Эллинистическая эстетика и Эллинистическое искусство
Понятие "эллинистическая эстетика" отражает развитие эстетики на протяжении длительного исторического периода: от II в. до н. э. к III в. н. э. Это эпоха, синтезирует две культуры: греческую - последних веков старой эры и римскую. Упомянутое понятие отражает влияние древнегреческой эстетики и культуры в целом на весь регион Средиземноморья. Начало эллинской культуры связаны с личностью Александра Македонского, завоевания которого повлекли потерю Древней Грецией политической независимости, но способствовали распространению греческой культуры. Особое значение в распространении эллинской культуры имел захват Греции Римом (146 г. до н. э.). Он физически победил греков, однако был побежден их культурой: "плененная Греция победила некультурного победителя» (Гораций).
В эпоху эллинизма изменилось представление о ценности культуры, в частности философии и эстетики. Центром философских поисков, отодвинув на второй план вопросы познания законов бытия, стали проблемы нахождения средств для обустройства жизни и получения благополучия, что считалось условием счастья. Эстетика также сосредоточена не на вопросах сущности красоты и проблемах искусства, а на выяснении практической полезности искусства для создания жизненного благополучия. В эпоху эллинизма сложился ряд философских школ, которые разрабатывали отдельные аспекты эстетической теории. Основные из них - эпикурейская, стоическая, скептическая школы, развивались рядом с Академией Платона и школой Аристотеля. Эстетические поиски школ сосредотачивались вопросами счастья и путей его достижения. Поэтому их ориентации определялись как гедонистическая, моралистическая и скептическая. Эпикурейская школа, которая развивала идею наслаждения жизнью (гедонизм), взяла за основу сенсуалистическую философию; стоическая придерживалась позиций морализма; скептическая школа отрицала возможность обретения истины в суждениях о ценности и разрешении проблем, волнующих людей. Впоследствии возникла еще эклектичная школа, стремившаяся синтезировать идеи названных школ. Все они существовали на протяжении многих веков.
Эстетика (и философия) эллинизма делилась на два периода развития: ранний эллинизм и поздний. В период раннего эллинизма эстетика развивалась в рамках уже названных философских школ - эпикурейской, стоической, скептической. Основатель эпикурейской школы - Эпикур (342/341-271/270 до н. э.), автор трудов "О музыке", "О риторике". Самые известные ее представители - Метродор (III в. До и. э.), Гораций (I в. До н. э.) - автор знаменитой "Поэтики"; Филодем (I в. До в. э.) и Лукреций (95 - 35 до н. э.). Основу их философских основ составляет идея сосредоточения и защиты человеческой субъективности, духовного мира человека. Идеи "субъективного самоудовлетворения" основывались на чувственных переживаниях, которые признавались естественными, а потому - вполне разумными и эстетически приемлемым. Эстетическим кредо звучит мнение эпикурейцев о ценности удовольствия: "Мы утверждаем, что удовольствие есть начало и конец блаженной жизни. Мы знаем, что оно первое и естественное благо". Благом могут быть различные вещи, в том числе физиологические удовольствия ("наслаждение живота"). В удовольствиях эпикурейцы придерживались идеи меры и не признавали благом то, что нарушает ее, то есть то, что противоречит законам природы, а в смысле удовольствий блага - эстетических позиций блаженной равновесия и соразмерности и гармонии. Лукреций, например, отмечал: в удовольствиях (избыточных), из самой их глубины, следует горечь, порожденная осознанием бесполезности собственной жизни, погруженного в болото бездействия.
Лукреций считал предметом наслаждения человеческие умения в разных делах: практических и духовных, эстетических и познавательных. Источник наслаждения - не только практические умения и их последствия, но и способность понимать красоту вещей мира (природного и человеческого). Истоки искусства Лукреций видит в природе (образец для подражания), в человеческих потребностях и уме.
Так же Лукреций радовался своим умениям передавать чувства стройными стихотворными строками, чтобы неискушенный ум мог быстрее постичь премудрости науки и получить от этого пользу и наслаждение. Полезность искусства эпикурейцы связывали с жизненной практикой и наукой, не придавая ему самостоятельное значение. Однако именно у римского эпикурейца Лукреция красота, "разлитая во всем", является движущим началом любви и соединяясь с ней в целостность, предстает как творчество любви.
