Становление русской национальной культуры

Во второй половине XVIU в., когда спорадически возникавшие с XVII в. буржуазные элементы начали формироваться в капиталистический уклад, Российское самодержавие достигло своей кульминации, вступив в эпоху "просвещенного абсолютизма". В наибольшей мере влияние идей Просвещения в политике абсолютизма проявилось в области культуры. Именно в это время в общественном сознании формировалось более широкое понимание значения всех сторон культурного процесса, возрастал интерес к гуманитарным и мировоззренческим его аспектам. Многовековой процесс развития русской культуры вступал в новую стадию, преодолевая локальность и сословную ограниченность, придавая общенациональную значимость наиболее ценным региональным и сословным особенностям культуры. Складывавшееся единство выявлялось» в форме национальной культуры. Под термином "национальная культура" подразумевается достигшая определенной степени общности культура нации, формирующаяся в условиях возникновения и утверждения капиталистического уклада. В становлении национального самосознания, национальной культуры большая роль принадлежала лучшим представителям дворянства, формирующейся интеллигенции, которым было присуще глубокое постижение самобытной народной культуры и, вместе с тем, осознание единства с мировой культурой.

Система образования

Становление общеобразовательной школы, являвшееся важным фактором развития национальной культуры во второй половине века, связано с созданием двух гимназий при Московском университете (1755 г.), гимназии в Казани1 (1758 г.) и, особенно, с открытием после 1786 г. народных училищ: в губернских городах—4-классных (главных), приближавшихся по типу к средней школе, а в уездных — 2-классных (малых), где преподавались чтение, письмо, начала арифметики и священная история. Здесь впервые вводилась классно-урочная система, единые учебные планы. Принципиально новым было то, что "Устав народных училищ" предусматривал создание единой системы светской школы — от малого народного училища до университета: закончившие малое училище могли продолжать образование в 3—4 классах главного, а выпускники последнего могли поступать в университет, изучив дополнительно латынь и один из европейских языков. Принципиальным новшеством было то, что в народные училища стали принимать девочек, принадлежавших преимущественно к непривилегированным сословиям.

Наука и техника

В рамках средневековой культуры в строгом смысле слова наука не существовала. Ее возникновение возможно только в системе новой культуры, свободной от провиденциализма, с присущим ей расширением межкультурных связей, стремлением к рациональному объяснению бытия. В предшествующее время происходило накопление научных знаний, представлений. Отличие от них науки состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности, а также в создании таких социокультурных институтов, как учебные и научно-исследовательские учреждения, в формировании особого слоя людей, профессионально посвятивших себя научной деятельности.

Общественная мысль

Усложнение духовной и умственной жизни, дифференциация и углубление общественного сознания — характерная черта нового периода общественно-культурной жизни. Вопрос о характере государственной власти оставался главным в общественной мысли. Под влиянием идей Просвещения и рационализма формировалась идеология просвещенного абсолютизма. Мысль Вольтера и других просветителей XVIII в. о государстве во главе с философом на троне, способном преобразовать общественную жизнь на разумных началах, была воспринята представителями как консервативной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов), так и дворянско-либеральной оппозиции, идеология которой получила оформление в русском Просвещении (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин и др.). А.Н. Радищев, не принявший идеологии и практики просвещенного абсолютизма, цивилизаторскую, просветительскую функцию отводил не государству, а лучшим представителям первого сословия (дворянства). "Дней алексан-дровых прекрасное начало", озаренное надеждами на конституционное ограничение самодержавия ("План государственных преобразований" М.М. Сперанского), возбудило передовую общественную мысль и, одновременно, вызвало решительную оппозицию консервативного дворянства (Н.М. Карамзин "Записка одревней и новой России", 1811 г.).

Архитектура

Расцвет русского зодчества и изобразительного искусства в середине XVIII в. связан, с одной стороны, со зрелым владением принципами искусства нового времени, с другой — с обращением к древнерусской традиции с позиций нового искусства. На единой стилевой основе (барокко) складывался синтетический характер искусства — нерасторжимое единство архитектуры, скульптуры, монументальной и декоративной живописи, прикладного искусства. Специфика русского барокко 40 — 50-х годов связана с использованием опыта других европейских стилей (французского классицизма XVIII в.), рококо6 и отечественной традиции. Лицо архитектуры этого периода определяли новые для России объемно-пространственные композиции.

Скульптура

Во второй половине века все более самостоятельное значение приобретала скульптура. Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма. Лучшие русские ваятели этого времени ничем не уступали знаменитым европейским скульпторам. К старшему поколению принадлежал видный мастер монументальной и декоративной скульптуры Ф.Г. Гордеев (1744 — 1810 гг.). Сын дворцового скотника, окончивший Академию художеств, он продолжил образование в Париже, а вернувшись на родину, блестяще проявил себя в мемориальной пластике (надгробия А.М. Голицына, 1780 г., ГНИМА; героя битвы при Хотине, фельдмаршала А.М. Голицына, 1799 г., ГМГС и др.). Замечательны поздние работы мастера — рельефы для Казанского собора в Петербурге (1804 — 1807 гг.), свидетельствующие о новом понимании взаимосвязи монументально-декоративной пластики с архитектурой.

Сер. XVIII — нач. XIX вв. — важный этап в развитии русской культуры, значительное влияние на которую оказывала просветительская философия. В отличие от петровского времени, в этот период сложилось более широкое понимание значения науки, образования, были сделаны новые шаги в развитии гуманистических принципов в общественной мысли, литературе, искусстве. Идея внесословной ценности человека пронизывала все стороны историко-культурного процесса. Становление русской национальной культуры было выражением интенсивного роста национального самосознания. В процессе формирования русской нации закладывались основы русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра и национальной классической музыки, осваивались идейно-образная система и язык художественной культуры нового времени, утверждались самобытные черты национального искусства.

Билет 24

Наши рекомендации