Психологические основы обучения ИЯ.

Наука, занимающаяся вопросами речевой деятельности – психолингвистика – исследует речевое поведение человека, описывает модели умственных процессов, операций, действий.

Успешность обучения иностранным языкам детей в начальной школе зависит от следующих психологических факторов:

- психофизиологическая готовность обучаемого к системному овладению вторым языком;

- особенности познавательной активности и познавательной деятельности учащихся;

- особенности развития высших психических функций обучаемого (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения);

- эмоционально-волевые и личностные особенности учащихся;

- наличие положительной мотивации к изучению иностранного языка;

- определенный уровень знаний и представлений об окружающем мире.

Одним из важнейших психологических факторов успешности обучения иностранному языку является положительная мотивация. Цель обучения - общение на втором языке. Однако для учащихся начальной школы это не может стать мотивацией обучения, так как не представляется им целесообразным - ведь они уже говорят на родном языке. При общении на родном языке специфика речевой деятельности состоит, в частности, в том, что речь никогда не является сaмoцeлью, а включена в какие-то другие виды деятельности. Эти виды деятельности и предоставляют для речи естественные мотивы.

Наряду с вышеуказанными психологическими факторами большое значение для успешного овладения вторым языком имеет характер познавательной деятельностиучащихся, определяющийся интеллектуальными, эмоционально-волевыми и личностными особенностями. От степени произвольности и опосредованности высших психических функций зависят особенности восприятия и усвоения учебного материала.

Поэтому необходимо предусмотреть развитие вербально-логического мышления, внимания (слухового и зрительного), памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной), восприятия (слухового, зрительного, тактильного и т.п.), воображения.

Важнейшим свойством всякой умственной и практической деятельности является внимание. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, чем произвольное, то есть ребенок в этом возрасте легко сосредотачивается на красочных и подвижных предметах.

Немаловажное значение для овладения иностранным языком имеет такой психологический процесс, как восприятие. Особой задачей для учителей является развитие умения логично и последовательно строить речь, перестраивать материал в смысловые блоки. Это особенно важно для развития памяти.

Тесно связан с памятью и мышлением такой психический процесс, как воображение. Воображение демонстрирует целостность психической сферы человека, взаимосвязь и взаимозависимость всех ее компонентов.

Память воссоздает в сознании прежний опыт, прошлое. Основная характеристика воображения - нацеленность на будущее.

16. Поурочное планирование

Планирование урока - конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана. Составляется на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки.

1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности. Выявление отсутствующих. Сообщение цели и плана урока. Цель – создать рабочую обстановку на уроке и направленность учебной деятельности.

2. Речевая зарядка. Содержанием речевой зарядки может быть какое-либо событие, связанное с жизнью школы или класса; прошедшие или предстоящие праздники; речевая зарядка может быть на основе домашнего задания. Она должна носить коммуникативный характер.

3. Фонетическая зарядка. Она проводится для развития фонетических навыков. Фонетическая зарядка может включать работу над стихотворением, рифмовкой, скороговоркой, специальные упражнения на отработку сложных звуков и их сочетаний.

4. Проверка усвоения изученного материала – не более 15 мин. Можно использовать различные виды опроса, выявлять трудности и ошибки, разбирать ошибки и исправлять их, оценивать знания детей. Цель этого этапа – систематический контроль усвоения знаний.

5. Введение нового материала – не более 25 минут. Изложение нового материала должно быть научным, доступным, логичным и доказательным. Выбор способов и форм введения зависит от характера и ступени обучения. Цель – дать новые знания.

6. Закрепление (тренировка) материала – не более 10 минут. На этом этапе можно использовать вопросы, задания и практическую деятельность. В силу практической направленности урока, он включает тренировку вновь введённого материала или ранее усвоенного, но недостаточно закреплённого материала. Цель – получение информации, как усвоен новый материал.

7. Активизация материала в различных видах речевой деятельности. Содержанием данного этапа урока является использование изучаемого (изученного) материала в различных видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании и письме) с тем, чтобы сформировать гибкость навыка употребления того или иного лексико-грамматического материала, а также обеспечить развитие того или иного умения. Упражнения, используемые для активизации материала, должны носить речевой характер: диалог/монолог по ситуации, чтение/аудирование и обсуждение текста, практические действия, репродуктивные и творческие задания. Цель – систематизация и обобщение материала.

8. Подведение итогов урока – 1-3 минуты. Этот этап включает озвучивание главных моментов, идей урока, стимулирование, выделение недостатков в работе и выставление отметок с комментариями. Цель – воспроизведение основных моментов урока.

9. Домашнее задание – 1-3 минуты. Необходимо сообщить и четко разъяснить домашнее задание, проконтролировать его запись учащимися.

Наши рекомендации