Глава 30. германско-варварский элемент в средневековой 3 страница
"Есть две вещи, августейший император, которые правят этим миром: священный авторитет понтификов и царская власть. Из них священнослужители несут бремя тем более тяжелое, что им ответствовать перед Господом на суде Бо-жием даже за царей. Тебе должно склонить смиренную главу пред теми, кто печется о божественном ... и от них получить пути твоего спасения.
В делах, касающихся общественного порядка, церковные иерархи сознают, что имперская власть ниспослана тебе свыше, и сами будут покорны твоим законам, ибо страшит их в мирских делах показаться противником твоей воли".
Согласно формулировке Геласия I, духовная власть Пап и светская власть императоров уравновешивают друг друга за счет того, что император пребывает в Церкви как ее сын и ведом ею в духовных вопросах. Но и Папа пребывает в империи в качестве подданного императора. Говорить о том, кто из них выше и обладает большей властью, вообще в данном случае бессмысленно. Реально вплоть до Григория VII гораздо большая власть, чем у Пап, была у королей и императоров. Но никто из них не заходил в своих притязаниях так далеко, как Григорий VII. По существу, он настаивал на том, что Генрих IV пребывает в Церкви и подчинен Папе в делах духовных, сам же он в империю не входит, а стоит над нею как ее верховный глава. Как же обосновывал Григорий VII свое первенство (супрематию) не только в духовных, но и в светских делах? В соответствии с представлениями того времени царство (светская власть) и священство (власть духовная) неразрывно связаны друг с другом и должны_делать общее дело. Разница между ними только в том, что император каТглава светско7Гв1Шсш^дёйстз^вххз^жиемПапа^^возгпавпяющт
духовную власть, — мечом духовным. В отличие от своих предшественников, Церковь в XI в. заботит не столько разграничение папской и императорской власти, сколько их cooTHOCHTejbTO^flp^IPJJH01"60- Соотнося их, богословы HjiegajDxnJKIj. настаивали набольшем достсо1нстве_меча духовного над^ехским.Расхожим аргументом был тот, что Церковь и Папа пекутся о спасении душ своей паствы, тогда как светская власть и императоры руководят лишь телами своих подданных. Очевидно, что забота о спасении души несравненно важнее, чем забота о теле. Последняя имеет смысл лишь как подчиненная первой, соответственно и император должен подчиняться Папе. С точки зрения последовательно логического мышления, не говоря уже о духе христианского вероучения, аргументация сторонников папской супрематии очень сомнительна. Конечно же, забота о спасении души не идет ни в какое сравнение с заботой о теле. Но разве отсюда следует, что заботящиеся о душе выше, чем заботящиеся о теле? У каждого из них своя миссия, свое послушание. Римские Папы прекрасно это сознавали и были проникнуты вполне христианским духом, когда принимали титул "рабы рабов Божьих" или когда совершали публичное омовение ног римским нищим. В этих случаях акцентировалось, что церковная иерархия и власть первосвященников условна, что она у них не самодовлеет, а подчинена служению и любви. Когда дело касалось отношений папства и империи, подобные вещи забывались и отодвигались на задний план, вперед выходило соперничество за первенство двух властей.
Что касается Папы Григория VII, то он уже не удовлетворялся папской супрематией в ее умеренном виде, т.е. простым признанием большего достоинства Папы по сравнению с императором. В знаменитом тексте "Диктаты Папы", датируемом 1075 г., Григорий VII утверждал: "Он, Папа, один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства, одному ему все князья лобызают ноги. Он может низлагать императоров. Подданных он может освобождать от присяги негодным владыкам". Под пером Григория VII император (и тем более все другие светские властители) превращается в подданного папского престола, во всем католическом мире появляется единственный суверенный властелин в делах духовных и светских —римский первосвященник.
