Окна РОСТА» как новый эффективный метод политической агитации в начале XX века
«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов… Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликован ные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек» [23]
Так написал в посмертно изданном сборнике стихотворений «Громкий смех. Окна Роста» Владимир Маяковский об одном из самых ярких периодов в его жизни, а также в истории отечественного и мирового искусства, литературы и поэзии.
«Окна РОСТА», а первоначально «ОКНА САТИРЫ РОСТА» представля- ли собой плакаты на политические, хозяйственные и военные темы дня. Выпус-ались они с осени 1919 года по январь 1922 года- сначала Российским телеграфным агенством (РОСТА), а затем Главполитпросветом- Главным управ- лением политико-просветительных учреждений Наркомпроса РСФСР.[24]
Первоначально «Окна РОСТА» вывешивали в витрины (окна) пустовавших магазинов. Отсюда и называние плакатов, которые в виде заголовка были написаны крупным шрифтом над рисунками – «ОКНО САТИРЫ РОСТА». Советский писатель Виктор Шкловский писал : «Нужно было, чтoб улица нe молчaла.Oкна магазинoв были слeпы и пусты. В них надо было вытaращить мысль.»[25]
Если посмотреть на заголовок «ОКНО САТИРЫ РОСТА», можно подумать, что темы плакатов были только сатирическими. Но это не так, поэтому со временем «сатира» исчезает с заголовка, а сам заголовок заменяется пометкой «РОСТА» и номером плаката. С февраля 1921 года вместо этой пометки ставится «Главполитпросвет».
«Окна РОСТА» обладают рядом устойчивых признаков, по которым их не сложно отличить. Структура плаката состояла из нескольких (от 2 до 13) самостоятельных рисунков, которые располагались в логической последовательности, а также сопровождались злободневными короткими текстами, которые раскрывали единую тему. Но такая композиция не сразу стала типичной. В первые месяцы работы «Окна РОСТА» были довольно разнохарактерными. Например, есть плакаты, которые состояли из одного большого рисунка, имелись такие, где помимо рисунка размещалось не связанное с ним стихотворение, есть и многотемные плакаты Но в начале 1920 года «Окна РОСТА» принимают строгое композиционное единообразие.
Самым устойчивым, самым точным признаком уникальности этих плакатов являлась техника исполнения. «Окна РОСТА»-это рукописное творение. Весь «тираж» делался от руки.
В первые месяцы выпусков «Окон РОСТА» каждый плакат выходил в одном экземпляре, потому что для каждой витрины пустовавших магазинов рисовалось отдельное, особенное «Окно». Затем плакаты начали копировать. Первые копии были сделаны от руки, а потом применялась техника сведения контуров через копирку. Позже для «размножения» плакатов использовались трафареты, промасленная бумага, картон. «Быстрота, тогда неслыханная даже в литографии»,рассказывала Лиля Брик, гражданская жена Маяковского.
Вот что пишет в своих воспоминаниях один из создателей «Окон РОСТА» Михаил Черемных: «Техника размножения и рассылки «Окон» была молниеносной. Получив оригинал, трафаретчик должен был на следующий же день уже принести готовыми 25экз., на второй день — еще 50, через несколько дней бывал готов весь тираж, доходивший до 300экз. Трафаретчик работал обычно с семьей или с небольшим коллективом... Первые копии, полученные от трафаретчиков, сейчас же рассылались в самые отдаленные отделения... Последние экземпляры получали подмосковные... Позднее, кроме копий, посылали и трафареты, чтобы «Окна» размножались уже на местах» [26]
Естественно, можно отметить тот факт, что тиражи печатных плакатов превышали тиражи «Окон»,копированных от руки. Но «Окна РОСТА» имели важные преимущества над такими видами плаката:
1) Каждое «Окно РОСТА» соответствовало не одному, а нескольким обычным плакатам.
