Психологические основы АЙКИДО
В данной главе мы рассмотрим психоаналитическое обоснование возникновения такого искусства как АЙКИДО.
Ни один человек не может постоянно жить в состоянии "полной боевой готовности". Ведь мы всё время находимся в гуще энергий и информации, положительной и отрицательной (по отношению к нам). Значит, мы все, в той или иной степени, подвержены воздействию, и не обязательно со стороны хулиганствующих элементов, но и со стороны ближайшего окружения. В магазине толкнули, в транспорте неловко встали на дороге, ткнули кого-то портфелем и т. д. Это жизнь. От всего этого надо защищаться или просто всё это терпеть. Возникает вопрос: как и где ставить защиту и ставить ли её вообще?
Говорить об абсолютной защите достаточно сложно. Во-первых: мы, как правило, не знаем, когда, во сколько и как на нас нападут. Во-вторых: защита, ставящаяся "на всякий случай", с упреждением, или провоцирует нападение (теория виктимности - когда жертва провоцирует преступника) или само по себе ожидание нападения воздействует на человека не хуже самого изощрённого удара.
Теперь рассмотрим концепцию защиты в аспекте единоборств. Если рассматривать все известные нам единоборства, то можно увидеть, что все техники легко классифицируются на четыре большие группы: удары, болевые захваты, броски, удушения. Первые три группы основаны на теории физической травмы: после нанесения удара, применения броска или ломающего захвата противник, как правило, теряет сознание от болевого шока или, получив серьёзное повреждение тела, теряет способность активно двигаться. Удушения делятся на две группы: дыхательные (когда противнику не дают возможности дышать) и кровяные (когда перекрывают доступ свежей крови в мозг противника). Разнообразие стилей и направлений единоборств является ни чем иным, как всевозможными комбинациями выше перечисленных методов воздействия на человека, точнее, на его физическое тело.
Теперь обратимся к вопросу о последствиях применения таких "защитных" средств, какие нам предлагает Каратэ, Дзю-до, Дзю-Дзюцу, бокс и т. д. Во-первых: нанося ответный удар (бросок, удушение, болевой захват), человек берёт на себя не только ответственность за последствия нанесённых травм, но и несвойственную ему функцию "бича Божьего". Во-вторых: нанося ответный удар, защищающийся подвигает противника "на соревнование" - ристалище, но не по типу рыцарского турнира, а скорее по образу гладиаторского турнира или "уличной драки из-за угла" с ударами сзади или в пах, кастетом или кирпичом. В-третьих: вступая в драку или поединок, каждый регламентирует свои действия своим внутренним укладом и правилами ведения поединка, о которых противник может не знать, применяя свои, на взгляд защищающегося, подлые и нечестные методы. В-четвёртых: нанося ответный удар, защищающийся лишает себя возможности простить нападающего, понять, а это главное, что в нём такого, что притянуло удар, какие были ущемлены "любимые мозоли", какие комплексы поведения были нарушены и т. д. И в-пятых: после получения ответного удара нападающий строит свои действия уже не как агрессор, а как защищающийся, причём действия его слабо контролируются из-за болевого шока, который ему причинил объект нападения.
Давайте также обсудим следующий вопрос: какой силы должно быть ответное действие на нападение? Если удар или захват будет смертельным (т. е. противник после действий защищающегося умирает), то вопрос о последствиях ясен: гнев родственников, друзей погибшего, законы страны, в которой он проживает, вполне ясно и наглядно представляют его будущее. Если он своими действиями нанесёт противнику травму, то в зависимости от её тяжести его будущее также вполне предсказуемо. Если его удары и захваты будут слабы, то он рискуете своими действиями привести противника в такую ярость, которую укротить он будет не в силах, даже при очень большом желании. Как видите, есть над чем подумать.
Согласно многим философским течениям, нападающего надо простить. "Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его; ибо, делая сиё, ты соберёшь ему на голову горящие уголья" (ап. Павел, Римл. 12.20). Но тогда остаётся возможность развития ситуации по следующим сценарию: не получив должного отпора от защищающегося, противник возомнит себя суперменом, поверит в свою безнаказанность и будет искать следующую жертву, на которой он бы смог ещё раз проверить свои силы.
Вопрос остаётся открытым: что делать, если на вас всё-таки совершено нападение (физическое или психологическое)? Ответ на этот вопрос даёт АЙКИДО. О-сэнсэй говорил: "АЙКИДО - это не техника, с помощью которой борются с врагами. Это путь для всеобщего примирения и для объединения всех людей в единую семью. Секрет АЙКИДО заключается в том, чтобы мы могли прийти к гармонии со вселенной и достичь согласия со всем миром".
Для того, чтобы понять принципы АЙКИДО, которое, как говорил О-сэнсэй, основано на законах природы, надо сначала эти законы изучить и понять. Для начала мы рассмотрим законы психического мира.