Когда апостол Павел говорил: "Нет власти, кроме как от Бога", он имел в виду то, что любая власть потому и возможна, что получает сакральную санкцию и не может существовать вне и помимо Божественной воли. Римский Папа, по сути, слова апостола переиначивает. Для него формула "нет власти, кроме как от Бога" распространима только на Папу. В остальных же случаях правильней будет сказать: "Нет власти, кроме как от Папы". Папа становится единовластным наместником Христа равно в делах духовных и светских. До какого уровня хотел бы он низвести светскую власть, становится ясным из его письма к епископу лотарингского города Меца. Письмо имеет очень знаменательное заглавие: "Против тех, кто неразумно утверждает, будто римский первосвященник не может отлучить императора от Церкви". Но в нем содержатся вещи почище обоснования права на анафему. В частности, Григорий VII пишет: "И дали тебе ключи царства небесного; все, что свяжешь ты на земле, будет связано и на небе; и все, что развяжешь на земле, будет развязано и на небе". Разве отсюда исключены короли? Разве и короли не принадлежат к тем овцам, которых Господь поручил Петру?.. Кто не знает, что короли и князья ведут свое начало от тех, которые не знали ничего о Боге, но гордостью, хищничеством, коварством, убийством, короче, преступлениями всякого рода приобрели власть от князя века сего, именно дьявола, чтобы слепой страстью и невыносимой неправдой господствовать над себе подобными. ...Каждый добрый христианин имеет гораздо больше права на королевский титул, нежели дурные князья".
Что-то, наверное, в словах Папы может быть списано на его запальчивость. Письмо писалось в неблагоприятный для него момент затянувшейся борьбы не на жизнь, а на смерть с Генрихом IV. И все же главное в письме Григория VII — это отказ императору и всем светским властителям в праве на власть. Она не только не от Бога, а напротив, от дьявола. Разумеется, Папа вовсе не призывает свою паству к неподчинению всем светским властям. Для него вопрос стоит о том, что они должны получить право быть князьями, королями, императорами из рук Папы, лишь он может освятить ее и сделать властью христианских государей. Тех государей, которые будут ему, Папе, "лобызать ноги". Кем же тогда они станут по отношению к нему и кем он по отношению к ним?
Если мы задумаемся над подобным вопросом, то у нас не может не возникнуть ассоциация с чем-то уже в истории культуры осуществившимся. Ну конечно, Григорий VII пытался создать на Западе ситуацию, подобную древневосточной, и в частности той, которая сложилась в Древнем Египте. Там фараон был единственным источником власти, наделявшим ею своих подданных в меру, необходимую для выполнения своих повелений. Фараон был наместником богов на престоле Верхнего и Нижнего Египта. Но он был еще и богом в полноте божественности. Ни о какой своей божественности ни один Римский Папа никогда речи не вел. Для католической, как и любой другой христианской Церкви, такие поползновения абсурдны. Другое дело наместничество. В качестве преемников апостола Петра Римские Папы настаивали на том, что они являются наместниками Христа на земле. Не случайно в начале приведенного фрагмента письма Григорий VII цитирует слова Христа, обращенные к апостолу Петру. Для Папы они служат доказательством его абсолютной власти в духовных и светских делах. Эта власть осуществляется не в силу божественности, а в силу нисходящей на Пап благодати, она не принадлежит, а, так сказать, препоручается. И все-таки, по Григорию VII, земная власть исходит лишь от Пап, вне их санкции она незаконна, связана уже не с Богом, а'Ъ дьяволом. По этому пункту фигура Папы становится с трудом отличима от фигуры фараона. Фараон же, как мы помним, соотнесен со всеми остальными египтянами, как с рабами, т.е. существами, бесконечно умаленными и самими по себе не бытийствующими. В соответствии с христианскими представлениями все люди — рабы Божий. Григорий VII предлагает им статьеще,и рабами "раба рабов Божиих", т.е. Папы. Не в буквальном, конечно, и не в полном смысле слова, и в"с^таки~требование лобызания ног неслучайно. Оно — знак рабства одних и, как минимум, причастности божественному — других. Григорий VII требует манифестации своей рабскости у сильных мира сего. Понятно, что в их лице перед ним должен склониться весь христианский мир, в котором останутся только наместник Бога и его подданные.
