Тема 10. Проектный менеджмент


Структура создания музыкального проекта включает: поиск исполнителей, организацию их творческой деятельности: подбор репертуара, привлечение инвестиций, создание сценического имиджа, рекламную кампанию и планирование карьеры как ведущую задачу арт-менеджмента.

Музыкальный проект подразделяется на несколько этапов: первый- подписание контракта между исполнителем и продюсером о взаимоотношениях, где определены права и обязанности, сроки действия контракта и финансовые обязательства, второй- определение концепции проекта, поиск ниши в музыкально-стилистическом пространстве, изучение потенциальной зрительской аудитории, привлечение финансовых средств и специалистов, занятых подготовкой исполнителя; третий этап - репетиционная деятельность, работа над имиджем исполнителя, тренинги, запись музыкального альбома; четвертый этап- тиражирование альбома (сингла) и полиграфии; пятый этап - концертно-гастрольная деятельность в рамках проекта, промо акции, позиционирование музыкального проекта на рынке культурных услуг.

Типы артистов: а) начинающие музыканты; б) ретрансляторы, достаточно высокий уровень исполнения, вместе с тем стандартность, отсутствие индивидуальности и уникальности исполнения; в) оригинальные исполнители невысокого профессионального уровня; г) исполнители высокого класса.

Производство видеоклипа не возможно без создания определённого штатного (творческого и производственного) персонала, возглавляет который режиссёр.

В зависимости от сложности постановочного процесса временная структура, задействованная на реализацию проекта, может быть увеличена. Штат такой организации подразделяется на творческий и менеджерский. Творческий состав, или режиссерско-постановочная группа включает:

" автора сценария, литературного текста, реприз, диалогов, текста ведущих, сюжетного и образного построения, как правило, им является главный режиссёр или режиссёр постановщик;
" режиссёра-постановщика, осуществляющего детальную режиссёрскую разработку и руководство постановочным процессом;
" балетмейстера-постановщика, который, работая в тесном контакте с режиссёром-постановщиком, с помощью танца, пантомимы, массовых хореографических сцен осуществляет замысел режиссёра;
" художника-постановщика, создающего сценографическое решение и осуществляющего авторский и технический контроль за исполнением своего замысла. В качестве художника-постановщика может выступать как частное лицо, так и целая фирма, специализирующаяся в создании и воплощении художественно-декорационных проектов;
" заведующего постановочной частью, занимающегося расчетом необходимого количества сценических декораций и их производством в соответствии с художественно-декорационным решением художника постановщика. К данной работе также могут быть привлечены постановочные фирмы и компании;
" художника по костюмам, который разрабатывает модель и лекалы костюмов. В качестве художника по костюмам может выступать либо определенное лицо, либо модельное агентство;
" художника по свету, осуществляющего световое решение проекта и работающего в тесном контакте с режиссером. В сложившейся практике на время проведения мероприятия приглашаются фирмы, специализирующиеся в световом оформлении подобных мероприятий;
" звукорежиссера, который несет ответственность за качество звука и комплектацию необходимого звукового оборудования согласно творческим задачам режиссера.

Менеджерский состав может состоять из:

" арт-менеджер или арт-директор, который подбирает исполнителей, составляет редакторский лист с указанием названия произведения, авторов музыки и текста, заполняет рапортички для Российского авторского общества;
" директора, занимающегося организацией и постановкой, определяющего технические и административные задачи в соответствии с творческими задачами, и контролирующего их исполнение;
" главного администратора, работающего с административным штатом, контролирующего работу администраторов по транспорту, реквизиту, а также являющегося материально ответственным лицом и координирующего работу подчиненных ему администраторов;
" PR-менеджера, осуществляющего рекламную кампанию проекта в средствах массовой информации;
" коммерческого директора, заключающего контракты с исполнителями, артистами, приглашенными сотрудниками в режиссерско-постановочную группу, фирмами - арендаторами светового, звукового, сценического оборудования, производителями художественно-декорационного оформления, финансовыми структурами и др.

Рассматривая вопросы проектного менеджмента, следует отметить, что съемка - явление временное, и успех зависит от чётко спланированной организации всей постановочной деятельности. В России сложились определённые традиции и найдено психологическое равновесие в работе постановочной группы. Вполне естественно, что в творческом процессе возникают трения, связанные с индивидуальной точкой зрения на то или иное решение, но подобные ситуации закономерны, поэтому поиск компромисса, а не отстаивание своих взглядов - наиболее приемлемый вариант.

Перед началом съемок, продюсер составляет бизнес-план для инвесторов, спонсоров, киностудии и других заинтересованных структур, от которых зависит судьба клипа. В краткой форме предложения отражают следующие позиции: идея клипа, жанр; исполнители ролей; график съемок; бюджет клипа.

В работе с исполнителями (техническим персоналом, администраторами) важна методика чёткой постановки задач. Это способствует повышению ответственности за принятие самостоятельного и правильного решения в экстремальной ситуации.

Проекты распространяются на постановку зрелищных программ, фестивалей, народных гуляний, праздников, карнавалов.

Наличие меценатов, спонсоров, гарантия приобретения телекомпанией прав на показ акции - необходимые условия окупаемости проекта. Важность учета тематического характера проекта, места проведения, частоты проведения, объема финансирования, рыночной направленности проекта.

Учредители проектов: государственные, общественные организации, международные и национальные ассоциации различных жанров музыкальной эстрады (Министерство культуры, Союз композиторов, консерватория, Московская джазовая ассоциация и др.), коммерческие организации.

Система элементов творческого коммерческого проекта. Концептуальная направленность и замысел создателей.

Циклы функционирования творческого проекта:

1. Этап выведения на рынок - период медленного роста популярности и спроса на исполнителя (группу). В связи с большими затратами по подготовке номера, программы, компакт-диска и т.п. прибыль на этом этапе отсутствует.
2. Этап роста - период быстрого роста популярности, спроса на исполнителя, аппаратуру, компакт-диски и т.п. Этап быстрого роста прибыли.
3. Этап зрелости - период стабильной популярности и высокого спроса. Прибыль стабилизируется или снижается в зависимости от роста затрат на защиту от конкурентов.
4. Этап упадка - период резкого угасания популярности. Снижение прибыли. Изменение стратегий арт-менеджмента по восстановлению популярности групп, артистов (изменение имиджа артиста, обновление репертуара, костюмов) с целью привлечения внимания зрителей.

Наши рекомендации