Упражнение «Скакалка»
Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом:
сО скакАлкой Я скачУ,
НАучИться ЯхочУ
ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы
ЗвУк держАть онО моглО бы,
ГлУбокО, ртмИчно бЫло
ИменЯнепОдводИло.
Я скачУ без пЕредЫшки
И не чУвствуЮ одЫшки,
ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,
И не прЫгаЮя слОвно.
РАз-два) РАз-два! РАз-два! РАз!..
МОжно прЫгать цЕлый чАс...
Кончил прыгать, вижу я:
Речь легко звучит моя.
В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания» дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение
Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.
Тренируйте голосовые навыки еще в ряде упражнении, целевая установка которых та же - научиться "сбрасывать" не использованный в фонации воздух, что вызывает рефлекторный вдох - пополнение легких воздухом без видимых движений вдоха. Воздух сам "втекает" в легкие, потому что плотность внешнего воздуха оказывается больше, чем воздуха в легких. Контроль: наличие или отсутствие одышки. Координируя речь с движениями, сохранять качественное звучание голоса. Не забывать о приеме «подлаивания», обеспечивающим опору звука.
Упражнение «Зарядка»*.
Чтобы голос был в порядке,
Проведу сейчас зарядку.
Влево — вправо поворот.
А теперь наоборот.
Приседаю, поднимаюсь.
Пригибаюсь, наклоняюсь,
Пол руками достаю,
Но свободно говорю!
А теперь прыжки на месте.
Прыгну хоть сто раз, хоть двести
И двумя ногами сразу,
И на левой, и на правой,
На одной и на другой -
Нет одышки никакой!
Упражнение «Петухи»*.
1-й петух: Кукареку!
Кукаре?
2-й петух: Почему ты во дворе?
Буду здесь хозяин я,
1-й петух: Кукареку!
2-й петух: Куд-куда?
Самозванец!
Проучу Лезть в начальство отучу!
(наступает на первого петуха, завязывается драка).
1-й петух: Кука-ре... Сдаюсь, сдаюсь!
В рядовых я остаюсь!
2-й петух: Кукарекать не умеешь,
А мечтать о власти смеешь!
Где «опора»? Где басок?
«Петушиный» голосок
Мой же голос за реку
Полетит:
Кукареку!
Целевая установка: научиться снимать мускульное напряжение с голосового аппарата во время физических действий, избегать одышки приемом "выбрасывания" воздуха.
Упражнение "Мушкетеры"*.
1 -й Вас вызываю я на бой!
2-й Что ж, шпагу я скрещу с тобой!
1-й Укол!
2-й Отбил.
1-й Укол!
2-й Отбил,
1-й Укол!!!
2-й Не тратьте столько сил.
Вот мой укол!
1-й Ой-ой! Попал!
2-й Сдаешься?
Драться пыл пропал?
Поди, дружочек, охладись,
И фехтоваться подучись!
Целевая установка: умение координировать речь и движения, помня о том, что зрительное восприятие сильнее слухового. Сохранять свободу, тембр и гибкость голоса.
Упражнение «Вальс».
Повальсируйте, одновременно говоря такой текст:
Раз-два-три! Раз-два-три!
Снова заданье:
В медленном вальсе кружиться легко
И, сохраняя свободу звучанья,
Надо пытаться дышать глубоко.
Как непрерывны и плавны движенья,
Так же и речь мелодично звучит.
С музыкой слиться - одно наслажденье:
В ритме живешь ты,
и чувство не спит.
Знаю одно: если вылилось чувство
В голосе сильном и гибком моем,
Значит, владею дыханьем искусно,
Значит, могу быть уверена в нем.
Вальс увлекает, и чувства прекрасны,
Радость кружит все быстрей и быстрей... Вихрем несет...
И становится ясно:
Голос, дыханье во власти моей!
Кончился вальс.
Как дыханье?
Ритмично.