2) Рукописные плакаты сразу же откликались на злобу дня
3) В сравнении с печатными плакатами большая оперативность
В журнале «Красная Нива» 1923 года была опубликована статья «Революционный плакат» Владимира Маяковского, которая являлась самым ранним воспоминанием о работе в «Окнах РОСТА». Он пишет:
«Война и разруха шли вместе. Печатный станок не справлялся с требованием на плакат. Даже если и справлялся, то безнадежно затягивал, теряя агитационность.» [27].Далее Маяковский говорит о том, что однодневка-агитка полностью перешла к ручникам,и что плакаты такого типа имели огромные достоинства. В этой же статье он пишет:
«…Вмеcте с получением тeлеграмм (для газет, еще не напечатанных) поэт, журналист тут же давал «тeму» — язвитeльную cатиру, стих. Ночь eрзали по пoлу над аршинными листами худoжники, и утрoм, часто даже до получения газет, плакаты — «Окна сатиры» вывешивались в мeстах наибольшeго людского скопища: агитпункты, вoкзалы, рынки и т.д. Так как с мaшинами считаться не прихoдилось, плaкаты дeлались огромных рaзмеров — 4×4арш., многoцветные, всегда остaнавливающие даже бегущего» [28]
Чтобы плакат не терял своей актуальности, работникам РОСТА приходилось работать очень напряженно. «Требовалась машинная быстрота», - отмечал Маяковский в предисловиик сборнику "Грозный смех. Окна РОСТА"[29], - бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом... Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело количество новых бойцов»[30]
Первое «Окно» было вывешено в августе 1919 года на углу Тверской улицы (в настоящее время улица Горького) и Большого Чернышевского переулка (в настоящее время улица Станкевича) в витрине бывшего кондитерского магазина. [31]В заголовке писалось – «Окно сатиры РОСТА №1». Вначале выпуска плакатов не существовало единой нумерации для всех витрин: с первого номера она начиналась для каждой новой витрины. Следовательно, одинаковые номера получали совершенно разные «Окна».
Спрос на плакаты увеличивался с каждым выпуском плаката, поэтому темп создания новых «Окон» заметно ускорялся. Самое рекордное количество выпустившихся плакатов колеблется от 200-250 номеров в октябре 1920 года. Самый последний выпуск «Окна» под маркой «РОСТА» вышел в начале 1921 года под номером 944, следующие выпуски плакатов были выпущены уже под маркой Главполитпросвета. Там они выпускались еще год. Ввиду того, что в Москве шло постепенное открытие магазинов, число пустых витрин со временем заметно уменьшалось, но в этом можно и найти свои плюсы-«Окна Роста» начали отправлять в провинцию в большом количестве. Эввентов И.С. отмечает, что если сравнивать 1920 и 1921 года по числу номеров плакатов, то выпуск «Окон» в 1921 сократился вдвое по отношению к предыдущему году.[32] Но темп работы и общий объем были прежними, поскольку с весны 1921 года «Окна» становятся многорисуночными и имеют очень большой формат. Текст, например, в этих плакатах мог составлять от 30-40 стихотворных строк.
Последние пронумерованные «Окна» под маркой Главполитпросвет имеет № 453 (по отношению в январю 1922 года). Следовательно, можно посчитать примерное количество выпущенных плакатов РОСТА и Главполитпросвета вместе -1397 (если сложить последние номера телеграфного агенства и главного управления политико-просветительских учреждений Наркомпросса РСФСР). А если считать средний тираж (150), то выходит, что художественный коллектив выпустил около 250 тысяч плакатов и более двух миллионов отдельных плакатов-рисунков.[33]
Как известно, основной художественный отдел РОСТА в основном состоял их трех человек - Маяковского, Черемных, Малютина. На этот творческий тандем приходится свыше 1300 плакатов. Малютин, требовавший более детальной проработки плаката, был менее «плодовитым», чем его коллеги. Работав в тесном контакте, у художников выработался общий, фирменный «ростинский» стиль. Находка одного являлась их общим достоянием.