Как видим, борьба за инвеституру завела папский престол очень далеко, она вывела на поверхность противоположные тенденции в развитии западной культуры. Первая из них, связанная с пгтством, была тенденцией к так называемому "папац'езарпзму", к тому, чтобы власть первосвященника стала еще и властью императора. Другая тенденция заключалась в стремлении максимально освятить и сак-рализоватьГвласть императора, сблизив царство и свя!1^ст1о^"цезарёпапТ1з1йе''. Натграктике шаги в сторбну^'цезарепапизма" императоры делали тогда, когда инспирировали смещение одних Пап и избрание других. На доктринальном же уровне сторонники империи и сами императоры таких же радикальных и далеко заводящих шагов, как Папы, не предпринимали. Обыкновенно в ходе борьбы за инвеституру они подчеркивали, что власть императоров древнее папской, что Константин Великий и Каролинги руководили Церковью, что апостол Петр завещал бояться Бога и чтить короля, что монархи как помазанники Божий обладают некоторым подобием священства и т.д. Умеренность императорских притязаний коренится не только в трудности и противоестественности трактовки царя как священника, но и в том, что Генрих IVдлительное время находился в положении обороняющейся стороны. Был момент, когда казалось, что он борьбу за инвеституру и, шире, за статут и достоинство светской власти проиграл. Этот момент хорошо запомнили современники событий и их близкие и отдаленные потомки. Он известен как "Каносса". "Идти в Каноссу" и сегодня означает практически полную капитуляцию, сдачу на милость победителя.
После анафемствования и смещения Григорием VII Генриха IV, уже весной 1076 г., началось отпадение от короля его светских и духовных вассалов в Южной Германии. 16 сентября того же года в Тибуре близ Вормса светские и духовные феодалы предъявили Генриху IV ультиматум: в течение года возвратиться в лоно Церкви. Если через год отлучение с него не будет снято, то Германия лишается короля и должна будет провести новые выборы. К началу 1077 г. положение Генриха IVнастолько ухудшилось, что он сочень немногочисленной свитой оставшихся верными ему вассалов отправился в Италию с целью помириться с Папой..Григорий VII, поскольку у него не было сведений о реальных силах, которыми располагаётГгер-* манский король, укрылся в Каноссе, замке своей сторонницы маркграфини Матильды Тосканской. "Сюда, к воротам замка, Генрих прибыл в конце января, и здесь развернулись события, которые стали^еслыханным торжествоштапской власти^ После неоднократных переговоров королевских и папских посредниковТёнриху IV было дозволено Папой войти в замок. Вот как описывает дальнейшее современник событий историк Ламперт Герсфельдский: "И вот король явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесен тройной стеною, то его приняли внутри второго кольца стен, тогда как вся его свита осталась снаружи; там, сняв королевское одеяние, без всяких знаков королевского достоинства, без всякого великолепия, стоял он, не сходя с места, с босыми ногами, не принимая пищи сутра до вечера, в ожидании приговора Римского Пяпи^Тэд.. fimnn м на R-тррй, и ыя..т_рв1ИЙ др-цк Наконец, на_ четвертый_дн был к нему допущен, и после долгих переговоров с него было снято церковное_отпучение на спедую.щ£м..услоиии..Л
Нам нет особого смысла вникать в это условие, хотя оно и было очень унизительным для Генриха IV, так как каносские договоренности не были выполнены королем ни по одному существенному пункту. Оказалось, что Генрих IV сильно переоценил тяжесть своего положения. Вскоре он значительно укрепил его и возобновил свою борьбу с Григорием VII. Последнему еще придется в свою очередь испытать унижения и бессилие от поражений, нанесенных ему Генрихом IV. Ничего близкого к Каноссе уже никогда не придется испытать ни Генриху IV, ни кому бы то ни было из последующих императоров. В конце концов борьба за инвеституру завершилась уже после смерти обоих непримиримых противников Вормсским конкордатом 1122 г. Согласно этому документу, для одних частей империи, Италии и Бургундии, выборы епископов и аббатов должны были проходить по каноническим правилам, т.е. без всякого, прямого или косвенного, участия императора или его представителей. После выборов следовала церковная инвеститура посохом и кольцом и только через полгода — исходящая от императора светская инвеститура скипетром. Для другой части империи — Германии — за императором оставалось право в случае наличия двух кандидатов избрать одного из них. После этого он давал избранному епископу или аббату светскую инвеституру скипетром, за которой следовала церковная инвеститура кольцом и посохом, Вормсский конкордат, хотя и носил компромиссный характер, вцеломстал успехом папства. Он существенно расширил влияниеЛап внутри и внеТЦёрквйТНо вТо же время положения конкордата никак не соответствовали тем претензиям папства на светскую и духовную супрематию, которые выдвинул Григорий VII.
