Глава 30. германско-варварский элемент в средневековой 5 страница
Подвиг рыцаря если и не обесценивается, то заметно падает в цене, стано-вясь^всего лишь приключениемлнесмотря на то_ч.то в нем доминируеьобазлхельное для ге^я самоутверждение. Здесь имеют значение три^б^стоятельства. Во-первых, действитёлы1О, самоутверждение в его жестком виде несовместшд^хоттшис^ъом^ а приключение, 1<аТб^Гж?Ътр^Ш7Тс^рьТца"рь остаться"¥ пределах достойного и доб-'родётельного, к_с^мрхще^ждению тяготеет. Второе место после самоутверждения в приключении занимает потребность в_необычном^удивительном и экзотичном. Гро- g_ иадное, страшное, величественное, безмерное тоже не чужды жаждущим приключений. Без них невозможен героизм. Но рыцарский авантюризм ищет особого рода выходы в сферу подчеркнуто противостоящего повседневной реальности. Рыцаря влечет вовсе не мир сакрального из мира профанного и не мир хаоса из космически устроенного мира. В сакральном мире христианства рыцарский героизм не применим. Хаотическое требует обуздания другими усилиями помимо героических. Хаос в христианском универсуме смыслов — не предбытие, устрояемое демиургом и доу-строяемое культурными героями. Хаос, или, точнее, то, что именовали им язычники,
— от грехопадения и действия в мире сатаны и его слуг. Вот и остается для cajvionpo-
явлений pыщa^LC^oJ|OJ|eJp^юмa_^pJиключeнияx странный и двусмысленный мирч^-
десного. г^удеаноёр— этонеса!фальное~^нё~хаотическое, но одновременно и не
профанное и космическое. Каково же оно тогда? Чудесное для христианина только и
может быть чем-то полуреальным. Оно от мечты, в которую поверил или вот-вот
готов поверить сам шэчТаТеТгьТХможет быть~ к чудесному стоит подойти как к чарам
и наваждению, которые кто-то напустил на рыцарство, чтобы оно обрело наконец
мир, где оно у себя дома? Почему бы йчтет. Ведь в любом случае влекущий рыцаря
мир чудесного лишается настоящих и устойчивых оснований, зыбкими и сомнитель
ными становятся рыцарские приключения. Третье обстоятельство, понижающее в
цене рыцарские подвиги-приключения, состоит в том, что£ыцадь_нехотв, остава
ясь рыцарем, KjiOj^imiiiQjyiyjij^Hj^^ оно у него остает
ся неполным. Приключениями рыцарь бесконечно отодвигает от себя катастрофи-
ческБё^самоуднерждение, точнее, он тщится бесконечной цепью подвигов-приклю
чений уйти от принятия|_гюследнегр_решения в пользу святости и спасения или геро-
из^^_тр_агедии. Для этого, в частности, рыцарством создается мир чудесного, в
котором возможны самые невероятные повороты и превращения и легко забыть о
том, что приключения когда-то заканчиваются в реальной, далекой от мечты и фанта-1
зии жизни. За мечту и фантазию рыцарь держится, даже сознавая их иллюзорность.
В приключении рыцарский героизм обрел свою зыбкую и ненадежную
почву. Потом7~оТГТГдапал^а них такую ставку, что более надежн^гх^^ст^йчидых
оснований для героизм^^,х^жш1ШХжодшэ^1Н£1ва]^ё1ГО . Иначе
обстоит дело с другим проявлением рыцарского героизма — служением даме. Оно
если и не укореНё1н5;тоТГмеет^ои истоки в германском языческом "героизме. Этот
героизм знал и_служениёТё~роя герою, одного^тица другому, и соотнесенность_геро-
ического начала с женщиной. Более того, любовь для древнего германца могла
быть сродни подвиТуТГпоединку. Рыцарство из наличного уже опыта германского
героизма создало новае_сочетание, ощутив и помысливлыцарскую любовь к даме
Kajcjjp^BbjujejHHoe, сродни героизму служение. Своим прямым аналогом оно имеет
привычные рыцарю васс^^ьные^тнЖйёнТшТУже начина"я^~сХ1Гв7обращения^рыцаря
к даме как сюзерену становятся~общим местом. "Донна — до моих седиТГ— 7 Вот
мой сеньор, мой господин"1, — восклицает трубадур Бернартде Вентадорн. И надо
сказать, что его уподобление далеко HejwibKO^cnom^ocTb. За ним стоит признание
превосхо^стваженщиньпюрер, мужчинЫСкак и перед сюзереном, рыцарь встаёт
перед дамой на одно коленоТНеТювёргается ниц, наподобие раба перед царем, а
отдает даме подобающую честь. Но если дама возвышается до уровня сеньора, то
и отношение к ней уже не может быть чем-то второсортным, отодвигаемым на зад
ний пТшнПтодвигами и при^Щчениями. Связь^с flajviOH теперь становится одной из их
разновидностей. Длд_идеадьного рыцаря равно 3Ha4jiMbijToj]m:im-npj^Krj^^
со своей дамой. "Любовь и шпаги
острие" дополняют и проникают друг в друга.РТща£ь]соЕюршает. подвиги_во__имя
своейдамы, они делаюхрыцаря достойным e^J^пpocлaшlЯioтJqaмyT^дp^yroй сторо
ны, любовь к даме сродни воинским подвигам ипщкгиочениям. Она несет в себе
тяжегТыёТ^сг1^аТ1и^ГТр1зб^§т^ .
