Упражнение «Скакалка»

Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом:

сО скакАлкой Я скачУ,

НАучИться ЯхочУ

ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы

ЗвУк держАть онО моглО бы,

ГлУбокО, ртмИчно бЫло

ИменЯнепОдводИло.

Я скачУ без пЕредЫшки

И не чУвствуЮ одЫшки,

ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,

И не прЫгаЮя слОвно.

РАз-два) РАз-два! РАз-два! РАз!..

МОжно прЫгать цЕлый чАс...

Кончил прыгать, вижу я:

Речь легко звучит моя.

В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания» дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение

Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.

Тренируйте голосовые навыки еще в ряде упражнении, целевая установка которых та же - научиться "сбрасывать" не использованный в фонации воздух, что вызывает рефлекторный вдох - пополнение легких воздухом без видимых движений вдоха. Воздух сам "втекает" в легкие, потому что плотность внешнего воздуха оказывается больше, чем воздуха в легких. Контроль: наличие или отсутствие одышки. Координируя речь с движениями, сохранять качественное звучание голоса. Не забывать о приеме «подлаивания», обеспечивающим опору звука.

Упражнение «Зарядка»*.

Чтобы голос был в порядке,

Проведу сейчас зарядку.

Влево — вправо поворот.

А теперь наоборот.

Приседаю, поднимаюсь.

Пригибаюсь, наклоняюсь,

Пол руками достаю,

Но свободно говорю!

А теперь прыжки на месте.

Прыгну хоть сто раз, хоть двести

И двумя ногами сразу,

И на левой, и на правой,

На одной и на другой -

Нет одышки никакой!

Упражнение «Петухи»*.

1-й петух: Кукареку!

Кукаре?

2-й петух: Почему ты во дворе?

Буду здесь хозяин я,

1-й петух: Кукареку!

2-й петух: Куд-куда?

Самозванец!

Проучу Лезть в начальство отучу!

(наступает на первого петуха, завязывается драка).

1-й петух: Кука-ре... Сдаюсь, сдаюсь!

В рядовых я остаюсь!

2-й петух: Кукарекать не умеешь,

А мечтать о власти смеешь!

Где «опора»? Где басок?

«Петушиный» голосок

Мой же голос за реку

Полетит:

Кукареку!

Целевая установка: научиться снимать мускульное напряжение с голосового аппарата во время физических действий, избегать одышки приемом "выбрасывания" воздуха.

Упражнение "Мушкетеры"*.

1 -й Вас вызываю я на бой!

2-й Что ж, шпагу я скрещу с тобой!

1-й Укол!

2-й Отбил.

1-й Укол!

2-й Отбил,

1-й Укол!!!

2-й Не тратьте столько сил.

Вот мой укол!

1-й Ой-ой! Попал!

2-й Сдаешься?

Драться пыл пропал?

Поди, дружочек, охладись,

И фехтоваться подучись!

Целевая установка: умение координировать речь и движения, помня о том, что зрительное восприятие сильнее слухового. Сохранять свободу, тембр и гибкость голоса.

Упражнение «Вальс».

Повальсируйте, одновременно говоря такой текст:

Раз-два-три! Раз-два-три!

Снова заданье:

В медленном вальсе кружиться легко

И, сохраняя свободу звучанья,

Надо пытаться дышать глубоко.

Как непрерывны и плавны движенья,

Так же и речь мелодично звучит.

С музыкой слиться - одно наслажденье:

В ритме живешь ты,

и чувство не спит.

Знаю одно: если вылилось чувство

В голосе сильном и гибком моем,

Значит, владею дыханьем искусно,

Значит, могу быть уверена в нем.

Вальс увлекает, и чувства прекрасны,

Радость кружит все быстрей и быстрей... Вихрем несет...

И становится ясно:

Голос, дыханье во власти моей!

Кончился вальс.

Как дыханье?

Ритмично.

