Предпосылки и создание Товарищества. История передвижников до первой выставки

Содержание

1) Введение…………………………………………………………………….2

2) Предпосылки и создание Товарищества. История передвижников до первой выставки…………………………………………………………….5

3) Выставки. Творческий путь передвижничества………………………….16

4) Персоналии………………………………………………………………….22

5) Заключение…………………………………………………………………..28

6) Список литературы…………………………………………………………..30

7) Приложение

Введение

В данной курсовой работе будут рассмотрены предпосылки и история создания творческого объединения российских художников, существовавшего во второй половине 19 века.

О творчестве передвижников издано большое количество всевозможной научной литературы, были опубликованы монографии, личные переписки, воспоминания, что позволяет создать целостное впечатление о их работе и о том времени в целом. Не вызывает сложность отыскать литературу по данной теме на мой взгляд наиболее полными и значительными по этой теме являются труды А. Н. Бенуа. «История русской живописи в XIX веке», Э. П. Гомберг-Вержбинской «Передвижники», Ф. С. Рогинской «Товарищество передвижных художественных выставок», Н. А. Езерской «Передвижники и национальные художественные школы народов России».

Тема русского передвижничества настолько глубока и неисчерпаема, что не смотря на все написанные материалы, требует дополнительного рассмотрения.

В сфере искусства постепенно проступали идеи национального возрождения. Они стали объединяющим и вдохновляющим аспектом появлявшихся художественных процессов. Происходило эстетическое оформление национальной жизни, шел поиск наиболее выразительных художественных средств, которые со временем переросли в поиски национального стиля. Это способствовало развитию жанров в одном ключе и объединяло художественные усилия. Постепенно складывались художественные круга, направлявшие свои силы на просветительскую деятельность и развитие национальной культуры.

Одним из этих кругов стали передвижники, вдохновленные единством своих прогрессивных взглядов и идей на дальнейшее развитие национальной художественной школы.

Они заявили о себе как о независимом творческом содружестве, противостоящем официальной петербургской Академии художеств, уже безнадежно отставшей от современной жизни. Идея проведения таких выставок сводилась к популяризации искусства и созданию прямого контакта со зрителем, ставя перед собой цели просветительской деятельности и организации передвижных выставок.

Передвижники отходили от академизма с его преимущественно религиозно-мифологической тематикой, стараясь сделать изобразительный язык доступным пониманию каждого. В живописи передвижников нашли свое отражение не только проблемы борьбы народа за социальную независимость, но и положительные образы изображающие духовно богатого человека, мудрого и сильного, а также совершенно особое положение занимает тема родной природы. Картинам передвижников свойственен обостренный психологизм, классовый конфликт, типизация образов, реализм близкий к натурализму, трагический взгляд на реалии того времени. Передвижникам удалось создать энциклопедию жизни России конца 19, начала 20 века. Основным объектом изображения стал крестьянский народ в своей повседневной жизни, лишенный какой-либо идеализации.

Художники, состоящие в этом обществе, представляли направление критический реализм в России. Они входили в самое значимое творческое объединение 19 века - Товарищество передвижных выставок, оказавшее огромное влияние на развитие русской и европейской живописи в целом. Продвижению выставок способствовало осознание общественной востребованности и увеличивающегося интереса демократически настроенного зрителя. Посредствам передвижных выставок художники проводили активное распространение идей прогрессивного переустройства общества.

Главным инициатором Создания Товарищества стал Г. Г. Мясоедов, а идейным вдохновителем И. Н. Крамской. Несмотря на критическую оценку со стороны Академии и давление других официальных учреждений, Товариществу удалось достигнуть успеха. Это получилось не только благодаря участникам товарищества, например П. М. Третьяков оказал большую моральную и материальную помощь, он верил в рассвет русской школы живописи и активно скупал произведения искусства и, конечно, в первую очередь работы передвижников. Также не входивший в состав передвижничества критик В. В. Стасов в своих трудах тщательно рассматривал работы Товарищества, давая им точный анализ и подчеркивая всю значимость деятельности передвижников.

Передвижники воплотили в своем искусстве лучшие черты национальной художественной культуры, созданное ими искусство всегда будет служить примером смелого творческого новаторства, глубокого проникновения в социальную жизнь, утверждение силы и стойкости человека. Товариществу удалось стать центром демократического русского искусства.