Сейчас, пожалуй, уже никто не будет отрицать наличие у человека так называемой психической энергии. Хотя для Востока эта тема далеко не нова, Запад только открывает для себя всю глубину и мощь этого типа энергии. Мы не будем говорить здесь о гипнозе или подобным ему вещам. Нас интересует наша повседневная жизнь, с её бешеным темпом, со стрессами и т. д.
Первое, что мы рассмотрим - это мысль. Каждый человек каждую минуту и каждую секунду пропускает через своё сознание сотни и тысячи мыслей. Из них запоминаются лишь некоторые, которые прошли через какие-то яркие эмоции: страх, гнев, смех и т. д. И никогда человек не задумывается, что каждая, мы повторяем - каждая мысль так просто не улетучилась без следа. Каждая мысль, имея свою силу и свою цель, должна выполнить волю того, кто её создал. Мы говорим именно "создал", потому что, рассмотрев законы обращения мыслей или, как говорят на Западе, "психической энергии", мы поймём всю важность и необходимость культуры мыслей, их силу и выработаем методику наилучшей и самой совершенной защиты.
Вначале нам необходимо рассмотреть законы, по которым действует рождённая мысль. Обратимся к книге Ю. М. Иванова "Йога и психотренинг".
"Мысль подобна электричеству и управляется она если не теми же, то тождественными законами. Каждая созданная нашим умом мысль есть сила большей или меньшей напряжённости. Степень силы мысли зависит от того, как она создаётся нами. Когда человек думает, то от него исходит, как лучи света от солнца, неуловимый, невидимый поток энергии, который и производит большее или меньшее воздействие, влияние на окружающих. Если мы думаем слабо, вяло, нерешительно, то и сила нашей мысли будет такой же почти ничтожной. Если же мы думаем сосредоточенно, не уклоняясь в сторону, твёрдо, энергично, настойчиво, то сила нашей мысли будет могущественной и исполнит своё назначение, достигнет цели. Поэтому развивайте в себе сильные, мощные мысли. Вложите в ваши дела, в речь всю душу, твёрдую волю, и вас поймут, на каком бы языке вы ни говорили, вам будут повиноваться, идти за вами. Слова в речи играют второстепенную роль; главное - мысль, сила мысли и воли, напряжение, вложение души в вашу речь. Такая речь творит чудеса; она как бы сковывает слабо мыслящих людей и подчиняет их сильной воле.
Согласно йоговской теории, всё пространство Вселенной наполнено тончайшей всепроницающей материей, называемой аказой, или эфиром. Когда человек думает, то в определённых комплексах мозговых клеток происходит движение, которое производит вибрации, колебания эфира. Эти колебания эфира волнообразно распространяются в пространстве. Они касаются мозга окружающих и производят в мозговых клетках те же движения, которые происходили в мозгу создателя мысли. А одинаковые движения одинаковых мозговых клеток производят и одинаковые мысли."
Далее Ю. И. Иванов приводит пять свойств мыслей.
1-е свойство. Мысль есть сила (энергия), подобная электромагнитному излучению (но более тонкая), и, как электромагнитное излучение, передаётся от источника к приёмнику (от одного человека к другому) через какое угодно пространство. Таким образом, один человек может мысленно влиять, воздействовать на другого.
2-е свойство. Мысль производит волны эфира, или так называемые мыслительные волны; последние создают в окружающих те же мысли, которые родятся в нашем мозгу. Поэтому, как думаете вы о себе и других, так будут думать о вас и окружающие.
3-е свойство. Мысль обладает свойством притягивать другие подобные мысли. Боязливая мысль притягивает к себе такие же мысли боязливых людей, и запас силы её увеличивается; смелые мысли притягивают к себе такие же и т. д. Вы идёте тёмной ночью в глухой незнакомой местности, идёте смело. Вдруг явилась у вас маленькая боязливая мысль. Через некоторое время вам уже страшно, вы не можете преодолеть этого страха. Почему? Потому что лишь только у вас появилась мысль страха, к ней устремились мыслительные волны всех боязливых людей. Поэтому всегда отгоняйте от себя страх, не запасайте силы боязливых мыслей.
Рассмотрим ещё пример. Вы подумали о ком-либо с ненавистью и не отогнали этой мысли. Ваша мысль вместе с чувством ненависти стала быстро разрастаться и отравлять вашу душу. Почему? Потому что ваша мысль ненависти притянула мысли других ненавидящих людей, через это она значительно усилилась, затем достигла того, о ком вы так дурно думали, и произвела в нём такую же мысль; он к вам относится теперь уже с ненавистью, если не умеет искоренять таких мыслей. Его мысли влияют уже на вас и ещё более усиливают вашу ненависть, которая снова воздействует на него, и т. д. Ненависть возрастает всё больше и больше. Искореняйте же мысли ненависти.