Значит, справляюсь с заданьем отлично.

Включайте в упражнение музыку. Вначале можно говорить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем говорите естественно, в ритме, но слитно, сохраняя логику мысли, голосовую подвижность. Убыстряя темп движения, убыстряйте и темп речи. Нет одышки? Значит добились

"мирного сосуществования" физиологического и речевого дыхания. Приведенный текст, который специально предназначен для (фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трехсложной стопой с ударением на первый слог ).

Упражнение «Пожар»*.

1-Й: Глянь, пожар!

2-Й: Да ну!

3-Й Да где?

4-Й: Полыхнул огонь в окне.

5-Й: Правда. Гляньте-ка, горит!

6-Й: И народ туда бежит.

1-Й: Ну а мы то что стоим?

2-Й: Что стоять? Айда! Бежим!

3-Й: Стоп! Несите: ты —лопату!

4-Й: Я — топор, багор крюкатый.

5-Й: Я возьму огнетушитель —

Не руками же тушить нам!

6-Й: А теперь все марш — бегом!

И поборемся с огнем!

Целевая установка упражнения: голосовая подвижность, способность голоса выразить конкретность видений, передать чувства, оценку происходящего, действие каждого и всех вместе;

Умение скоординировать речь с движениями, активностью позы; Владение "действенной эстафетой" - умением подхватывать и развивать действие.

Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в "боксе" (бейте в воображаемую грушу, сопровождая движения определенным текстом), "тяните канат", поднимайте "тяжести", стойте вниз головой на руках и тому подобное, ведя диалог во время всех этих физических движений.

Контрольные вопросы

1. Какова роль мелодики речи в речевом действии?

2. Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного предложения?

3. Какой характерный признак мелодического выделения ударного

слога в русской речи?

4. Что надо знать о "прогрессивной последовательности" в русской речи?

5. Что характерно для вопросительных предложений русской речи?

6. Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?

7. Каким приемом можно добиваться совокупности работы резонаторов?

8. Что надо знать об относительности пиано и форте?

9. Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?

10. Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?

11. Каковы условия звучания сценической скороговорки?

12. Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?

13. Какова роль искусства тембрирования в актерском и чтецком исполнительстве?

14. Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовании речевого мастерства?

15. Какой прием сохраняет мышечную свободу фонационных путей при неудобных для звукопроизводства положениях тела и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение?

16. Каким приемом можно избежать одышки во время активных физических движений и действий?

17. Почему в искусстве должно владеть координацией речи и движений?

Задания для самостоятельной работы

Составить карточки с текстами и графическими изображениями мелодического их звучания. Тренироваться в их воспроизведении, озвучании.

Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы.

Овладеть искусством тембрирования на специально подобранных текстах. Например, взяв такие двустишия В. Маяковского:

Отечество

славлю,

которое есть,

но трижды —

которое будет.

Жена,

да квартирка,

да счет текущий —

вот это —

отечества райские кущи.

Читая их и наполняя внутренним содержанием, подтекстом, услышать, как различно звучит слово «отечество» в первом двустишии

Сочинять или находить в литературе тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма речи и т.д. Тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой индивидуальный "блок голосо-речевой разминки". Напоминаем ещё раз последовательность расположения упражнений для развития того или иного навыка:

1 цикл—Дыхательная гимнастика.

2 цикл—Свобода звучания.

3 цикл—Опора звука.

4 цикл—Собранность и звонкость голоса.

5 цикл—Дикционная четкость.

6 цикл—Диапазон голоса.

7 цикл—Сила голоса.

8 цикл—Темпо-ритм речи.

9 цикл—Мелодика и логика речи.

10 цикл—Эмоциональный тембр.