1 Несмотря на резко возросшее значение Пап, они не стали "Папами-цезарями" в духе Григория VII, соответственно, и речи не могло идти о наместнике Христа, перед которым склоняются рабы, отдающие ему сходные с Божескими почести. Реально наступившая в процессе борьбы за инвеституру культура Вьюокого Сред-невековья была несовместима ни^паг]а^ез^ризмдм", ни с "цезарепапизмом". В ней и намекаТне найти на ту однородность, которая была бы предзадана культуре, осуществись поползновения папской или императорской власти на свое абсолютное верховенство. У этих поползновений и не было сколько-нибудь реальных шансов стать действительностью. Борьба за инвеституру была столкновением тех крайних сил, которые должны были испытать одна другую на прочность, прежде чем они будут уравновешены компромиссом, выразившимся в том числе и Вормсским конкордатом. Что же конкретно означало равновесие между папством и империей, между светской и духовной властью, ставшее результатом борьбы за инвеституру?
Прежде всего то, что стало возможным возникновение рыцарсщалрьщарс-кой культуры. Существование рыцарствгГбазируется, как известно, на вассалитете, ТеТотношшниях вассала и сюзерена. Это отношения верности и служения слуги господину, так же как и господина слуге. Подробнее о них речь пойдет в следующей главе, теперь же отметим, что вассальная зависимость (точнее, взаимозависимость) имеет германские истоки. Она укоренена в отношениях между героем-вождем и _гедпем-дружиыштш Со временем вожди стали баронами, графами, шя^ьямкгдо-ролями^имоараюрами; дружинники — рьщаряшГГОни приняли христианство со многими вытекающими отсвдаПтоследствиями. Но сама исходная основа отношений и связей внутри воинского сословия сохранилась. Та основа, которой "папацезаризм" и "цезарепапизм" равно угрожали смертельной опасностью. Ведь священник-царь, так же как и царь-священник, были бы связаны с подвластными им людьми отношениями исключительно вертикальными. Сверху бы шло санкционированное Богом повеление, снизу же пр1эд1толагаТтась безусловная покорность и преданность. То принципиальное равенство в героизме, в ощущении принадлежности к одному воинскому сословию и братству, которое было присуще рыцарству, стало бы невозможным. Будущие рыцари должны были бы превратиться в воиВДв «ч-добадБ
их,^которые^ видяLcвoeJ^^cгюдшa_нaлxцlькo в Боге, но и в Его наместнике на земле, для которого они тоже мало отличаются от рабов.