«Бросающиеся в глаза приемы мы друг у друга заимствовали, и нам тогда показалось бы диким, если бы кто-нибудь увидел в этом что-то зазорное. Один из нас первым решал новую задачу, а остальные потом пользовались этим решением... Я как-то придумал посадить на трубу разрушенного паровоза ворону. Получилось очень выразительно. Потом все, изображая разруху, стали рисовать таких ворон. Сам я заимствовал у Маяковского прием изображения дыма спиралью, как рисуют дым маленькие дети»[34],-отметил в своих заметках М.Черемных. Также он пишет о том, что стиль рисунков, который использовал Маяковский в плакатах, был разновидностью стиля творческого коллектива. Следует отметить, что его воспоминания могут судить о дружной атмосфере, царившей в РОСТА, помогающей в совместной работе.
К своим товарищам, коллегам по работе Маяковский относился трепетно и заботливо, но когда дело касалось дисциплины, поэт не знал никаких снисхождений. Ведь это была важная, серьезная, политическая работа. Плакаты рисовались как немедленные, срочные отклики. Позднее Маяковский сказал: «Диапазон тем огромен: агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации»[35]
По отношению к коллективу РОСТА, Маяковский являлся как литературным, так и политическим руководителем. Художественным отделом заведовал М.М. Черемных. Из творческого коллектива он был единственным штатным работником РОСТА, взявший на себя организационную работу. Черемных и Маяковский состояли в дружном сотрудничестве, и некоторые задачи они выполняли совместно. Но, однако, руководителем коллектива РОСТА все считали Владимира Маяковского. Художник Амшей Маркович Нюренберг, который в 1920-1921 годы входил в основное ядро коллектива художников РОСТА отмечал: «Маяковский принмал нашу работу на ходу. Мнение свое высказывал резко и откровенно, смягчяя свои слова только тогда, когда перед ним были плакаты Черемныха.»[36]
Вся литературно-тематическая часть «Окон РОСТА» целиком находи- лась в введении Маяковского. От него, можно сказать, зависела работа коллек- тива, как по существу, так и по содержанию.
Темы для плакатов художники не намечали самостоятельно. Тема рисунка всегда определялась текстом на плакате, которые писал Маяковский. В случаях, когда автором текста являлся другой художник, Маяковский их одобрял или наоборот, браковал на свое усмотрение.
Стоит заметить, что текст, написанный для плаката, являлся не только определением темы «Окна», а был некой предпосылкой к созданию изобразительного образа. Замысел стиха направлял и подсказывал художникам, какое изображение лучше всего нарисовать на плакате. Бесспорно, над созданием «Окон РОСТА» трудились талантливые художники, но, стоит заметить, что руководящей и определяющей в этом тандеме было мнение поэта.
Определение темы плаката, а также выражение ее в тексте являлось не только литературной задачей, но и, безусловно, политической. Ее решение требовало отлично разбираться в политике, иметь политическое чутье, разбираться в сложных вопросах, а также понимать, что на плечах творческого коллектива лежит большая ответсвенность.
Главным источником тем для плакатов являлись газеты. Ежедневно Маяковский просматривал такие газеты как «Известия», «Правда», «Стенная газета РОСТА», « Гудок», «Экономическая жизнь», и считал, что не менее важными материалами для плакатов являются телеграммы, статьи, лозунги.
Помимо всего прочего, отдел получал сводки очень важных телеграмм за день, поэтому некоторые темы намечались заранее к уже известным датам.
Таким образом, опираясь на указания партии в политической сфере, Маяковский осуществлял политическое руководство над выпусками плакатов.
Маяковский гордился «Окнами РОСТА». Возвращаясь к его статье-предисловию «Прошу слова», Маяковский писал: «Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла»[37]. Город указан здесь не случайно. Как известно, плакаты выходили в период гражанской войны, а бои вокруг Орла- это один из
самых напряженных моментов в этой войне. Обратимся к истории ВКП(б)[38]: «Троцкий развалил работу на южном фронте, и наши войска терпели поражение за поражением. К половине октября белые овладели всей Украиной, взяли Орел и подходили к Туле, которая снабжала нашу армию патронами, винтовками, пулеметами. Белые приближались к Москве. Положение Советской республики становилось более, чем серьезным. Партия забила тревогу и призвала народ к отпору. Ленин дал лозунг: «Все на борьбу с Деникиным» [39]. Можно сказать, что работа над плакатами началась с того момента, когда страна находилась в очень напряженном положении.
