Художественные средства
Языковое средство | Определение | Пример |
Анафора (единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложения | Руки отпускаются, когда человек читает в газетах одно , а в жизни видит другое. Руки отпускаютсяот постоянной неразберихи , бесхозяйственности , махрового бюрократизма . Руки отпускаются , когда ты понимаешь , что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки». Вот от чего опускаются руки! ( Р.Рождественский) |
Антитеза (противопоставления) | Резкое противопоставление понятий , характеров, образов , создающий эффект резкого контраста | Всю мировую литературу я разделяю на 2 типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии . Безумный безудержДостоевского- и мощный замедленный ритмТолстого. Как динамичнаЦветаева и как статична Ахматова ! ( Ф. Искандер) |
Вопросно-ответная форма изложения | Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником ,привлекает его к обсуждению важных вопросов ,заставляет задуматься над ними. | Многие считают ,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится –это задача нас всех. |
Гипербола | Художественное преувеличение. | Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела ,чем водородная бомба 20 века.Имя это болезни –ксенофобия(И.Руденко). |
Градация | Синтаксическая конструкция,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. | Вед и правда :что толку смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости,если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадкосмеяться над человеком.(Л.Пантелеев) |
Гротеск | Художественное преувеличение до невероятного, фантастического. | Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди.(В.Солоухин) |
Инверсия | Обратный порядок слов в предложении. ( | Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.( М.Неверов) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя(Н.Гладков) Не верю яв добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин) |
Ирония | Вид иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. | Продаются мужские костюмы ,фасон один. А цвета какие? О, огромный выборцветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передального чугуна, кокосовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И.Ильф, Е.Перов) |
Композиционный стык | Повторение в начале нового предложения слова из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. | Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годынаш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь , ради которой погибли миллионы. |
Контекстные (или контекстуальные) антонимы | Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. | Комплекс неполноценности способен загубитьчеловеческую душу. А может возвыситьдо небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогретьвесь земной шар. А можно расколотьего на тысячу частей.(С.Довлатов) |
Контекстные (или контекстуальные) синонимы | Была, правда, старая настольная лампа, купленная в коммисионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний ,поэтому ничем не дорогая(Д.Гранин) То было ведение… Предо мною появились два ангела..два гения. Я говрю:ангелы..гении-потому что у обоих на нажженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого взымались сильные длинные крылья.( И.Тургенев) | |
Лексический повтор | Повторение в тексте одного и того же слова . | - Эти люди– ваши родственники? -Да, - сказал он . - Все эти люди – родственники? -Безусловно, - сказал он . -Люди всего мира ? Всех национальностей? Люди всех эпох? ( С. Довлатов ) |
Литота | Художественное приуменьшение. | Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных .( В . Астафьев) |
Метафора (в том числе развернутая) | Перенесение на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета ( развернутая метафора – это метафора . последовательна осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом | Добрых людей на свете было , есть и , надеюсь , будет всегда больше , чем плохих и злых , иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы , ………опрокинулся и затонул . Она очищается , душа – то , и чудится мне , весь мир затаил дыхание , задумался этот клокочущий , грозный наш мир , готовый вместе со мною пасть на колени , покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра ….(Н. Гоголь ) |
Метонимия | Перенос значение ( переименование ) на основе смежности явлений . | Зима . Мороз . Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В . Шукшин ) Траурный Моцартзазвучал под сводами собора ( В. Астафьев ). Черные фраки носились врось и кучами там и там. ( Н . Гоголь ). |
Однородные члены предложения | Синтаксическое средство выразительности , позволяющее а)подчеркнуть различные качества чего-либо Б)увидеть динамику действия В) в деталях увидеть , услышать , понять что –либо . | Пением органа наполнены своды собора . С неба . сверху . плывет то рокот , то гром , то нежный голосвлюбленных , то зов весталок . то рулады рожка , то звукиклавесина , то говор перекатного ручья …. Зал полон людьми , старыми и молодыми , русскими и нерусскими , злыми и добрыми , прочными и светлыми , усталыми и восторженными , всякими . Если суждено нам умереть , сгореть , исчезнуть , то пусть сейчас , пусть в эту минуту , за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба . ( В. Астафьев ) |
Оксюморон | Соединение в образе или явлении несовместимых понятий . | Сладостные мученияиспытал он , изгнанник , вернувшись в Россию . Тревожно- радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. ( Н. Кривцов) |
Окказионализмы | Индивидуально- авторские неологизмы. | Как бы нам самим следить, чтобы наши правда не поширялисьза счет прав других .(А. Солженицын ) |
Олицетворение(персонификация) | Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. | Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми для него ,и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…..Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.(В.Солоухин) |
Парцеллярия | Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. | Жил в Германии хрупкий болезнетворный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт. (С.Довлатов) |
Перифраза | Описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. | Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть-«черное золото».Хлопок-«белое золото». Газ -« голубое золото». (В.Войнович) |
Риторический вопрос | Выражение утверждения в вопросительной форме. | Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В.Астафьев) |
Риторическое восклицание | Выражение утверждения в восклицательной форме. | Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский) |
Риторическое обращение | Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится. | Милые мои!Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?(В.Войнович) И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин) |
Сорказм | Едкая ирония. | И каждый раз, откровенно халтуря на работе( «сойдет..!», что-то слепляя на авось («перемелется..!»),что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя(«да ладно, обойдется..!»),закрывая глаза на собственную небрежность («плевать..!») мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р.Рождественский) |
Сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение) | Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано: 1) с помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что , как будто и т.п. | Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов… |
2) С помощью слов похожий на ,похож на, подобен, напоминает , Схож с… | И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. | |
3)Родительным падежом существительного. | Лак на скрипке был цвета крови. | |
4)Творительным падежом существительного. | Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была настолько бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному… | |
5)Сравнительный оборот. | Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и ,как тонкая ледяная струйка воды,заливало спокойный огонь творчества. | |
6)Отрицанием (т.е не сопоставлением , а противопоставлением одного предмета или явления другому). | Не скрипка- душамузыканта звучала в этой тоскующей мелодии. | |
7)Придаточным сравнительным. | Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких миннезингеров (автор всех примеров- Н.Гумилев) | |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое(параллельное )построение нескольких рядом расположенных предложений абзацев. | Что такое канцелярит? Это-вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит застойность, неподвижность. Это-нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже –родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь. Это-вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.( Н.Гоголь) |
Эпитет | Художественное определение ,т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определенном слове какое-нибудь его отличительное свойство. | Есть только моя присмерительная, бесплотнаядуша, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга….Пусть рухнут своды собора, и вместо палача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люд в сердце музыку гения, а незвериный рев убийцы . ( В.Астафьев) |
Эпифора | Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д. | Как французы повлияли на Пушкина- мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского –мы знаем.Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу- мы знаем. |
Синекдоха | Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях «меньшее – большее»; «часть – целое» (количественная метонимия) | Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов) |
Аллегория | Конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. | Образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках – богини Фемиды – аллегория правосудия, изображение змеи и чаши – аллегория медицины. |
ПРАКТИКА