Компромиссный исход борьбы за инвеституру и теократических поползновений папства и императорской власти не просто сохранил перспективу для рыцарства и рыцарской культуры, но^сдедадг.рвлневековую купьт4дау^1е^^о2одной. Ее резкое отличие от предшествующей античной культуры состоит, в частности, в том, что она представляет собой целостность, включающую в себя четыре^убкультуры: рыцарскую, бюргерскукцщестьянскую (щшдую) и кудЫУРУ клириков и_манахов, Каж^~ д~3я""изних по своему типу, безусловно, средневековая, но и различия между ними очень существенны. Если мы обратимся к Античности, то никаких субкультур там не обнаружим. И Греция, и Рим знали резкое имущественное и социальное расслоение свободных граждан, в Риме, к тому же, изначально существовало отчетливое сословное деление общества. Наконец, Античность — это еще и рабство, а между свободным и рабом была пропасть. Что касается рабов, то никакой особой культуры они не создалил^оздать не могт^вщу^^ештюпо^Шя^Шт^бет^вн^-^лишенных всакогО-ИЗ себя исходяцщшЛытия существ. Все же остальные свобод-ТшёГлюди в первую очередь были гражданами, людьми, соотнесенными со своим полисом, а позднее еще и с космополисом эллинистического государства или вселенской Римской империи. Ощущение античным человеком своего гражданства и полисности — это ощущение себя человеком как таковым. Человек же как таковой и создавал античную культуру вообще, не дифференцируя ее на субкультуры. В ней могла быть выражена преимущественно героическая позиция, как в гомеровских поэмах, мог подавать голос серединный человек, как в гесиодовской поэме "Труды и дни", или философ с его особой позицией. В любом случае герой, человек "золотой середины", мудрец или философ оставались гражданами и создавали единую по типу античную культуру. Точно так же не имело решающего значения, будет ли ее выходец из среды земледельцев, ремесленников, родовой знати или царского рода. Платон, например, принадлежал к царскому роду, а Аристотель был совсем не знатного происхождения. Если этого обстоятельства не знать заранее, то по их произведениям никогда будет не определить их принадлежности к очень разным слоям общества. Все карты здесь спутает уже то обстоятельство, что почти во всех своих диалогах Платон выступает от лица Сократа. Человека бедного и, к тому же, совсем не знатного происхождения.
То обстоятельство, что средневековая культура образует четыре субкультуры, до некоторой степени противоречит ее христианскому характеру. Христианство в_едь уравняло людей онтшТогичесЖ Для него существует прежде всегоЗ}ё]гювекГ как таковой, раб и сын Божий. Это равенство более глубокого порядка, чем восприятие себя граждан и номТУчтем, однако, что средневековая культура была создана из разнородных элементов. Она так и не стала и не могла стать всецело, а главное — однородно христианской. Если, скажем, в Средние Века на одном полюсе существовашши^п^нтуестЕР, а на другом— высшеесословие, тоГэти^ослсн* вия, оставаясь христианскими, изначально опирались насовсем^азл^чные традиции. Когда возникало cocлoвиe.J2gP2кaJ^J^eгq5ogмиgoвaниe в значительной степе-нипротиворечило всему строю рыцарской жизни. Отсюда их противостояние и анта-гонизм^Во всяком случае, у средневековых людей на собственно человеческом уровне не было ощущения своего единства. Они ощущали свое единство в Боге, в соотнесенности с Богом. Тогда становилось неважным, кто ты — клирик, бюргер, рьщадь или крестьянин. В делах же человеческих клирик оставался^ирикомГбюр-гер — бюр^ром и т.д. Никакого1ЩобТ1я~или заместителяТражданственностй срёд^ нё'вёковая культура не выработала.