Предпосылки и создание Товарищества. История передвижников до первой выставки.

Переломным моментом в истории России стали 60-е годы 19 века. Появление капиталистических отношений и все большее распространение их влияния на все сферы жизни приводило в упадок феодально-абсолютистский строй.

Последним тормозом на пути развития производственных сил Росси оставалось крепостное право. Особенно сильно происходила активизация антикрепостнического движения после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, результаты которой заставили царскую власть отменить крепостное право и провести аграрную реформу. Но вопреки ожиданиям все это не облегчило участь крестьян, поставив их под двойной удар помещиков и капиталистов.

Революционное движение вступило на новый демократический путь. Важную роль в освободительном движении сыграл Николай Гаврилович Чернышевский. Ему удавалось проводить сквозь цензуру свои идеи крестьянской революции. Также значимое место отводилось русской демократической культуре в народном движении за свободу. Мысли и идеи великих русских просветителей составили прочную базу для дальнейшего развития театра, живописи, литературы и музыки. Литература и публицистика взяли инициативу по сближению искусства и народа в свои руки. Русская литература получила авторитет и признание, выражая демократические идеи и обличая социальные противоречия. По тому же пути следовали театр, музыка и изобразительное искусство их главенствующими принципами были народность и реализм. Их творчество пронизано глубоким сопереживанием к судьбам людей.

В это время ряды художников пополняются разночинной молодежью, приезжавшей из удаленных губерний для учебы в Академии художеств и других образовательных учреждениях. Впитывая демократические идеи и поддерживая тем самым реалистическое направление русского искусства.

Несмотря на целостность идей которые ставили перед собой художники разночинцы их силы были разобщены. Существовал ряд исторически сложившихся причин, негативно повлиявших на творчество молодых художников.

Одной из таких причин стало распространение влияния Академии художеств на культурную жизнь страны. Академия придерживалась классицизма и стимулировала развитие исторического жанра патриотического характера.

В «Кратком руководстве к познанию Рисования и Живописи исторического рода, основанном на умозрении и опытах» профессора Академии Ивана Урванова говорится: «Историческая живопись есть самое совершенное зеркало пороков и страстей и напоминает о должностях, коими государи и поданные обязаны» На этом этапе формируется педагогическая система Академии в которой все больше внимания уделяется рисунку и композиции и все меньше сюжету полотен. Классицизм теряет свое достоинство и торжественность и превращается в средство официальной власти. И с течением времени Академия утрачивает статус культурного центра страны, перерождаясь в бюрократический орган. Важнейшим остается исторический жанр, а доминирующими является мифологические, религиозные, библейские темы, и Академию совершенно не заботило то, что эти темы не были интересны ни дворянам, на помещикам, ни любым другим сословиям.

Из-за негативного отношения Академии к реалистическому направлению в котором работали молодые художники-разночинцы, после окончания Академии художеств они были лишены всякой поддержки и помощи. Им было запрещено участвовать в выставках и принимать официальные заказы. Это все побуждало молодых художников искать новые формы организации своего творчества.

Надо отметить, что ранее уже предпринимались попытки создания различных обществ, которые так или иначе способствовали творческому развитию художников. Например, Московское художественное общество, созданное по образу и подобию петербургского Общества поощрения художников. Они могли существовать только на пожертвования. Но всегда появлялись препятствия на пути их развития. Эти общества расширяли для художников возможности получения стипендий и других форм помощи. Но они не были способны возместить все потребности передовой общественности в самостоятельных и независимых художников. Было утопией предполагать, что в 30-ые годы возможно организовать выставочную деятельность, основанную на народные сбережения.

В те годы были еще не созданы общественные предпосылки, которые обеспечили бы возможность реализации жизнеспособного объединения. Демократическое движение в 30-ые годы не достигло еще такого прогресса, как в 70-ых годах, когда оно стало одним из основных факторов, влияющих на русскую культуру.