Всего того, что когда^тсТфОявлял в отношении своего вождя служивший ему дру-жинник, а теперь вассал проявляет в отношении своего сюзерена. Сводить любовь
р,ыца{щ<ламе кодному только наслаждению так же неуместно, как и служение
вождя дружиннику, вассала сюзерену — к выгоде ^корысти И любовь рыцаря к
даме, и его воинское служение равно осуществляются под знаком верности. Вер
ность же не ищет награды, она может ее принять, может без нее обой?и№: КогдгГ
такое утверждает воин-германец применительно к своему вождю — это звучит при
вычно. Но вот строчки из того же Бернарт^де^еладО-Рна: "Коль любят не самозаб-1
вешю2_/_А_вади_ласки и наград, — / То не любви они хотят"1. В них, несомнёТто, |
УвучитТероическое самоотречение влюбленного рыцаря. Оно ничего решительно не
сказало бы пылающему любовной страстью античному... чуть не сказал герою. В
том-то, однако, и дело, что античный герой не позволит увлечь себя любовному
пылу: он или ограничит его волевы^ГуЪилиё1^й]]и^~пбв^ прах, переста-
негбытъпэроем. ДляИнтичного чел6Тзёка~любовь не только негероична, в известном / с~мьюшГона~дочелЪвечна или сродни болезни. Ант^ч^н^зш^гювек^какую бы страсть/ Д / или экстаТон ни Й^ьгть1вап7по~существу, не шел дальше уподобления лТобвисла-у / достной болезни, страстной лихорадке, которая больному дороже здоровья. Сила^ ' любви к женщине в античном смысле об2атно_прогюр_циональна героическому^пафо^ Кс^индивйде. ч1м~более"о*Гвлюблен,темжертвенночтассивнеестановится. При-мероТэтому не_счесть. Один из них мне представляется особенно красноречивым ввиду своей контрастности всему строю отношений рыцаря с прекрасной дамой. В знаменитом романе Ахилла Татия "Левкиппа и Клитофонт" есть такой эпизод. Очень много претерпевший от своей постоянной и неизменной любви к Левкиппе Клитофонт подвергается в храме Артемиды очередному испытанию, когда в него врывается некий Ферсандр, всеми силами желающий овладеть Левкиппой. Вот что рассказывает в романе Клитофонт о действиях Ферсандра после их перебранки: "...он изо всех сил ударил меня по лицу, потом еще, из носа у меня хлынула кровь, — видно, весь гнев свой он вложил в эти удары. Он наносил мне уже третий удар, когда по неосторожности расшиб свою руку о мои зубы, поранив при этом пальцы. С воем он тотчас отдернул руку. Так мои зубы отомстили за оскорбленный нос. Ведь они разодрали пальцы, наносящие удар, без всякого моего участия, так что рука оскорбителя была наказана за свои деяния. Итак, Ферсандр закричал и с неудовольствием прекратил свои побои, я же сделал вид, что не заметил причиненного ему увечья, и на весь храм принялся причитать, жалуясь на этого тирана и насильника..."2
Чему иному являемся мы свидетелями в романе Ахилла Татия, какде паро-Д^му1§_един^б^рство_героев? Героям положено обмениваться ударами, пытаясь уравновесить или превзойти наносимый друг другу ущерб. Однако все противостояние Клитофонта сводится к перебранке и адресованным к зрителям причитаниям. Так вела бы себя под напором Ферсандра женщина, да и то7если бы она совсем потеряла голову от боли и страха. Правда, у Клитофонта находится защитник в лице собственных зубов. По сравнению со своим хозяином они действительно "лицо", так как проявили свою зубастость, не изменив своей природе, да еще и отомстив за нос — своего родственника и соседа. В отличие от зубов мужчина Клитофонт, а в античном представлении свободнорожденный мужчина всегда хотя бы потенциально воин, никак своей мужественности и мужества не проявляет. Вряд ли потому, что такова его женственно-пассивная природа. Все дело в TOM^jjo_miB£iio6jieH, целиком[захвачен страстью. Она, эта страсть, захватила Кттофонта bliom числе и у его мужеского \ естества. И пока она его не оставит, он_об£ечен_на страдание и страдательность. / "Ахилл ТатиТ^рекрасно^тает^ что иначе и быть не может, знает и о недостоинстве Клитофонта как мужчины. Отсюда вольная или нeJoлJьнaяJщнj^aвJOpaJ^o отношению к вызывающему его сочувствие герою в романе вполне серьезного жанра.
II
Странно и удивительно ведет себя Клитофонт, сточки зрения обычного грека — гражданина своего полиса, если находится в здравом уме и трезвой памяти. Но еще более непозволительно странен он с позиций страстно влюбленного рыцаря. Ij Рыцарь на подъеме, у вершины своей высокой страсти как раз в наибольшей степе-I ни героичен. Страсть не уводит его с пути подвига, а ведет пспнему. Она даже не передышка и отдохновение между подвигами и не только вожделенная награда за подвиг. Для рыцаря возможно и абсолютно исключенное для грека — подвиг страс-ти, совпадедиетершчёскогоТ! любовного пафоса. Поэтому, в частности, соперничество из^а_дамы, темТзолее посягатёгГьство на нее со стороны одного из влюбленных, тем более клеветников и завистников, ведет к по_е,дин_ку. Не зубы отвечали бы у Клитофонта за оскорбление носа, будь он р^|царем7а меч или шпага.
Может показаться, что рыцарь, борющийся вооруженной рукой за даму своего сердца, проявляя себя активно-наступательно, всего лишь возвращается из греческого провала и зияния к исконно и первобытно-человеческому, а то и животному. Разве не отстаивает, например, олень свое право на избранную им самку в кровавом и беспощадном поединке с другим самцом? Да, отстаивает, когда его ведет слепой порыв инстинкта, то, что для человека станет страстью. Но грек-то как раз страсть и страстность в себе не ценит, боится ее как недочеловеческое и хаотичное в себе. Отношения с женщиной страстны по преимуществу. Значит, они и максимально дочеловечны, хаотичны и внеличностны. Из-за женщины можно биться насмерть и быть героем лишь тогда, когда тобой не овладевает страсть.
Троянская война, например, имеет своим истоком стремление вернуть Ме-
нелаю прекрасную Елену. Но греческими героями движет при этом оскорбленная
гордцсть, сознание попранной справедпивос[^Х1ДЩзрнос1Ь1^М§иепавм. Что угодно,
только не любовь к Елене. Она практически не ощутима на страницах "Илиады"
!1^ не ходить в героях и Гомер не посвятил бы его подвигам
две из двадцати четырех песен эпоса. Страстно влюбленный в женщину грек, между прочим, не тянет даже на звериную страсть — порыв отстоять для себя свою ("самку" только потому, что она слишком обуревает и захватывает его. Если влюбленный способен биться за возлюбленную, значит, он недостаточно влюблен, т.е. болен, — пожалуй, что-то близкое могл^пр^йТТТ^Хшмаут^ёкуГСовсем иное дело ^р^щзрь. Для него страсть^тюЛрвь не опускает человека в дочеловеческое и хаотическое, а поднимаетjr^BegxjHejiQafi4ecjLoe. Всякие аналогии между скрестившими ^.мечи рыца^яТйТГи~сцепившимися рогами оленями вводят в заблуждение. Рыцарь, бьющийся на поединке за даму, защищает свою святыню. Как бы ни напоминал его порыв пароксизм любовного пыла, требующего устранения противника, на самом деле рыцарь действует, обязан действовать в полноте ответственности и индивиду-I ального самоопределения. Любовь к даме сопрягается для него с вассальными * отношениями к сюзерену и служением Богу. Любя, он священнодействует, или почти священнодействует, или же совершает нечто сродни героическому деянию. Со- ответственно и на борьбу с противником выходит герой, а не какой-нибудь там больной, расслабленный и потерявший себя индивид, бывший гражданин и свободнорожденный, рухнувший в рабствование.
Любовь для античного человека заканчивается там, где рыцарь достигает ее
высот. Отрекаясь от себя во имя любви, он, конечно, не зачеркивает свое индивиду
ально и свободно определяющееся бытие. Рыцарь преодолевает в себе человечес
кое, только человеческое. В служении дружинника своемуЪождю такое преодоле
ние означалоИдт-говременно его самоутверждение. Оно могло состояться тогда, ког
да герой-дружинник оказывался достойным своего героя-вождя, как и наоборот —
вождь своего дружинника. Сходным образом и вместе с тем иначе обстоит дело в
любви-служении рыцаря даме. Своим подвигом верности и самоотвержения он ста- ^
новится достойным своей дамы. А вотflocTOHHCTBj^qjMbijM^iOM. В отличие от рыца-
ря ей ни к чему такие же усилия аскетического самопреодоления и восхождения. В
его глазах дама обладает в изобилии прирожденными достоинствами и добродете- J^
лями. Она едва ли не воплощенное совершенство, что и оправдывает служение и
поклонение ей рыцаря. Даму рыцарского сердца вполне можно сравнить счелове- '
ком до грехопадения. Bjm^ci^ny^^^ec^^ невозможно по--^
нять, в чем ее коснулся первородный грех. Такое восприятие дамы рыцарем только g и~могло возникнуть в результате перенесения на нее хотя бы некоторых характерней тик сакрального ряда. Конечно, дама никогда впрямую не отождествлялась и не уподоблялась божеству. Но любовь к ней осмыслялась как нечто^подобное таинству и святыне. На даму и любовь к ней происходило наложение двух непересёкаюЩйхг )
^р (служение даме по образцу отношения вассала ,
|\сюзерену) и сакрального (уподоТэл^нйёПпшбвйi священнодействию). В итоге рыцар-
скаялюбовь принимала странные!? прихотливые черты. Рыцарь стремился герои
чески служить не героине же, а существу, в котором проглядывали черты своага.
рода мирской_святости. Отсюда известная незаконченность и даже условность его
героизма. Подлинный героизм служения не замыкается~целиком на том, кому герой
служит. И герой-дружинник, и герой-вождь равно обращены к судьбе,. Наиболее по
четная и возвышенная участь дружинника заключается в том, что он становится
причастным подвигу-катастрофе-триумфу своего вождя. Максимумхешизма, кото
рый можно обнаружитьддюйаИ-Еыцаря к даме, проявляется в Зё
в_етной..его верности. Той верности, которая обретает свою ^_
требует ндерады. Но рыцарь может быть и очень часто бывает любим. Это ничуть не
противоречит и не препятствует служению. Правда, в этом случае героическое са
моотречение и самовозвышение завершаются вовсе не героическим исполнением
желаний. Результат оказывается неадекватен затраченным усилиям. Частично из
бегнуть его позволяют огромные и непомерные требования к любви. Она не завер
шается моментом обладания рыцарем своей дамой. Чтобы оставаться достойным
своей любви, рыцарю постоянно нужно быть начеку, преодолевать внешние и внут
ренние препятствия, сознавать достигнутое в любви как частичное и неокончатель
ное, себя — не вполне достойным блаженства и т.д. и т.п. Короче, рыцарскаядюбовь
,незавершима. В этом, может быть, ее главное сходство с героическим служением
дружинника вождю, вассала сеньору, чья верность подвергается непрерывным ис
пытаниям. Если и любовь существует под знаком верности, а такова именно рыцар
ская любовь, в ней навсегда сохранится дистанция между достигнутым и должным.
Само должно^_абсодЮ1Ь1а44-бесконечно. К нему нужно стремиться в сознании его недостижимости. Рыцарь верен даме и своей любви. Как это далеко от обладания дамой и наслаждения любовью! ВсякоВ'обладание и наслаждение здесь не само-цельны и самоценны. Они^напэада, которая только знактого_,^о_служение-верность . Награда П£ив^ываетр1>1ц1^
завершает его томление и страсть. Страсть остается, только направлена_она на слу->KejHiiejifleEH^CTb^HejHaj}fljiQ наслаждение и обладание. Такая страсть не может быть вовсе чуждой героическому пафосу.
ГЛАВА 33. ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. БЮРГЕРСКАЯ КУЛЬТУРА
Бюргерская культура в Средние Века представлена далеко не так ярко и впечатляюще, как культура рыцарская. Связано это стой ролью, которую играл в эту эпоху средневековый город. Исходно она не была доминирующей. Первоначал ьноТТГпериОДкультурного' безвременья и в Раннее "Средневековье, центрами |^ы^ы_да_3ададе_оставались монастыри и, в'"^еньшей~степени,1<рамьТ¥¥пис-копские резиденции. 1^н!чал7Высокого~Средневековья все большую роль в культуре начинает играть замок. В замках королей и владетельных князей сосредоточивался двор, помимо рыцарей и дам они привлекали образованных людей из других сословий. Приблизительно в это же время начинается оживление городской жизни. В старых, сохранившихся еще с античных времен городах заметно увеличивается население, в них идет интенсивное строительство. Возникает и множество новых городов. О cepegmeXW в. можно_говорить как о поре расцвета городской жизни. И все-таки недород делал_в^Сред^ние Века погоду в западной культуре. Соответственно, и бюргерство так и не стало ведущей культурной силоР^Средневековья. Вплоть до разложения средневековой культуры таковой оставались
J Бюргерская же культура была в тени. Несмотря на
растущее благосостояние бюргеров, богатство и влияние городского патрициата, бюргер (в буквальном смысле слова — горожанин) так и не стал чем-то подобным по значимости античному горожанину-гражданину.
Дело здесь в том, что античная культура исходно была городской. Она, соб
ственно, и начиналась с возникновения городов. В Греции этот процесс назывался
_синойкизмом, объединением в один полис нескольких ранее независимых и распо
ложенных отдельно общин. С синойкизма начинались многие известные греческие
города. И что же собой знаменовал синойкизм? Вовсе не переход от земледелия к
ремеслу и торговле, как это можно предположить. После своего возникновения мно
жество городов длительное время, а некоторые и навсегда, оставались сельскохо
зяйственными поселениями. Очень показательно, что и тогда, когда греческие горо
да, такие, например, как Афины, становились преимущественно центрами торговли
и ремесла, о^игура земледалыда^оставалась в них более почтенной, чем ремеслен
ника и торговца. В еще большей стёг^мШазатое^м^^^бшь^тнесеноТРйму.
Столетиями римпянеТТьТпйТючтйП^ и, добавим, обяза-
тельно еще и_воинами. И для Греции, и для Рима горожанин изначально был воином-земледельцем, а вовсе не торговцем и ремесленником. При этом воинские занятия ценились гораздо выше земледельческих. Уже говорилось о том, что античный человек был прежде всего мужем войны и мужем совета, воевал и управлял в народном собрании или на^борных^опт^тшшКзШ.вмНогеПтошеатВТаком сочетанТГй^войньГй совета и проявлялся прежде всего человек как граждашн-Соот- ветственно и гражданином его делал не способ получения материальных благ, а заботы более возвышенные. Именно поэтому переход от сельской жизни к городской, т.е. полисной, не был непосредственно связан с изменением характера производства. Оно могло оставаться почти исключительно сельскохозяйственным, и все-таки полис становился чем-то в корне иным по сравнению с сельским поселением. Отличали его от сельского поселения не только размеры. Если говорить лишь о внешних признаках, то существенное значение здесь имели уже стены. В русском языке этот момент выражен со всей очевидностью. У нас слово "город" — производное от слова "городить". Город действительно всегда городят, ограждают от внешнего пространства. Если не во внешней выраженности, то по смыслу он представляет собой отгороженное пространство. Отгорожено же оно от природы, от безличной ра-створенности в ней. В городе люди собираются вместе, но и каждый из горожан в той или иной степени тоже собран и сосредоточен внутри себя. Поэтому город — это нщгда не "мы - бытие". Он состоит из индивидов, чья жизнь определяется взаимосоотнесенностью, отношениями "человек — человек", а не "человек — природа" или "люди — природа". Последнее имеет место при проведении сельскохозяйственных работ. Но не случайно античные горожане — это прежде всего "мужи войны" и "совета" и только потом — земледельцы. Война для них не уступает по значимости "совету" ввиду того, что она представляет собой или защиту родного города, предполагающую общность и ответственность людей, их концентрацию на совместности вне-природной вн^г^стетП1ройсходящейжизни, ^пи^^лзпадете^которое совершается в пространстве чужого. Последнее особенно важно, так как создает предпосылки для внутренней и_вн^шнJeJJvlc^щы^ocти индивидов. В нападении человек преодолевает свою сращенность и отождествленность с пространством своего. В войне он больше, чем где бы то ни было, предоставлен самому себе, отваге, сообразительности, импровизации и т.п.
Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. И если потом города расцвели, то уже в ситуации расцвета монастыря и замка. Последние задавали тон и правила игры, с которыми не мог не считаться_хор_од. Его вторичность состояла уже в том, что город отвое-вывал свое npaBOjHjjj:ym.ecTjK^Hiie_YjviOHacTbipfl и прежде всего у замкаГВсе Средневековье буквально переполнено борьбой становящихся городов со своими феодальными ceHbopajyui- Это была бор_ьба за самоуправление или независимость, за судебный иммунитет и освобождение от податей, за то, чтобы горожанина, не ото2кд^стдяди-.С-^ф.§стьянином и признавали свободным человеком. Последний момент был особенно важен и характерен для развитйя~срёдневёкового города. Его разительное отличие от античного заключалось, в частности, в том, что образовыва-
ли город Bj)j?|[nef|e]^^ цьП(онечно, многие из них, особенно мелкие, вынуждены были заниматься еще и сельским хозяйством, обрабатывать участок земли, пасти скот. Однако всегда это были побочные, малопочтенные занятия. Господствовало правило, согласно которо-му^б|оргеры-лротивопоставлялипь крег.ткяням На своем несходстве и противоположности настаивали и они сами. Для бюргеров, вслед за рыцарями, крестьяне_бьщи
. Нередко презираемыми и высмеиваемыми. Средневе-
ковый город рано противопоставил открытость и разнообразие своей жизни замкнутости и монотонности существования в сельской местности. Противопоставленность средневекового города деревне ощутима уже в самом его облике. Он практически всегда был очень скученным, с узкими, кривыми улочками, крошечными площадями, без всякого намека на растительность. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома часто были многоэтажными. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов, так что городская вертикаль часто была сопоставима по своим размерам с горизонталью. Современный человек, прогуливаясь по улицам средневекового французского или немецкого города, испытывает впечатление его интерьерности. В нем все настолько сближено и прижато одно к другому, что возникает ощущение того, что ты находишься внутри одного и того же дома. И в действительности средневековый город в значительной степени был таким одним на всех домом, который запирался на ночь городской стражей, с последним ударом колокола затихал, а с первым ударом пробуждался. Из городских ворот горожане выходили на пригородный луг, как из того же дома. Здесь, а не на городской площади, могли отмечаться большие городские праздники. Какая-то особым образом П£цч£р_кнутая_сделанность и ио<^ственносЕь_орёДН£.- — это, разумеется, свидетельство того, какие жители в нем обита-
ют, какими себя ощущают и как смотрят на мир. В любом случае ничего подобного такому городу не создали бы обитающие в нем земледельцы. А вот ремесленнику он вполне соответствует.
Ремесленник имеет дело с вещью, с некоторой природной данностью сырья, которая подлежит переработке таким образом, чтобы запечатлеть в себе осуществленный замысел ремесленника. Из естественной реальности он сделает искусственную. Последней же являются не только бочка, сапог, плащ, кубок, доспехи, ТюТГгород в его целом. Еще и поэтому в нем практически не остается ничего есте-ственно-гТриродного. Природу город не оформляет и обрамляет, а переиначивает заново, точно так же как горожанин ту вещь, над которой трудится. Ндфоле_антич-
отсутствием в них общей планировки, малей-
шего намека Haj^a^o^j^ojjejibHbieZnafcibi-M прдекш7Ха>^}и16рожати на денном или купленном им месте строил по своему уразумению, как Бог на душу I положит. В результате возникали города прихотливые и уютные, с пространством, Г чрезвычайно разнообразно оформленным. Но чего в них^е_было, так это стройности и величия. Исключение могли составлять городской замок, ратуша и, в особенности, соборы. Однако это были вкрапления стройного и величавого в беспорядочное и произвольное. Во всем_этом было свое неотразимое обаяние. Но в этом же ощутимы вторичностьи периферийность города в средневековой_культуре. СоднШГсТОро-f ны,£Н£Юдражает замку, сдругойже — в замкеТа не в городе сосредоточена власть, ! он, а~нё7ород"является началом своеобычно-средневековой государспзёТнТюстТТТТТо последнему пункту^Срелневековье прямо противопоппжнг) Античности В Греции попип, tr__ город, и государство fihinn гинпнимями В средневековой же Франции или Германии горазда только и делали, что боролись за свою независимость от госу-дарства. Они стремились стать вольными/ородами. Те, кому такое стремление уда-Тзагюсъ, в Германии так и назывались -^вольные имперские города". Они как бы и входили, и не входили в Священную Римскую империю. Чего Средневековье, по существу, не знало, так это исходящую из города и прикрепленную к нему в каче-
В лучшем случае города могли поддерживать
королевскую власть в ее борьбе с крупными феодалами за объединение страны, но сами центрами и источниками такой борьбы никогда не были.