ГЛАВА 32. ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА
Высокое Средневековье — своего рода классика средневековой культуры — началось не ранее самого конца XI в., состоялось же оно во всей своей полноте уже в XII — XIII вв. Как раз на этот период приходится и формирование в За- ладной Европе рыцарского сословия сего культурой. Рыца£иДьтЕЛВЯ!^|МИ потомками или дрювныминас^тедн^ши тех воинов-германцев', которые составляли дружи ныхёрманащгушрояей в период исторического безвременья и НаТШеПгСредне-"Шэковья. Реально рыцарское сословие рекрутировалось из разных слоев общества, не только племенной знати, но и слуг крупных феодалов. При определенных условиях рыцарями становились выходцы из крестьян. Однако к началу XII в. становится ( устойчивым npjjflCjjaanjJH^o pj^
\ нь^бдаго^одствс^уи^натностью происхождения. Рыцари противопоставляли себя / прежде всего простолюдинам и уже потом различались внутри своего сословия. Основнымделением здесь 6ыпд_&епшшл^лвос1ыхрыцаде.йлбаронов. Простые рыцари оставались вассалами баронов, своих же вассалов они не имели. Баронами в СреднТ1¥Века1называли не только тех рыцарей, которые носйлйэтот титул, но и обладателей более высоких титулов: виконтов, графов, маркграфов (маркизов), князей и герцогов. Бавоньггоже: могли наход]4ться^вассальной зависимостйдруг от друга. Собственно бароньи^^онтьх^^у^графов^ графах — у князей йПгёрцогд'в. l^н^ьяTГг¥gyoтй7зa^eJJ^_м^klCJШiQыeJd^1eм, были ва^с^шами королей или ймпёрато-Лра. Опять-таки вредких случая>(^имкодоли могли нaxoдитьJC^J^a^^^пьl^ы)Гoтi^oTlle-'Ушях к императору ОчевищноГчто внут]^эыца]эского сосдов14яхуществовала"'своя /разветвленная~иерархия, в KOTopoJfi^oflMnocb_Mj}CTOjy)bj4a^ му концы сконТЩшГйГмогхщественномукоролю,_илажеимператору. Конечно'же, вершина!)' основание феодальной иерархии очень сильно между собой различались. Но, что не менее важно с позиций культуры, это были_различия внутри одного-
^^ простой рыцарь, и барон, и
королевская особа сознавали себя прежде всего рыцарями, а уже потом нетитулованными, титулованными или монархами.
Здесь уместна аналогия с античным полисомх где все свободцые_люди бьти гр_аад§нам.И. и только потом — крестьянами или царями. Правда, наше сопоставление помогает не только продемонстрировать общность всех членов рыцарского сословия, но и указывает на коренное отличие рыцарской общности от полисной. Да, в рыцарском сословии и король был прежд^вс^г^тер^1м_р^111а£е]^п<оролевства, как в полисе царь-базилевс — первым^среди граждгэн. Но, с другой стороны, рыцарство было именно сословием среди других сословий средневекового общества: jpiopre-ров, крестьян,"духовенства. Оно представляло собой более или менее замкнутую шрпо^ацТТю",1<от6^ая~час;Тично отождествляла себя с определенной страной и наро- дом, частично же была вненациональна.Долисной прикрепленности граждан к своему отёчеств^Грыцарство не знало. Рыцари служили своему сюзёрёнуГу~йх: сюзерена моТШт!Гсвой~сюзерен", вплоть до суверенного монарха. Последний, в свою очередь, воспринимал себя в качестве главы рыцарской иерархии, ее верховного вождя. Скажем, французский король в эпоху Средневековья был скорее королем фран-цузов, чем страны Франции. Причем под французами он понимал почти исключи-■Тёльно"французское рыцарство. Остальные сословия точно бы не существовали для негоГХотя духовенство служило Богу и тем способствовало спасению рыцарских душ, а крестьяне и бюргеры (буржуа) должны были обслуживать интересы рыцар-•ства, выступать в роли его слуг. Самостоятельного достоинства за ними не признавалось.