Но уже к 60-ым годам был очевиден прогресс. Особенно он заметен в Москве, из-за удаленности от двора и Академии, художники могли себя чувствовать несколько свободнее. Некоторым учебным заведениям удается выйти из под контроля Академии, а также создаются новые художественные училища, музеи, народные школы. Снова открывается Общество любителей художеств. Его членами в разное время являлись Николай Неврев, Василий Пукирев, Алексей Саврасов, Петр Шмельков, Лев Каменев, Василий Перов, Илларион Прянишников, Иван Шишкин, Сергей Аммосов и многих других. Многие из них позже вступили в ряды передвижников. Долгое время председателем этого общества был Сергей Третьяков. У общества всегда была постоянная выставка, также проводились лотереи и конкурсы, дающие возможность проявиться молодым художникам. Но, тем не менее, все это не могло в должной мере удовлетворить желания художников. В целом, не глядя на прогрессивный характер общества, существовал ряд минусов в проводимой политике общества, таких например как состав постоянной экспозиции, в которой школа русской живописи была представлена малым количеством и в хаотичном порядке, также неизменное количество участников общества в комиссиях во время проведения конкурсов. Порой дело доходило до конфликтов.

Художникам предавало силы и решительности в действиях осознание увеличивающегося интереса общественности к реалистической живописи.

Иначе обстояла ситуация в Петербурге, политическое и общественное противостояние было гораздо ощутимее. Именно в Петербурге произошел бунт 14-ти и в последствии образовалась первая художественная артель.

После проведения реформы устава Академии художеств, к обучению допускались студенты от шестнадцати до двадцати лет. Большинство студентов пришло уже с сформировавшимся мировоззрением.

Репин вспоминает «когда в Академии были уже приходящие вольнослушатели, в нее потянулись со всех концов России юноши разных сословий и возрастов. Они шли сюда по собственному влечению, они оставались под неизгладимым впечатлением своих местных образов, чисто русских». Побывав на родине ученики привозили этюды родной природы архитектуры и простых людей. Среди профессоров даже ходили шутки над студентами увлекавшимися жанровыми сценами. Но тем не менее совет Академии поддерживал живопись бытовых сцен. Под влиянием выставки, в которой были представлены работы Ге «Тайная вечеря», Пукирева «Неравный брак» и еще целый ряд бытовых картин – Косолапа, Трутовского, Волкова, четырнадцать молодых художников (важно отметить их имена Иван Крамской, Богдан Вениг, Николай Дмитриев-Оренбургский, Алесандр Литовченко, Алексей Корзухин, Николай Шустов, Александр Морозов, Михаил Песков, Кирилл Маковский, Фирс Журавлев, Алексанр Григорьев, Николай Петров, Кирилл Лемох, Василий Крейтан) подали просьбу в совет Академии на разрешение свободного выбора темы для конкурсной работы. Это не могло всерьез не взволновать профессорский состав, и в просьбе было отказано. Но это не остановило художников, и спустя некоторое время они подали свое прошение повторно. И в день объявления тем конкурса, все четырнадцати художников отправились в Совет узнать о принятом решении. «На вопрос инспектора: кто из нас историки и кто жанристы, – вспоминает Крамской, – мы, чтобы войти всем вместе в конференц-зал, отвечали, что мы все историки». Там им было объявлено, что предлагается один-единственный сюжет для историков – «Пир в Валгале» одна из традиционных тем, но совсем не соответствующая ожиданиям художников и их стремлениям к самостоятельности и вторая тема– «Освобождение крестьян»–для жанристов. Это был ответный шаг Академии, ранее всегда предоставлялось несколько исторических тем, а в жанровой живописи художники всегда самостоятельно выбирали тему. Протест был спровоцирован не только представленными темами к конкурсу, потому как была и другая тема, которая могла бы заинтересовать кого-нибудь из юных художников. Они протестовали против самого принципа, по которому художники были вынуждены создавать свои картины по навязанным сюжетам.

Когда ректор уже был готов дать сюжетные комментарии, один из группы начал речь «Просим позволения перед лицом Совета сказать несколько слов! Мы два раза подавали прошение, но Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу; то мы не считаем себя вправе больше настаивать и, не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников. Несколько мгновений – молчание. Наконец Гагарин и Тон издают звуки: "все?" Мы отвечаем: "все" и выходим, а в следующей комнате отдаем прошения производителю дел... Итак, мы отрезали собственное отступление и не хотим воротиться, и пусть будет здорова Академия к своему столетию...» Так вспоминает прошедшее событие Иван Николаевич Крамской – лидер протестующих. Это был серьезный шаг со стороны участников бунта, вместе с возможностью получения золотой медали, они теряли бесплатные мастерские и всякую поддержку Академии в дальнейшем.

Следом за Крамским из состава Академии вышли Константин Маковский, Николай Дмитриев-Оренбургский, Александр Морозов, Алексей Корзухин, Фирс Журавлев, Кирилл Лемох, Александр Литовченко, Михаил Песков, Николай Петров, Николай Шустов, Богдан Вениг, Александр Григорьев, Василий Крейтан. Но не все впоследствии остались приверженцами реалистического искусства.

Борьба за творческую и идейную независимость молодых художников было важным этапом в демократизации русского искусства. Подобное выступление имело последствия, за участниками бунта был установлен надзор тайной полиции, который продлился несколько лет.

Только единство, организованность и взаимная помощь способно было помочь молодым художникам закрепить свое положение в обществе. Крамской вспоминает: «И так как мы крепко держались за руки до сих пор, то, чтобы нам не пропасть, решились держаться и дальше... то есть работать вместе и вместе жить» Часть «мятежников» приняло решение жить в одной квартире и вести общее хозяйство. Так была создана первая Петербургская Артель художников, иногда называемая Артелью Крамского. Крамской видел целью создания Артели, не просто организацию совместного труда, он хотел сделать ее центром прогрессивного русского искусства. В Артели удалось объединить ряд выдающихся художников.

Рассказывая об Артели, нельзя обойти стороной одно событие произошедшее в 1865 году. Во время поездки в Нижний Новгород, Крамской с товарищами устроил выставку работ членов Артели и других художников. Позже Крамской писал, что к выставке отнеслись с большим интересом. Так появилась мысль организации выставок за пределами Петербурга.

Артель просуществовало относительно не долго, около десяти лет, после ухода из нее Крамского, она потеряла своего лидера и идейного вдохновителя. Также на распад повлияла несостоятельность Артели организовать самостоятельную выставку, хотя первоначально это было одной из основных задач ее организаторов, также увлечение художников ремесленными заказами сыграла неблагоприятную роль. Становилось очевидным, что Артель уже внесла свой немало важный вклад в развитие прогрессивной художественной мысли того времени как первая независимая художественная организация. Но вместе с тем на ее место было уже готово вступить новое художественное объединение.

В составе Артели художники получили ценный опыт общественной работы. И выходя из ее состава, они были полны решимости создать свободное художественное общество, независящее от меценатов и официальных властей.

Основателем Товарищества передвижных выставок стал Г. Г. Мясоедов. Он был человеком сильного характера, прям и даже порой резок. Всю жизнь он следовал выбранным идеалам, яро отстаивая их перед общественностью. Он был молод и горяч, он увлекал за собой людей. За Г. Г. Мясоедовым последовали В. Г. Перов и А. К. Саврасов и еще ряд московских художников. Заполучив поддержку И. Н. Крамского, удалось в общество привлечь и петербургских художников. Также одним из организаторов общества выступал Н. Н. Ге. Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В.Стасов.

Почему была выбрана передвижная форма выставок, или как первоначально ее называли подвижная, отчасти подобный опыт был перенят от английских передвижных выставок. Также положительное влияние оказало убежденность художников в том, что окраины России настроены куда прогрессивнее, нежели Петербург. Но несомненно основным толчком к созданию передвижных выставок послужила возможность широкой просветительской деятельности.

Надо отметить, что в России уже имелся некоторый опыт передвижения художественных произведений между городами, так картина А. Иванова "Явление Христа народу" была продемонстрирована и петербургскому и московскому зрителю.

Убежденность художников в том, что зрители в удаленных губерниях уже готовы к реалистическому искусству показала еще упомянутая ранее нижегородская выставка в 1865 году. В одной из местных газет тогда написали: "...мы бы в высшей степени желали, чтобы Петербургское собрание художеств прислало на свою выставку ... побольше живописи ближайшей к нам, и из этого числа побольше именно жанра". Состав картин привезенной выставки не был однородным вместе реалистическими произведениями "Отдых на сенокосе" Морозова и "Тайная вечеря" Ге, вызвавших большой интерес у общественности, демонстрировались и посредственные работы второстепенных художников академистов.

