Подготовка, проведение и анализ занятий

Качество занятия по борьбе в основном зависит от того, на­сколько добротно оно подготовлено, проведено и проанализиро­вано. Коротко обозначим эти три компонента.

Подготовка тренера к проведению занятия состоит из опреде­ления цели, оценки условий ее реализации, осуществления контро­ля за местом занятий (оборудование, инвентарь, микроклиматиче­ские условия и т. п.) и инструктирования помощников (элементы страховки, методические указания и т. п.).

Проведение занятия обязывает тренера организовать учебно-тренировочную деятельность борцов, руководить ими, определять порядок выполнения тренировочных заданий (одновременно, по­переменно, поочередно, поточно или раздельно), анализировать и оценивать деятельность борцов, обеспечивать необходимую об­щую и моторную плотность занятия за счет регулирования величины нагрузки и отдыха и страховку занимающихся.

Анализ занятия по борьбе может быть проведен в виде само­анализа, в виде просмотра и разбора другим тренером или в виде открытого урока. Основными критериями для оценки качества занятия служат: степень подготовленности тренера к данному занятию (наличие конспекта, его качество, внешний вид, условия в зале и т. п.), время начала и окончания занятия, отдельных частей, дисциплина, умение управлять группой, степень использо­вания актива, качество показа, объяснений, команд, применение приемов, помощи и страховки, умение предупреждать, подмечать и исправлять ошибки, степень владения методами дозирования нагрузки, повышения интереса у занимающихся, жесты, осанка, культура речи, правильность расположения в зале, характер взаи­модействия с борцами.

Анализ должен заканчиваться характеристикой и оценкой за­нятия в целом, а также предложениями рецензента.

Контрольные вопросы

1. Расскажите об общей классификации форм организации занятий по борь­бе (на основе трех признаков: тип организации, направленность занятий, содер­жание учебного материала).

2. Расскажите о классификации урочных форм практических занятий (на основе трех признаков: цель занятия, количественный состав занимающихся, степень разнообразия решаемых задач).

3. Каким должно быть примерное количественное соотношение в примене­нии различных форм организации занятий по борьбе в детских группах пер­вого года обучения?

4. Обоснуйте структуру урочного практического занятия.

5. Какова роль занятия с большими нагрузками и особенности их приме­нения в детских группах по борьбе третьего года обучения.

6. Обозначьте основное содержание работы тренера по подготовке, прове­дению и анализу урочных практических занятий.

ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА

Преподавание практического курса борьбы в каждом конкрет­ном случае связано с необходимостью решения трех крупных задач:

— выделение оптимального объема движений, из восьми бло­ков учебного материала многолетней программы практического курса (см. схему 1);

— обеспечение разумного соотношения между количеством отобранных движений из различных блоков практического курса;

— нахождение правильного ответа на вопрос о том, какие из отобранных движений следует довести до уровня навыка, двига­тельного умения или же при изучении каких из них следует оста­новиться на стадии ознакомления.

Предположим, что выше обозначенные задачи весьма грамотно решены и на их основе рекомендован конкретный учебный мате­риал в виде перечня движений и определено, до какого качест­венного уровня они должны быть доведены. В такой ситуации перед преподавателем возникают еще две крупные задачи:

— в какой последовательности следует изучать отобранные движения;

— но какой методике разучивать каждое из них. Из этого следует, что можно выделить два относительно са­мостоятельных вопроса:

— обучение одному движению;

— выбор наиболее рациональной системы обучения всем ото­бранным движениям.

Рассмотрим каждый из них на примере обучения технико-так­тическим действиям.

ОБУЧЕНИЕ ОДНОМУ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ

Рассмотрение основ обучения одному технико-тактическому действий) удобно разделить на две части: теорию вопроса и ме­тодику обучения. Последовательно проанализируем их.

ТЕОРИЯ ВОПРОСА

В каждом разучиваемом технико-тактическом действии неза­висимо от его сложности принято выделять основной механизм и детали техники. Если основной механизм является единым для всех исполнителей, то детали техники могут существенно разли­чаться у различных борцов. Именно по деталям техники можно отличить манеру исполнения приемов, защит, контрприемов раз­личных борцов.

Разучить новое технико-тактическое действие — это значит сформировать новые условнорефлекторные связи в центральной нервной системе.

Физиологи считают, что процесс разучивания нового движения включает три фазы: иррадиации, концентрации и автоматизации (см. соответствующие разделы учебника по физиологии).

Соответственно этим трем фазам следует выделять три этапа в обучении одному технико-тактическому действию: этап ознаком­ления, этап формирования двигательного умения и этап формиро­вания двигательного навыка. Следовательно, в процессе разучи­вания можно достигнуть трех качественных уровней усвоения приема:

— остановиться на уровне ознакомления (при использовании только первого этапа обучения);

— довести до уровня двигательного умения (при последова­тельном прохождении первого и второго этапов обучения);

— сформировать двигательный навык (при прохождении всех трех этапов обучения).

МЕТОДИКА

Процесс обучения приему проходит, как было отмечено выше, в три этапа. Внутри каждого из них процесс преподавания услов­но делится на шаги обучения, под которыми следует понимать такое учебное задание, которое выполнимо в одной попытке. Ко­личество шагов в обучении зависит от цели, координационной сложности и физической трудности разучиваемого приема, а так­же от уровня подготовленности группы. Следовательно, продол­жительность и качество обучения в целом зависят от результатив­ности каждого шага обучения и общего количества этих шагов.

Скорость и качество обучения во многом зависят и от пра­вильности учета особенностей каждого этапа обучения. Именно поэтому перед каждым этапом обучения ставятся свои задачи, которые наглядно представлены в табл. 5. Содержание этой таб­лицы свидетельствует о том, что количество и сложность задач возрастают от первого к третьему этапу обучения. Это прежде всего отражается на содержании каждого из них. Поэтому обра­тимся к их раздельному анализу,

Этап ознакомления

Для решения единственной задачи этого этапа — овладение основным механизмом разучиваемого технико-тактического дейст­вия— необходимо:

— исключить все добавочные раздражители, чтобы наиболее полно ограничить иррадиацию нервных процессов;

— правильно определить содержание первого шага обучения как первого раздражителя.

* В данном разделе частично использованы материалы лекций доцента В. Г. Подольского, прочитанных в ГЦОЛИФКе в 1980/81 учебном году.

Наши рекомендации