С особым самоощущением рыцарства, его замкнутой корпоративности, выстроенной на началах вассалитета, связано отсутствие государств в Средние Века. Во всяком случае, государств в античном и новоевропейском смысле. Как и в случае послеантичного безвременья, карта средневековой Европы способна здесь ввести в заблуждение. На ней мы увидим Священную Римскую империю германской нации, Французское, Английское, Кастильское королевства и т.д. Каждое из них окрашено в свой цвет и отграничено от другого также, как на карте эллинистических или современных нам государств. По-другому средневековые королевства и не изобразить. Другое дело, что они представляли собой такого рода реальности, которые карта не схватывает. Потому именно, что все эти ФранцииТАТнгпий", Кастилии^ Арагоны на^ыдцчисто территориал!ыными образованиями. То же Французскоекоротким „ 'ствопод взглядом историка дробится и распадается на^вел!1ко^1}тоЗкё1ГТв6"частёи.] -ЕГнем сущёство¥алиТемли королевского домена и владенияПюрТШе^вШйХвасеа-" лов. Это то, что мы можем отразйт!Гна1<арте средневековой ФраТЩш-ГНдТГа^тёе^- и королевский домен, и вaccaльнJыeJ;pJфJCJБa^^^гepцoгcтвa, в своюочередь, включали в_себя земли графов, виконтов, баронов, последние же coctj^tTtom числе и из рьп^арскй)Гземёл1ь. Поп]ро^у^опредёлитьГтеперь7чтд же~все-таки является^ФраТГ цией. Проще всего сказать, что Франция — это собирательное понятие, чк^она включает в себя и юропевскт^омеи^л_земп]л вассалов^рррля^ и владени^явасса-, лов более нйзкого^анга и т.д. Между тем сами французы в XII — XIII вв. Францией! Д/ называлй^отн^^гёТтьнс^узк^ю полоску земли вдоль Луары. Едва ли онаЖшочала""в I
'себя территорииТзанимавШ^еГболее 5^—7% от общей площади королевства. Получается, что не было такого собирательного понятия, как "Франция", прикрепленного ко всем землям французсксй короньцл если она наносится на карту, то фиксирует нечтсниное, чем TeppHTjopj^jjTbjjajjo^atHqcTb. Сказанное станет боле¥^чевйд"ным7 стоит обратить внимание на то, что ряд вассалов французского ко и_землями, независимыми от него или же находящимися в
от^др^гихТо^уд^рейГТакТантийские и арагонск^1е_короли, оставаясь суверенными
правителями своих королевств, длительное время были властителя^ш^земель^ф£§н-
, цузской короньГХорошо извесТ|^что7ЯапримёрТанглийский король ГенрихJ|План-11
таг^ет^лад&г|во_Фра^нции герцогствами Аквитания и Нормандия, графствами Анжу, и Р
Пуату и т.д. Его французские владения в несколько раз превышали размеры французскогсч<оролевского домена~й~занималй~едва тпГнеПполовину всех~зёмель коро- Seicrirarrftffera^eMjij^ ГенрТоГТГсчТгТапся-~ i
З'вассалом французского короля и приносил ему вассальную присягу. Несколько в J
'иноШюлбжении находились бургундские герцоги. Им принадлежапР1Такземлиi фран^
Й цузско£короны (герцогство Бургундия, графства"Невер, Шароле, Артуа, Фландрия),
^"так и обласуи, входившие_в_состав Священной Римской империи (герцогства Бра-
I бант, Люксембург, графства Эно, Голландия и т.д.). В результате бургундскиецэрцр- Л/]
^ ги были вассалами одновременно двух государей. В XIV и XV вв. никого это не
лсмущало. Именно потому, что ни ФранцияТни Англия, ни империя не были государ-
^ ствами в привычном для нас смысле. Ведь это^цостаточно странно, когда, скажем, i
5> герцогство Нормандия входит в состав Французского королевств^л^одновреТлённо \
Ч его сюзерёном~с^Гитается ангтшйск'йй король. В этом случае оно как будто находится \
в^ставе^^цвухТос^дарств. Для Античности подобное не бо*лее возможно, чем при-1
