Рабочая программа курса «культурология»

Цели и задачи курса, его место в учебном процессе

Цель курса – ввести студента в теорию и историю культуры, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных ценностей культуры, способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности.

Задачи курса:

· раскрыть сущность культуры и закономерности ее исторического развития;

· осмыслить уникальный исторический опыт диалога культур и способы его миропонимания;

· представить современность как результат культурно-исторического развития человечества и помочь студенту в личностной ориентации в современном мире.

Таким образом, завершая изучение курса культурологии, студент должензнать:

· сущность культуры;

· основные формы культурной коммуникации;

· источники культурного развития цивилизации и социальных общностей;

· особенности исторических культурных типов;

уметь характеризовать:

· анализировать и учитывать в ходе самоопределения основные формы создания и восприятия культурных образцов;

· анализировать особенности внутрикультурной и межкультурной коммуникации и учитывать их при решении социальных и профессиональных задач;

· характеризовать основные тенденции развития современной культуры и оценивать многообразие культурных проявлений;

· анализировать историческое многообразие текстов культуры;

· использовать полученные знания для оценки актуального культурного процесса в республике Беларусь.

При подготовке по образовательной программе студент должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

· культурно-ценностной и личностной ориентации;

· гражданственности и патриотизма;

· социального взаимодействия;

· коммуникации;

· самосовершенствования.

В процессе социально-гуманитарной подготовки студент должен развить следующие метапредметные компетенции:

· владение методами системного и сравнительного анализа;

· сформированность критического мышления;

· умение работать в команде;

· владение навыками проектирования и прогнозирования;

· сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, а также мотивационно-ценностная ориентация;

· умение учиться, постоянно повышать квалификацию.

Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:

· технологии проблемно-модульного обучения;

· технологии учебно-исследовательской деятельности;

· коммуникативные технологии (дискуссия, круглый стол, мозговой штурм, учебные дебаты и др.);

· метод анализа конкретных ситуаций;

· игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх и др.

При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

· контролируемая самостоятельная работа во время проведения практического занятия под контролем преподавателя в соответствии с расписанием;

· ознакомление с научной, научно-популярной, учебной, хрестоматийной литературой;

· написание контрольной работы по индивидуальным темам.

Оценка промежуточных учебных достижений студентов и оценка учебных достижений студента на зачете производится по десятибалльной шкале. Для оценки учебных достижений студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для оценки достижений студентов используется следующий диагностический инструментарий:

· проведение контрольных опросов по темам;

· выполнение студентом контрольной работы;

· сдача зачета по дисциплине.

Содержание дисциплины

Структура курса

Рабочая программа учебного курса «Культурология» включает в себя программу лекционного курса, тематику семинарских занятий, список рекомендуемой литературы.

Тематика лекций

Тема 1Предмет и задачи курса. Строение (морфология) культуры (2 часа).

· Понятие «культура».

· Предмет культурологи. Задачи курса.

· Структура и функции культуры.

Тема 2 Основные этапы и особенности развития культуры европейской цивилизации (2 часа).

· Культура Античности (Древняя Греция, Древний Рим).

· Своеобразие средневековой культуры.

· Человек эпохи Возрождения.

· Характерные тенденции развития культуры Просвещения.

Тема 3 Проблемы развития и достижения культуры восточных славян. Особенности становления культуры белорусского народа (2 часа).

· Истоки древнерусской культуры.

· Принятие христианства. Христианство и язычество на Руси.

· Культура формирующейся великорусской народности.

· Исторические условия культурного развития белорусского народа.

Тематика семинара

Семинар Основные тенденции в развитии современной культуры. Культура Беларуси на рубеже столетий (XX–XXI вв.) (2 часа).

· Развитие материальной культуры и нарастание кризисных явлений в культуре.

· Наука, ее место и роль в культуре XX–XXI вв.

· Становление и развитие белорусского независимого государства.

· Государственная политика в области культуры в современных условиях.

Учебное издание

бессольнова Нина Викторовна

культурология

Учебно-методическое пособие

Редактор А. А. П а в л ю ч е н к о в а

Технический редактор В. Н. К у ч е р о в а

Подписано в печать 06.05.2011 г. Формат 60 х 84 1/16

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать на ризографе.

Усл. печ. л. 4,65. Уч.-изд. л. 5,46. Тираж 300 экз.

Зак. № . Изд. № 133.

Издатель и полиграфическое исполнение

Белорусский государственный университет транспорта:

ЛИ № 02330 / 0552508 от 09.07.2009 г.

ЛП № 02330 / 0494150 от 03.04.2009 г.

246653, г. Гомель, ул. Кирова, 34

Наши рекомендации