Так же обстоит дело и с другими мыслями. Любовь вызывает любовь, печаль возбуждает печаль; на обман отзываются недоверием. Поэтому всячески отгоняйте от себя дурные, вредные мысли.
4-е свойство. Мысль обладает свойством привлекать и отталкивать окружающих, как и магнетизм, и по тем же законам, только с большей силой: добрые, полезные мысли привлекают к нам ближних, а злые, вредные отталкивают. Поэтому воспитывайте в себе добрые, полезные мысли и искореняйте злые, вредные. "Выпалывайте" чаще ваш духовный мыслительный сад.
5-е свойство. Мысль влияет не только на окружающих, но и на нас самих. Всякая мысль оставляет более или менее глубокий след не только в духовном строе человека, но и на его физическом облике. Если вы задумаетесь, это сейчас же отразится на вашем лице; рассердитесь - то же самое; при весёлых мыслях у вас и соответствующее выражение лица.
Если вы часто сердитесь, бываете "не в духе", то на вашем лице всё чаще появляется неприятное, злое выражение; в конце концов это выражение становится уже привычкой. Вот почему по физиономии человека всегда можно определить его характер, о чём он чаще всего думает, как смотрит на жизнь и окружающих. Наружность человека соответствует его внутреннему содержанию.
Великий Будда также упреждал своих учеников о чистоте мыслей.
"Из трёх видов действия, - говорил Будда, - наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль". С момента возникновения решения зла человек уже виновен - выявлено ли оно или нет.
"Главный элемент во всём есть мысль. Превыше всего - мысль. Всё совершается мыслью. Если человек говорит или действует со злобной мыслью, страдание сопутствует ему, как колесо следует за копытом животного, которое тащит повозку".
"Если человек говорит или действует с благою мыслью, счастье следует за ним, как никогда не покидающая тень его".
"Враг наносит зло врагу, ненавидящий ненавидящему, но хуже всего зло, нанесённое ложно направленным умом".
Также и бдительность над своими мыслями особенно настойчиво указывалась Учителем, ибо если ученик, слишком уверенный в достигнутых им результатах, ослабит свою бдительность, он дорого заплатит за малейшее упущение. Этот совет преподан притчей: "Человек был ранен отравленной стрелой. Доктор, вынув стрелу, предписал раненному внимательно следить за раной. Но больной вообразил, что ему более нечего опасаться. Лишённая ухода, рана воспалилась и причинила смерть и тяжкие страдания".
"Бдительность есть путь к бессмертию. Нерадивость - путь к смерти. Тот, кто бдителен, не умирает. Тот, кто нерадив, уподобляется мёртвому".
"Тот, кто непостоянен в мыслях, кто не ведает истинного закона, кто шаток в доверии, тот не познаёт полноту мудрости".
"Как лучник выпрямляет свою стрелу, так мудрый человек выправляет свой изменчивый и шаткий ум, который трудно охранить, которым трудно руководить".
"Как дождь протекает в дом через плохо крытую крышу, так и вожделение проникает в плохо обузданный ум".
"Большие и малые оковы у бикшу, любящего бдительность и страшащегося нерадивости, - сожжены. Он движется подобно огню".
Указывая, как безумно, с точки зрения полезности, уступать низким наклонностям, Будда говорил: "Чувство, ради которого вы унизили себя, скоро будет для вас лишь воспоминанием, подобно удовольствию, испытанному во сне. Но то, что останется постоянным, живым укором, - это поступок, содеянный ради этого удовольствия".
"Чистая нравственность, как надутый кожаный мешок, повреди её однажды - погибнет. Подобно тому, если однажды удовлетворить порочные наклонности, уже ничто не остановит стремление страстей, и человек представленный самому себе, безвозвратно погибнет".
"Орошатели отводят воду, куда хотят; лучники выправляют стрелу; плотники сгибают дерево по своему усмотрению; мудрые гнут самих себя!".
В Приложении читателю представлен один из трудов Анни Безант (Президента Теософического общества) "О некоторых затруднениях во внутренней жизни", в котором рассмотрены некоторые проблемы духовного роста человека.
Подведём итог. В человеке важно всё: и его тело, и его дух, и его мысли. Если человек, который хочет изучить АЙКИДО, будет тренировать только тело - его успехи будут незначительны и неустойчивы. Это в особенности касается тех, кто приходит в АЙКИДО из других видов единоборств. Если этот переход не плод долгих тренировок и раздумий, а только лишь дань моде, очередное средство для достижения его эгоистических стремлений, то человек вскоре разочаруется и может больше никогда не вернуться в до-дзё. Но если человек стремиться познать себя, стремиться к гармонии в себе и гармонии в отношении с окружающими - то его путь только через тот путь, который показал нам О-сэнсэй. И даже если человек не стремиться изучать техники, а более глубоко концентрирует своё внимание на изучении философии АЙКИДО, его духовного наследия - этого человека нечем упрекнуть.