Особенную роль в становлении передвижничества сыграли перемены в обществе коллекционеров. Зарождающийся интерес к реалистической живописи в среде образованного купечества, оказал значительную поддержку передвижничеству. И конечно, совершенно особое место в плеяде новых коллекционеров занимал Павел Михайлович Третьяков. Собиратель и меценат, у него родилось желание создать свое собрание, которое могло бы стать общественным достоянием. Он посещал художественные выставки, мастерские художников, музеи и частные собрания России и Западной Европы, заказывал русским художникам для своей галереи картины и портреты наиболее важных деятелей России, порой приобретал целые коллекции художников.

Развитие реалистической живописи привлекало все больше внимания и уже в качестве коллекционеров русского, прогрессивного искусства выступают представители городской интеллигенции, а также помещики средней руки. Часто говорилось о том, что все лучшие произведения созданные в Петербурге уходят в московские частные коллекции. Постепенно происходило складывание свободного художественного рынка, что способствовало развитию живописи. Академия лишалась своей монополии.

Перед передвижниками стояла четкая задача: создания организации, которой руководили бы сами художники сплоченные одними идеями и стремлениями . Умудренные опытом двух предшествующих, Артелей, они уже не повторяли тех ошибок. 23 ноября 1869 было отправлено письмо в Артель в котором шла речь о желании объединится для организации и проведения передвижных выставок, письмо заканчивалось словами: "Надеемся, что идея устройства подвижной выставки найдет в Вас сочувствие и поддержку и что Вы будете так добры не оставить нас без ответа". Там же был приложен проект Устава составленного Мясоедовым и имелись комментарии, затрагивающие в первую очередь материальную сторону объединения.

В проекте говорится: "Мы считаем совершенно необходимым, совершенную независимость товарищества от всех других поощряющих искусство обществ, для чего находим необходимым особый утвержденный устав, идея которого сохранится. Хотя бы общество по обстоятельствам и прекратило свои действия (чего боже упаси), оно может быть возобновлено на готовых уже основаниях".

Важно отметить, что стремление к самостоятельности не являлось индивидуальной прихотью кого-либо из художников, так например Крамской выступал: "... свободы от чего? Только, конечно, от административной опеки ... но художнику, необходимо научиться высшему повиновению и зависимости от ... инстинктов и нужд своего народа и согласию внутреннего чувства и личного движения с общим движением ..." В этом высказывании раскрывается вся сущность деятельности Товарищества. Также она озвучена в первом пункте проекта Устава: "Основание Товарищества подвижной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства".

А также из личных записей Крамского, где он мог высказывать свои мысли по этому поводу более открыто, становится понятным его стремление вызвать одобрение "в той огромной массе общества, которая еще находится в состоянии усыпления".

Под проектом Устава подписалось двадцать три художника: Григорий Мясоедов, Василий Перов, Лев Каменев, Алексей Саврасов, Владимир Шервуд, Илларион Прянишников, Федор Васильев, Александр Волков, Петр Клодт, Николай Дмитриев-Оренбургский, Николай Ге, Иван Крамской, Кирилл Лемох, Константин Трутовский, Николай Сверчков, Александр Григорьев, Фирс Журавлев, Николай Петров, Валерий Якоби, Алексей Корзухин, Илья Репин, Иван Шишкин, Андрей Попов. Но количество участников было непостоянным из-за возможных последствий участия в демократическом прогрессивно настроенном обществе, поэтому с течением времени часть участников покинуло Товарищества.

Состав Товарищества передвижных художественных выставок пополняют художники из отдаленных губерний. И со временем движение передвижничества охватывает всю страну.

Старшинство над художниками в объединении взяли в свои руки Перов, Ге и Якоби. Все большую признание в общественных кругах приобретали Крамской, Шишкин, Саврасов, Клодт.

Стали происходить нападки на Товарищество, посыпался ряд обвинений в коммерческом начале всего предприятия по причине платного входа на выставку. Их обвиняли в создании искусственной шумихи вокруг себя.

Объявив себя независимыми от Академии, они лишили себя всякой материальной поддержки с ее стороны, не имея ни каких средств к существованию им пришлось самостоятельно создавать материальную базу путем продажи своих картин. Создание картин занимала долгое время и не было никакой уверенности, что картина будет продана. Общие выплаты от прибыли на выставке были совсем невелики. Это ставило художника в затруднительное материальное положение, но это редко останавливало художников в их стремлениях.

Новое объединение было полно сил и решимости побороть все препятствия на своем пути и отстоять свою независимость. Они были настроены завоевать авторитет и признание зрителя.


Наши рекомендации