Искусство передвижников
ТПХВ – товарищество передвижных художественных выставок.
Члены ТПХВ:
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Нестеров М.В.
Репин И.Е.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Суриков В.И.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.
Демократическое художественное объединение.
Самобытные таланты русские художники 19 векав течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы. Так или иначе, созданию членства объединенных художников способствовала заинтересованность многих художников, реально сблизить искусство с народными массами, тем самым, обеспечить свою независимость от различных учреждений, меценатов и организаций покровительствуемых правительством. В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему Пир в Валгалле и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией.
Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке (29 ноября 1871г.).
Выставка сразу принесла признание, хотя выступило на ней в Петербурге лишь 16 художников, показавших 47 произведений. Уже одно это отличало ее от более обширных по количеству экспонатов академических выставок, а также хорошо известных русским художественным кругам парижских салонов, содержащих порой до трех тысяч произведений. Как же весомо должна была звучать для современников каждая картина и какой цельностью идейных и творческих устремлений должна была отличаться выставка в целом, чтобы вызвать огромный общественный резонанс, который сопутствовал первому публичному выступлению передвижников и в обеих столицах и на Украине.
В 70—80-е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.
Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие крупнейшие передвижники долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (Перов, Саврасов, Прянишников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 года в состав профессуры Петербургской Академии художеств вошли Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а позднее Киселев, Дубовской и другие художники, которые в значительной степени повысили роль и авторитет Академии как центра художественного образования.
Шедевры ТПХВ:
Репин И.Е. «Бурлаки на Волге», «Портрет композитора Мусоргского», «Не ждали».
Суриков В.И. «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы в 1799г.».
Крамской И.Н. «Неизвестная», «Христос в пустыне», «Неутешное горе».
Нестеров М. В. «Амазонка», «Сергий Радонежский», «На горах».
Васнецов В.М. «Богатыри», «Аленушка», «Царь Иван Васильевич Грозный».
Ге Н. Н. «Христос и Пилат», «Портрет Льва Толстого».
Левитан И. И. «После дождя», «Март», «Золотая осень».
Маковский К. Е. «Дети, бегущие от грозы», «Под венец», «Боярыня у окна».
Перов В. Г. «Тройка», «Охотники на привале», «Портрет писателя Достоевского».
Саврасов А. К. «Грачи прилетели», «Лето».
Серов В. А. «Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками», «Мика Морозов».
Шишкин И. И. «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Первый снег».