Значит, справляюсь с заданьем отлично.
Включайте в упражнение музыку. Вначале можно говорить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем говорите естественно, в ритме, но слитно, сохраняя логику мысли, голосовую подвижность. Убыстряя темп движения, убыстряйте и темп речи. Нет одышки? Значит добились
"мирного сосуществования" физиологического и речевого дыхания. Приведенный текст, который специально предназначен для (фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трехсложной стопой с ударением на первый слог ).
Упражнение «Пожар»*.
1-Й: Глянь, пожар!
2-Й: Да ну!
3-Й Да где?
4-Й: Полыхнул огонь в окне.
5-Й: Правда. Гляньте-ка, горит!
6-Й: И народ туда бежит.
1-Й: Ну а мы то что стоим?
2-Й: Что стоять? Айда! Бежим!
3-Й: Стоп! Несите: ты —лопату!
4-Й: Я — топор, багор крюкатый.
5-Й: Я возьму огнетушитель —
Не руками же тушить нам!
6-Й: А теперь все марш — бегом!
И поборемся с огнем!
Целевая установка упражнения: голосовая подвижность, способность голоса выразить конкретность видений, передать чувства, оценку происходящего, действие каждого и всех вместе;
Умение скоординировать речь с движениями, активностью позы; Владение "действенной эстафетой" - умением подхватывать и развивать действие.
Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в "боксе" (бейте в воображаемую грушу, сопровождая движения определенным текстом), "тяните канат", поднимайте "тяжести", стойте вниз головой на руках и тому подобное, ведя диалог во время всех этих физических движений.
Контрольные вопросы
1. Какова роль мелодики речи в речевом действии?
2. Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного предложения?
3. Какой характерный признак мелодического выделения ударного
слога в русской речи?
4. Что надо знать о "прогрессивной последовательности" в русской речи?
5. Что характерно для вопросительных предложений русской речи?
6. Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?
7. Каким приемом можно добиваться совокупности работы резонаторов?
8. Что надо знать об относительности пиано и форте?
9. Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?
10. Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?
11. Каковы условия звучания сценической скороговорки?
12. Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?
13. Какова роль искусства тембрирования в актерском и чтецком исполнительстве?
14. Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовании речевого мастерства?
15. Какой прием сохраняет мышечную свободу фонационных путей при неудобных для звукопроизводства положениях тела и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение?
16. Каким приемом можно избежать одышки во время активных физических движений и действий?
17. Почему в искусстве должно владеть координацией речи и движений?
Задания для самостоятельной работы
Составить карточки с текстами и графическими изображениями мелодического их звучания. Тренироваться в их воспроизведении, озвучании.
Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы.
Овладеть искусством тембрирования на специально подобранных текстах. Например, взяв такие двустишия В. Маяковского:
Отечество
славлю,
которое есть,
но трижды —
которое будет.
Жена,
да квартирка,
да счет текущий —
вот это —
отечества райские кущи.
Читая их и наполняя внутренним содержанием, подтекстом, услышать, как различно звучит слово «отечество» в первом двустишии
Сочинять или находить в литературе тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма речи и т.д. Тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой индивидуальный "блок голосо-речевой разминки". Напоминаем ещё раз последовательность расположения упражнений для развития того или иного навыка:
1 цикл—Дыхательная гимнастика.
2 цикл—Свобода звучания.
3 цикл—Опора звука.
4 цикл—Собранность и звонкость голоса.
5 цикл—Дикционная четкость.
6 цикл—Диапазон голоса.
7 цикл—Сила голоса.
8 цикл—Темпо-ритм речи.
9 цикл—Мелодика и логика речи.
10 цикл—Эмоциональный тембр.