Средневековые города ассоциируются у нас с цехами и цеховым строем.
Действительно, цеховая организация в XIII в. получила в средневековых городах
широкое, хотя и не повсеместное распространение. Цехами в эту эпоху назывались
объединения ремесленников по профессиям. Однако мы сильно ошибемся, если
решим, что Средние Века знали четкую и последовательную классификацкшэ про
фессий и ремесел. Они складывались беспоёядочТю]и]сл^айно, приблизительно
-Ш~жё7как; строились средневековые города^. Обыкновенно даже1з крупных городах
ТряШогшГобъединятьпредстав!*т¥л1гй1нёскольких ремесел, если они были совсем
немногочисленны. Но и в этом случае численность входящих в определенный цех
ремесленников сильно отличалась у разных цехов. Так, в Париже XIII в. самь1й боль
шой цех — сапожников — включал в себя 396 человек, тогда как в цехе резчиков по
каМюШсчитывалось 12 членов. Сколько-нибудь крупные цехи, как правило, сели
лись yjT^ajy^Hj|flan^j<OTOjDbj^ Тут же "бьТгТТГхрам святого
— покров|£геля_цеха. Цех представлял собой тесно_сплоченную коргюдацию, члены
ко~торой нередко из поколения в поколение занимались~однТГм и тем же ремеслом.
Начинался путь ремесленника в цехе_с^еничества. В ученики поступали еще деть-
гаСДлилось уче1нйчеств6Тзависимости от решэсла 6—10 лет. Затем ученик перехо
дил в подмастерья. Подмастерьем, даже самым удачшвьГОГ и способным, нужно
было пробыть^несколысо-лет, но можно было им так и остаться, не достигнув положе
ния мастера. Мастер же получалlbcjojiojihot^jtpjb Bjjexe^ У него были свои ученики
и подмастерья, своя мастерская, дом и хозяйство. Наиболее видные из мастеров
избиpалиcь<вJ;^e2<OJЬleJ^pиcя>кньle, следившие за работой всех мастерских цеха, и
даже в магистры цеха. Магистр возглавлял цех и пользовался наибольшим почетом.
В значительной степениЪся жизнь средневекового бюргера-ремесленника, а таковых было большинство, протекала в пределах своего цеха. Он жил его интересами, общался преимущественно со своими коллегами, участвовал в цеховых праздниках и т.п. Такое существование, на современный взгляд, может показаться однообразным и рутинным. До некоторой степени оно так и было. Но, с другой стороны,
к, работая по своей профессии, не просто добывал хлеб
насущный, достигал богатства и преуспеяния. Собственный труд он воспринимал еще Hj<a£jvu^^ioj^j]ipji3jiajiH§. Точно так же как для рыцаря его воинские Занятия должны были быть оправданы и санкционированы с позиций христианства, для ремесленника необходимо было освящение его ремесла. Оно достигалось уже наличием святого — покровителя цехаГСам жеТр^рем^есленника был сродни послуша-нию_и аскезе^З нем был очень^аже^момент благообразия и добротносТйТНйкаких претензий на творческие порывы и вдохновение еге~бьТло*дажб*У'"тех, чье ремесло сег^ня_^осг]ринимается как искусство. Все ремесла считались равными друг перед другом^отяТТаибольшТш почетом пользовались те, которые соответствовали или были приближены к нуждам богослужения и других проявлений церковной жизни.