Конечно же работа над плакатами «Окна РОСТА»- это серьезный этап в литературной биографии поэта. Прежде всего, она была для него очень плодотворной. Маяковский стремился сделать свое слово максимально действенныи и активным. Что касается «слова» в «Окнах РОСТА», оно должно было нести прямой политический смысл. Его главная задача –призывать.
Следует заметить, что плакаты очень разнообразны. В них есть и сарказм, и легкая ирония, и героический пафос. Для них характерны и интонации простого рассказа и сообщения, а также разъяснение и убеждение. Но все же главная функция «Окон РОСТА» была агитационной. Для этих плакатов надо было писать так, чтобы каждый простой крестьянин, рабочий просмотрев и прочитав «Окно» мог не только запомнить его содержание, но и поступить так, как требовали авторы-агитаторы. Стихотворные тексты, действительно, выглядят как «советская азбука», которая разъясняла широкой аудитории «кто виноват», и «что делать»в данной ситуации. Карабчиевский в своей критической работе «Воскресение Маяковского» писал: «Он дал этой власти дар речи. Не старая улица, а новая власть так бы и корчилась безъязыкая, не будь у нее Маяковского. С ним, еще долго об этом не зная, она получила в свое владение именно то, чего ей не хватало: величайшего мастера словесной поверхности, гения словесной формулы.[40] Конечно, перед творчес-ким коллективом стояла творчески трудная и политически острая задача. Из- за «телеграфнго темпа» задача усложнялась вдвойне.
«Вне телеграфной, пулеметной быстроты — этой работы быть не могло, но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации... Не случайно, что многие из этих работ, рассчитанные на день... стали через десять лет вещами настоящего так называемого искусства» ,писал Маяковский в «Прошу слова» . Если проанализировать последние слова из этой цитаты, то по контексту они прежде всего относятся к изобразительной стороне плакатов. Взаимодействие политических стихов с рисунками, тематика, которая была столь далека от традиционно «поэтической», все это говорило о необходимости новых литературных решений, которое требовало от поэта нового художественного метода, непривычного для книжной поэзии.
Итак, можно сказать, что советская социальная реклама периода НЭПа стала помогающим звеном в общении нового правительства с народом. Достижение русского авангарда предвосхитили развитие русской рекламы, а на помощь советской власти пришел конструктивизм со своими основными особенностями: краткостью, четкостью и динамикой, выразительностью и контрастом. Контекст авангарда, таким образом, прямо указывает на предпосылки к агитационно-рекламной деятельности в 1920х годах.
Создание политических плакатов «Окна РОСТА»,безусловно, является важной страницей в предпосылках создания советских рекламных плакатов. Они являлись яркой и неповторимой летописью своей эпохи. Маяковский шаг за шагом разъяснял читателю «Окон РОСТА», то есть массам трудящихся, призванным Октябрьской революцией к политической жизни, важнейшие программные положения большевизма, главные тактические лозунги партии. Помощь партии в работе по морально-политическому воспитанию народа — такова была идейная устремленность всей работы Маяковского в «Окнах РОСТА». Написанные тридцать лет тому назад и предельно насыщенные «злобой дня», многие тексты «Окон РОСТА» не потеряли своей политической остроты и в наши дни. А принципы монтажа стихотворных слоганов и изображения в плакатах «Окна РОСТА», компоновки рекламного поля будут в дальнейшем использоваться Маяковским в социальной и коммерческой рекламе. С уверенностью можно сказать: политические плакаты и реклама начала XX века.- мощный фундамент современной мировой рекламы, ведь советские плакаты того времени являлись и являются шедеврами мировой рекламной графики.