ТГадлёжйость одноГотгтото же кирпича двум совершенно различным зданиям. Но,
чтобы понять французскую ситуацию, Нормандию лучше сравнитынес кирпичом, а,
н а пример, ^одежд о й, KOTopjgjlpjjjja^rjej>KH^ ю Фра н ции. *
Король может носить эту~одёжду сам, отдавать в пользование другим, не имеющим одежды лицам, а может предоставить ее другому владельцу собственного гардероба — королю Англии. Последний, хотя и сам раздает свою одежду тем, кому считает нужным, одновременно носит и французское платье. Тем самым оно имеет двух хозяев — владельца и пользователя, вступающих по поводу одеждыд^пределен-/-ныеотношения^ Последние м^дс^впяют^с^а£ство.^нд^щешв^е1_в Средние // "Века кшТотношенйя лиц. Причем вот этого конкретного лица с этим конкретным ди-// Тдом. ^HjQ^njj^g^^^T с РичаРД°м Львиное Седдц^ГЛюдовика XI — с КгГрлом Смелым и т.д. Когда кто-то из_них_умирает, его npejgMH^K^OBb устанаштивает индивидуально-личностные связи со своим вассалом или сюзереном. У Нормандии или "Ёургундий нет связейк: Францией как у частей с цел^м..^стьТолько связь опреде-л?ннь1х герцогов с определенными королями. Понятно, что герцог Карл Смелый — эиГнёГчасть, а Людовик XI — не целое. Еще и поэтому Карл может установить личностные, т.е. вассальные, связи еще и с императором Священной Римской империи. Почему бы и нет, если он хочет узаконить свое обладание другой, помимо Бургундии, "одеждой" — какой-нибудь Голландией или Зеландией, это его личное дело.
S
rocyflap£rjoj<aj^B^3^j<cjHKpeTHbix лиц, как межличностные отношения пред
ставляет собой Т^е^нто^шш^^ в котором люди соотносятся на основе
безличных законов. С точки зрения закона совершенно неважно, кто конкретно вы-
пошяёТилРГн^вьтолняет его требования. Важно только, соответствуют или не соот
ветствуют ему действия лица. В Средние Века тоже существовали законы и юрисп
руденция. Но все же решающее значение^мел^\^_ом\лсашщосе6е, а то, принима
ло ли данное лицо на себя обязательство исполнять или не испощ^хь^нный закон.
К прим"ё^у7оТношенияТассала и~сюзерена регулировались определенными закона
ми, которые обязан был выполнять тот или другой. Однако оер^вично^десь не испол
нение или неисполнение законов, а обязательство лица, которое по своей воле, доб-
ровольно берется или не берется исполнять законы. Если некто согласился на пос
леднее, то этим он не просто обязуется быть законопослушным, но прежде всего
дает обет верности лица лицу. Эта верность состоит в данном случае в соблюдении
реТу/тирующих вассальные отношения законов, в подчинении их необходимости. И
все-таки необходимость остается производной от свободы.J3 свободе как^ичжшт-
ном начагЧе~сохраняется источник безшчн^ого_начала. А это, в свою очередь, озна-
^ает7что~вГверности законам первична верность^^зна скрепляет собой межчелове
ческие узы, создает иерархию власти и управления, господства и подчинения, рас-
п6^жёТГй^1Т"йТ;ТТо7Гне^нйя!ГНе менее значимо в верности и то, что она связывает
между собой людей свободных и в этой связи сохраняет их свободу. Рыцарство в
ф^еномене вассальных отношенийзнаетгосподина и слугу как сюзерена и вассала,
но это госгюдин и слуга, вравнои степени свободные. Разница междУТПТмРГтолько"в*
том. чтсГодин изТжхТвЪбод¥|н"йТбира1ксшгу,^другой же — своб_одно служить. Такая
свобода, несомненно, укоренена в германско-героической традиции (см. главу "Гер
манско-варварский элемент в средневековой культуре"). Вместе с тем в рыцарской
культуре она получила углубленное развитие. Толькоры царство впервые ощутило,
что слугой-вассалом быть не MeH^ejT£4ejjHOj_4jM^c5ofl5HO^cro3epeHOM. Служба,