Рабочая программа курса «культурология»
Цели и задачи курса, его место в учебном процессе
Цель курса – ввести студента в теорию и историю культуры, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных ценностей культуры, способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности.
Задачи курса:
· раскрыть сущность культуры и закономерности ее исторического развития;
· осмыслить уникальный исторический опыт диалога культур и способы его миропонимания;
· представить современность как результат культурно-исторического развития человечества и помочь студенту в личностной ориентации в современном мире.
Таким образом, завершая изучение курса культурологии, студент должензнать:
· сущность культуры;
· основные формы культурной коммуникации;
· источники культурного развития цивилизации и социальных общностей;
· особенности исторических культурных типов;
уметь характеризовать:
· анализировать и учитывать в ходе самоопределения основные формы создания и восприятия культурных образцов;
· анализировать особенности внутрикультурной и межкультурной коммуникации и учитывать их при решении социальных и профессиональных задач;
· характеризовать основные тенденции развития современной культуры и оценивать многообразие культурных проявлений;
· анализировать историческое многообразие текстов культуры;
· использовать полученные знания для оценки актуального культурного процесса в республике Беларусь.
При подготовке по образовательной программе студент должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
· культурно-ценностной и личностной ориентации;
· гражданственности и патриотизма;
· социального взаимодействия;
· коммуникации;
· самосовершенствования.
В процессе социально-гуманитарной подготовки студент должен развить следующие метапредметные компетенции:
· владение методами системного и сравнительного анализа;
· сформированность критического мышления;
· умение работать в команде;
· владение навыками проектирования и прогнозирования;
· сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, а также мотивационно-ценностная ориентация;
· умение учиться, постоянно повышать квалификацию.
Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:
· технологии проблемно-модульного обучения;
· технологии учебно-исследовательской деятельности;
· коммуникативные технологии (дискуссия, круглый стол, мозговой штурм, учебные дебаты и др.);
· метод анализа конкретных ситуаций;
· игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх и др.
При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:
· контролируемая самостоятельная работа во время проведения практического занятия под контролем преподавателя в соответствии с расписанием;
· ознакомление с научной, научно-популярной, учебной, хрестоматийной литературой;
· написание контрольной работы по индивидуальным темам.
Оценка промежуточных учебных достижений студентов и оценка учебных достижений студента на зачете производится по десятибалльной шкале. Для оценки учебных достижений студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.
Для оценки достижений студентов используется следующий диагностический инструментарий:
· проведение контрольных опросов по темам;
· выполнение студентом контрольной работы;
· сдача зачета по дисциплине.
Содержание дисциплины
Структура курса
Рабочая программа учебного курса «Культурология» включает в себя программу лекционного курса, тематику семинарских занятий, список рекомендуемой литературы.
Тематика лекций
Тема 1Предмет и задачи курса. Строение (морфология) культуры (2 часа).
· Понятие «культура».
· Предмет культурологи. Задачи курса.
· Структура и функции культуры.
Тема 2 Основные этапы и особенности развития культуры европейской цивилизации (2 часа).
· Культура Античности (Древняя Греция, Древний Рим).
· Своеобразие средневековой культуры.
· Человек эпохи Возрождения.
· Характерные тенденции развития культуры Просвещения.
Тема 3 Проблемы развития и достижения культуры восточных славян. Особенности становления культуры белорусского народа (2 часа).
· Истоки древнерусской культуры.
· Принятие христианства. Христианство и язычество на Руси.
· Культура формирующейся великорусской народности.
· Исторические условия культурного развития белорусского народа.
Тематика семинара
Семинар Основные тенденции в развитии современной культуры. Культура Беларуси на рубеже столетий (XX–XXI вв.) (2 часа).
· Развитие материальной культуры и нарастание кризисных явлений в культуре.
· Наука, ее место и роль в культуре XX–XXI вв.
· Становление и развитие белорусского независимого государства.
· Государственная политика в области культуры в современных условиях.
Учебное издание
бессольнова Нина Викторовна
культурология
Учебно-методическое пособие
Редактор А. А. П а в л ю ч е н к о в а
Технический редактор В. Н. К у ч е р о в а
Подписано в печать 06.05.2011 г. Формат 60 х 84 1/16
Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать на ризографе.
Усл. печ. л. 4,65. Уч.-изд. л. 5,46. Тираж 300 экз.
Зак. № . Изд. № 133.
Издатель и полиграфическое исполнение
Белорусский государственный университет транспорта:
ЛИ № 02330 / 0552508 от 09.07.2009 г.
ЛП № 02330 / 0494150 от 03.04.2009 г.
246653, г. Гомель, ул. Кирова, 34