Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
ñ сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
ñ учебного предмета;
ñ распределение учебного материала по годам обучения;
ñ описание дидактических единиц учебного предмета;
ñ требования к уровню подготовки обучающихся;
ñ формы и методы контроля, система оценок;
ñ методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учеб-ного заня-тия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятель-ная работа | Аудиторные занятия | |||
1. Раздел «ГРАФИКА» | |||||
1.1 | Многообразие линий в природе | Урок | |||
1.2 | Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна | Урок | |||
1.3 | Выразительные возможности цветных карандашей | Урок | |||
1.4 | Техника работы пастелью | Урок | |||
1.5 | Орнамент. Виды орнамента | Урок | |||
1.6 | Орнамент. Декорирование конкретной формы | Урок | |||
1.7 | Кляксография | Урок | |||
1.8 | Пушистые образы. Домашние животные | Урок | |||
1.9 | Фактуры | Урок | |||
1.10 | Техника работы пастелью | Урок | |||
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» | |||||
2.1 | Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник» | Урок | |||
2.2 | Цветовой спектр. Основные и составные цвета | Урок | |||
2.3 | Цветовые растяжки | Урок | |||
2.4 | Теплые и холодные цвета | Урок | |||
2.5 | Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» | Урок | |||
2.6 | Техника работы акварелью «мазками» | Урок | |||
2.7 | Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета | Урок | |||
2.8 | Техника работы акварелью «сухая кисть» | Урок | |||
2.9 | Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков | Урок | |||
2.10 | Творческое задание «Портрет мамы». | Урок | |||
2.11 | Смешанная техника. 4 стихии | Урок |
Год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учеб-ного заня-тия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятель-ная работа | Аудиторные занятия | |||
1. Раздел «ГРАФИКА» | |||||
1.1 | Противостояние линии. Характерные особенности линий | Урок | |||
1.2 | Работа с геометрическими формами. Применение тона. | Урок | |||
1.3 | Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную | Урок | |||
1.4 | Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную | Урок | |||
1.5 | Текстура | Урок | |||
1.6 | Ритм. Простой, усложненный | Урок | |||
1.7 | Симметрия. Пятно. | Урок | |||
1.8 | Асимметрия | Урок | |||
1.9 | Линия горизонта. Плановость | Урок | |||
1.10 | Техника работы фломастерами | Урок | |||
1.11 | Буквица. «Веселая азбука» | Урок | |||
2. Раздел «Цветоведение» | |||||
2.1 | Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета | Урок | |||
2.2 | Нюансы. Многообразие оттенков цвета | Урок | |||
2.3 | Контрасты. Контрастные пары цветов | Урок | |||
2.4 | Цвет в тоне. | Урок | |||
2.5 | Ахроматические цвета. Творческое задание | Урок | |||
2.6 | Локальный цвет и его оттенки | Урок | |||
2.7 | Плановость | Урок | |||
2.8 | Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент | Урок | |||
2.9 | Условный объем. Освещенность предметов. | Урок | |||
2.10 | Изучение нетрадиционных живописных приемов | Урок | |||
2.11 | Творческая композиция | Урок |
Год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учеб-ного заня-тия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1. Раздел «ГРАФИКА» | |||||
1.1 | Равновесие | Урок | |||
1.2 | Статика. Динамика | Урок | |||
1.3 | Силуэт | Урок | |||
1.4 | Шахматный прием в декоративной графике | Урок | |||
1.5 | Перспектива | Урок | |||
1.6 | Пластика животных | Урок | |||
1.7 | Работа фломастерами (цветными карандашами) | Урок | |||
1.8 | Пластика человека | Урок | |||
1.9 | Графическая композиция | Урок | |||
2. Раздел «Цветоведение» | |||||
2.1 | Локальный цвет и его оттенки | Урок | |||
2.2 | Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном | Урок | |||
2.3 | Колорит. Нюансные или контрастные гармонии | Урок | |||
2.4 | Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов | Урок | |||
2.5 | Смешанная техника | Урок | |||
2.6 | Цвет в музыке | Урок | |||
2.7 | Психология цвета | Урок | |||
2.8 | Тематическая композиция | Урок | |||
2.9 | Тематическая композиция | Урок | |||
2.10 | Тематическая композиция | Урок | |||
2.11 | Тематическая композиция | Урок |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Многообразие линий в природе.Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа:выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.).
Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).
1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А4, цветных карандашей.
Самостоятельная работа:выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
1.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа.
Самостоятельная работа:посещение действующих выставок работ художников.
1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента.Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А4, фломастеров или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы.Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4.
Самостоятельная работа:выполнение простых геометрических, растительных орнаментов.
1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его.Выполнениеэскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа:закрепление материала посредствам дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).
1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные.Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак).
Использованиеформата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа:знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг.
1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение моха, камней, коры деревьев.
1.10 Тема: Техника работы пастелью.Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели.
Самостоятельная работа:выполнение рисунка домашнего животного в технике «пастель».
Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа:закрепление пройденного материала.
2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Выполнение эскизов(например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа:закрепление материала, изображение радуги.
2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа:выполнение тоновых растяжек.
2.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А4.
Самостоятельная работа:изображение пера волшебной птицы.
2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,
Самостоятельная работа:закрепление материала, выполнение акварельных заливок.
2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа:знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)
2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток).
2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью.Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели).
Самостоятельная работа:закрепление приема.
2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет».Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4).
Самостоятельная работа:знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.)
2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.
Самостоятельная работа:выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А4.
Второй год обучения
Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.
Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун).
Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек.
Самостоятельная работа:выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат А4.