В ходе работы одни упражнения могут заменяться другими, развивающими те же свойства и качества речи. "Блок разминки" более полный создается для ежедневной тренировки. В сокращенном варианте упражнений - для того, чтобы приводить "в рабочее состояние" голосо-речевой аппарат непосредственно перед выступлением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методически верно применяемые на практике предложенные приемы и упражнения голосо-речевого тренинга вырабатывают многие необходимые компоненты техники и выразительности звучащего слова. Воспитывают навыки фонационного дыхания: виды выдыхания; рефлекторный добор воздуха в процессе речи; навык "переключения" дыхания, обеспечивающий качественное звучание различной по характеру и экспрессии речи.
Тренируют: опору звука; мягкое атакирование; свободное звучание; собранность и звонкость голоса.
Помогают: найти "центр" голоса; обогащать индивидуальный тембр; осваивать посыл звука на аудиторию, "эховое" и тихое опёртое звучание; достигать координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции, обеспечивающей дикционную четкость.
Воспитывают: навык владения диапазонным звучанием речи при совокупности работы резонаторов, ведущих к сглаживанию регистров при переходах из тона в тон; мастерство использования силы звука как выразительного средства речи; искусство владения мелодикой, темпоритмом речи и эмоциональным тембром.
Тренируют: навык «изолированного сокращения мышц», сохраняющий свободу звучания голоса при неудобных для звукопроизводства позах и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение организма (рук, шеи, плеч, ног, спины, лица...); навык «выбрасывания» неиспользованного в фонации воздуха, позволяющий избегать кислородного голодания организма во время физических действий, сопровождающих речь (избегать одышки); навык «мышечного контролера» в эмоциональные моменты исполнения.
Объем книги не позволил осветить такие важные элементы техники словесного действия, как искусство акцентуации, перспективы речи и др. Эти вопросы в какой-то степени освещены в учебно-методических пособиях автора «Искусство звучащей поэзии» (ВНМЦ, 1984 г.) и «Искусство литературной композиции и монтажа» (ВНМЦ, 1985г.).
Кому-то покажется мелочью работа над дикцией, дыханием, голосом, мышечной свободой, выразительными средствами речи... Это величайшее заблуждение. «Мелочи создают совершенство, но совершенство — не мелочь»1 — писал Микеланджело, подчеркивая
этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.
Нельзя пренебрегать речевой техникой. Ведь «техники служит актёру опорой, можно сказать, воодушевляет его, помогает создавать художественные образы, и если для актера-ремесленника техника — тяжелые путы, тяжелые оковы, это для актёра талантливого это крылья горного орла»1 — говорил Н.К. Черкасов.
Рекомендуемая литература
Вербовая И., Головина О., Урнова В.Искусство речи. —М.: Искусство, 1977.
ДмитрииЛ. В.Основы вокальной методики.—М.: Музыка, 1968.
Кнебель М. О.Слово в творчестве актера.—М.: НТО, 1979.
Комякова Г. В.Слово в драматическом театре.—М.: Искусство, 1974.
Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского.— М.: Искусство. 1978.
Матусевич М. И.Современный русский язык. Фонетика.—М., 1976.
Савкова3. В.Как сделать голос сценическим.—М.: Искусство, 1978.
Савкова3. В.Средства речевой выразительности. — Л.: Знание, 1982.
Савкова 3. В.Монолог в искусстве массовых представлений.— Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1979.
Савкова 3. В.Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении. — Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981.
Савкова 3. В.Искусство звучащей поэзии,—М,: ВНМЦ, 1984.
Савкова 3. В.Искусство литературной композиции и монтажа,—М.: ВНМЦ, 1985.
Савкова 3.В. Риторические игры. — СПбГАК. 1995.
Савкова 3. В.Риторика. Программа курса. — СПбГАК. 1996.
Станиславский К. С. Собр.соч. в 8-ми тт. - М.: Искусство, 1954-1961.
Топорков В. О.О технике актера. — М.: ВТО, 1958. Шенберг В. А., Савкова3. В. Риторика - СПВГИЭА. 1997.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение