел, положение) - это характеристика положения лично­сти в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми в соответствии с их ролью, осуществляемыми функциями и степенью влияния в обществе, определяя место индивида в системе социальных отношений.

Социальный престиж(от франц. prestige – обаяние,очарование) – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данной системе общественных отношений, выступающая как мера уважения и авторитета, признаваемого среди членов сообщества.

В Великобритании, например, по данным социологических опросов и тестирования, наиболее престижно быть адвокатом, врачом. В США наиболее высокий статус имеет президент – 90 баллов по 100-балльной оценке. Астронавт оценивается в 80 баллов, столько же (80 баллов) – университетский профессор. Статус физика – 78 баллов, архитектора – 72, биолога, химика – 69, психолога, социолога – 67, банкира – тоже 67, пилота самолета – 66, ветеринара – 61, почтальо­на – 58, артиста – 57, брокера – 56, журналиста – 55, библиотекаря – 54. Меньшим количеством бал­лов оцениваются: танцор – 45, клерк офиса – 43, по­лицейский – 40, солдат – 39, повар – 31, водитель такси – 28, рыбак – 28, носильщик багажа в отеле – 14, продавец наркотиков – 6.

В современной Беларуси престижность профессий и социальный статус их представителей стремительно меняются. Динамика обусловлена пе­ременами в структуре экономических отношений, внедрением в сферу производства различных форм собственности, общим транзитивным (переходным) характером общественных отношений, способствующим переоценке ценностей, выработке новых стилей поведения в обществе и стратегий самореализации субъектов. В то же время необходимо указать на определенные противоречия, возникающие в некоторых случаях между фактическим социальным статусом субъекта и социальным престижем, как суммарной общественной оценкой его деятельности (позиции адвоката, банкира, политика, предпринимателя и т.д. – социально статусные, но не всегда престижные в плане выказываемого доверия к их деятельности; в то же время позиции учителя, врача, военнослужащего и др. – более низкий социальный статус, но более прочное неформальное влияние и признанный традиционный авторитет).

Статусные характеристики субъекта зависят как от объективных факторов (размер заработной платы, наличие материальных благ, качество жизни, характер и содержание труда), так и субъективных факторов, показателей(личностные особенности, деловые качества, стиль поведения, уровень достигнутого образования, квалификация и т.д.). При этом статус предполагает подразделение на:

· наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус мил­лионера, негра, переселенца, женщины);

· приобретенный, достигаемый личностью в соответствии с ее выбором, усилиями, заслугами.

Подразделяют статусы и по другим критериям:

· естественный статус – связан с биологически­ми признаками (статус мужчины и женщины, ребенка и взрослого неодинаков);

· профессионально-правовой статус – имеет со­циальные критерии своего измерения, официаль­но оговоренные или неформальные.

В связи с этим можно сказать, что фактически у человека всегда есть несколько статусов. Он может иметь одновременно статус инженера, отца своих де­тей, водителя личного автомобиля, грибника-любите­ля. Однако, как правило, лишь один интегральный статус опреде­ляет его положение в обществе, что связано с профессией, должностью, размером дохода. Социологи отмечают в этой связи следующие закономерности. Владение собственностью обычно повышает соци­альный статус, но не всегда. Например, в истории титулованные, но бед­ные дворяне всегда имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Президент страны – более пре­стижная социальная роль, чем миллионер. В основе статуса, как выясняется, может находиться и этническая принадлеж­ность человека.

Партийная принадлежность, как отмечает Макс Вебер, также может влиять на положение человека в обществе не­зависимо от его отношения к средствам производства. Дело в том, что политическая партия представляет собой группу людей, связывающих реализацию своих общих интересов и потребностей с борьбой за власть, которая всегда повышает статус человека. Однако многое здесь будет зависеть от конкретных социальных ролей и функций, выполняемых индивидом.

Социальная роль(от франц. role – роль, социальная функция) – модель, схема, тип поведения субъекта, обусловленный положением личности в системе социальных отношений. Она соответствует комплексу ожидании, связанных с поведением конкретного лица в обществе. Каждый человек выполняет множество социальных ролей, среди которых можно назвать роль матери, отца, сына, сестры, учителя, ученика, начальника, студента, спортсмена и т.д. и т.п., пассажира общественного транспорта и даже роль прохожего. Важнейшее значение социальной роли состоит в том, что мы связываем с ней взаимные ожидания (ролевые ожидания) взаимодействующих субъектов, правила, установленные «по умолчанию» правила о взаимоприемлемом способе поведения (ролевое поведение). При этом предполагается, что корректное выполнение своей роли, выбранной субъектом в соответствии со временем и местом, ситуацией, ведет к взаимопониманию и согласию, успеху коммуникации, некорректное – порождает конфликт. Конфликт может возникнуть и в том случае, если роли, выполняемые одним человеком, оказываются несовместимыми или трудно совместимы между собой (ролевой конфликт) – совмещение роли воспитателя и матери в детском саду, роли начинающего преподавателя и учащегося аспирантуры и т.д. В процессе социализации, воспитания также происходит освоение ролей – воспитывая мальчика, мы, например, обучаем его, прежде всего, мужским ролям. Вместе с тем человек приобретает новые роли на протяжении всей жизни.

В заключение необходимо отметить, что становление личности, ее развитие можно пред­ставить лишь в постоянном контакте и тесном взаи­модействии с окружающей социальной средой. Поэтому понятие личность – это социальная характеристика индиви­да. Его следует отличать от близких по содержанию понятий «человек» и «индивид». Понятие «человек», подразумевает кон­кретный биологический вид – homo sapiens(человек разумный), «индивид» – используется для обо­значения конкретного представителя этого вида, субъекта. Иными словами, индивид – это единица человеческого рода. В этой связи существует специальный раздел социологии – социология личности,который в то же время исследует личность не как уникальное, неповторимое явление (этим зани­маются педагогика, психология и другие науки), но в ее неразрывной связи с конкретными малыми или большими социальными группами (класс, нация, трудовой коллектив и др.), а также с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребнос­тями, ценностными ориентациями, вкусами и предпочтениями.

Наши рекомендации