В ходе работы одни упражнения могут заменяться другими, развивающими те же свойства и качества речи. "Блок разминки" более полный создается для ежедневной тренировки. В сокращенном варианте упражнений - для того, чтобы приводить "в рабочее состояние" голосо-речевой аппарат непосредственно перед выступлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методически верно применяемые на практике предложенные приемы и упражнения голосо-речевого тренинга вырабатывают многие необходимые компоненты техники и выразительности звучащего слова. Воспитывают навыки фонационного дыхания: виды выдыхания; рефлекторный добор воздуха в процессе речи; навык "переключения" дыхания, обеспечивающий качественное звучание различной по характеру и экспрессии речи.

Тренируют: опору звука; мягкое атакирование; свободное звучание; собранность и звонкость голоса.

Помогают: найти "центр" голоса; обогащать индивидуальный тембр; осваивать посыл звука на аудиторию, "эховое" и тихое опёртое звучание; достигать координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции, обеспечивающей дикционную четкость.

Воспитывают: навык владения диапазонным звучанием речи при совокупности работы резонаторов, ведущих к сглаживанию регистров при переходах из тона в тон; мастерство использования силы звука как выразительного средства речи; искусство владения мелодикой, темпоритмом речи и эмоциональным тембром.

Тренируют: навык «изолированного сокращения мышц», сохра­няющий свободу звучания голоса при неудобных для звукопроизводства позах и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение организма (рук, шеи, плеч, ног, спины, лица...); навык «выбрасывания» неиспользованного в фонации воздуха, позволяющий избегать кислородного голодания организма во время физических действий, сопровождающих речь (избегать одышки); навык «мышечного контролера» в эмоциональные моменты исполнения.

Объем книги не позволил осветить такие важные элементы тех­ники словесного действия, как искусство акцентуации, перспективы речи и др. Эти вопросы в какой-то степени освещены в учебно-методических пособиях автора «Искусство звучащей поэзии» (ВНМЦ, 1984 г.) и «Искусство литературной композиции и монтажа» (ВНМЦ, 1985г.).

Кому-то покажется мелочью работа над дикцией, дыханием, го­лосом, мышечной свободой, выразительными средствами речи... Это величайшее заблуждение. «Мелочи создают совершенство, но совершенство — не мелочь»1 — писал Микеланджело, подчеркивая

этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.

Нельзя пренебрегать речевой техникой. Ведь «техники служит актёру опорой, можно сказать, воодушевляет его, помогает создавать художественные образы, и если для актера-ремесленника техника — тяжелые путы, тяжелые оковы, это для актёра талантливого это крылья горного орла»1 — говорил Н.К. Черкасов.

Рекомендуемая литература

Вербовая И., Головина О., Урнова В.Искусство речи. —М.: Искусство, 1977.

ДмитрииЛ. В.Основы вокальной методики.—М.: Музыка, 1968.

Кнебель М. О.Слово в творчестве актера.—М.: НТО, 1979.

Комякова Г. В.Слово в драматическом театре.—М.: Искусство, 1974.

Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского.— М.: Искусство. 1978.

Матусевич М. И.Современный русский язык. Фонетика.—М., 1976.

Савкова3. В.Как сделать голос сценическим.—М.: Искус­ство, 1978.

Савкова3. В.Средства речевой выразительности. — Л.: Знание, 1982.

Савкова 3. В.Монолог в искусстве массовых представлений.— Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1979.

Савкова 3. В.Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении. — Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981.

Савкова 3. В.Искусство звучащей поэзии,—М,: ВНМЦ, 1984.

Савкова 3. В.Искусство литературной композиции и монтажа,—М.: ВНМЦ, 1985.

Савкова 3.В. Риторические игры. — СПбГАК. 1995.

Савкова 3. В.Риторика. Программа курса. — СПбГАК. 1996.

Станиславский К. С. Собр.соч. в 8-ми тт. - М.: Искусство, 1954-1961.

Топорков В. О.О технике актера. — М.: ВТО, 1958. Шенберг В. А., Савкова3. В. Риторика - СПВГИЭА. 1997.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Наши рекомендации