Эллинистичесое исткусство.
Лучшие произведения эллинистического искусства создавались с конца IV века до н.э. до середины II века до н.э., в период расцвета эллинистических государств и возникновения рядя самостоятельных культурных центров.
Характер художественного творчества эпохи эллинизма резко изменился по сравнению с классическим периодом. На смену обобщённому образу героя-гражданина полиса приходят, с одной стороны, изображение обожествлённой и героизированной личности монарха, а с другой - индивидуализированный образ личности, либо находящейся в трагическом конфликте с окружающей средой, либо эгоистической, любыми средствами добивающейся своей цели, либо образ с преувеличенным героическим началом. Возникает интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным аспектам индивидуальности.
Развитие частной жизни, распространение роскоши в быту знати вызвали подъём жилищной архитектуры. Дома, имеющие в центре двор с перистилем, увеличиваются в размерах, украшаются мозаикой, росписями, скульптурой.
Целый ряд архитекторов пишут трактаты, излагая основы строительной науки и сведения по теории архитектуры. Важное место в этих трактатах уделяется архитектурным стилям. В эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны, наиболее удачные пропорции ордеров и их отдельных частей. Наметились тенденции к смешению различных ордеров и их элементов в одном здании, усложнялись планы сооружений. В архитектуре восточных районов наряду с ордерной системой использовались иногда арки и своды.
Зодчие эллинизма не создали архитектурных образов, по глубине подобных Парфенону, но превзошли классических мастеров в создании огромных строительных комплексов. В формах архитектуры нашло яркое выражение эллинское чувство безграничных просторов.
Ещё одной особенностью эллинистической архитектуры было звучание новой темы - напряжения - в художественной компоновке зданий эллинистических акрополей, особенно заметной после величаво спокойных классических ансамблей.
В связи с расцветом архитектуры в эпоху эллинизма широкое распространение получили фрески и мозаики, которыми украшали дома и общественные здания. Мозаика украшала часто не только стены, но и полы. В живописи и мозаиках эллинистические мастера предпочитали необычные, возбуждающие, тревожащие сюжеты и темы.
В скульптуре нашли продолжение и развитие те тенденции, которые проявились уже в работах поздней классики. Однако тема образов Праксителя приобрела в эллинизме характер подчёркнутой чувственности, а пафос образов Скопаса отозвался в повышенной драматичности многих эллинистических изваяний. Но и те и другие пронизывала особенная, выраженная ещё Лисиппом, напряжённая пульсация динамического ритма эпохи.
В эллинистическом искусстве скульпторы научились передавать самые свободные движения, но целью этого мастерства является - произвести как можно более сильное впечатление на зрителей, поэтому все средства выражения усиливаются, и уже нет сдержанности, присущей высокой классике.
Эллинистические правители и их вельможи, богатые люди желали украсить свои дворцы, сады и парки художественными произведениями, как можно более похожими на те, что почитались совершенством в эпоху классики и могущества Александра Македонского. Развивается декоративная скульптура. Получив многочисленные заказы, мастера эпохи эллинизм уже не утруждали себя поисками новых форм, а стремились лишь смастерить статую, которая показалась бы не хуже оригинала Праксителя или Лисиппа, что неизменно приводило к заимствованию уже найденных форм, то есть к академизму, и появлялись статуи Афродиты, изображавшие богиню кокетливо-жеманной или стыдливой.
Однако в 1820 году на острове Милос (в Эгейском море) была найдена статуя Афродиты, известная ныне как "Венера Милосская". В этой статуе всё так стройно и гармонично, в сильном, спокойном и прекрасном теле воплощён высокий идеал классической эпохи, а классически прекрасное лицо полно внутренней страстности под стать эллинистической эпохе.
Искусство портрета очень распространено в эллинистическом мире. Множатся "именитые люди", преуспевшие на службе у правителей-диадохов или выдвинувшиеся на верхи общества благодаря более организованной, чем в былой раздробленной Элладе, эксплуатации рабского труда: им хочется запечатлеть свои черты для потомства. Вместе с тем портретное искусство продолжало развивать позднеклассическую традицию. Портреты всё более индивидуализируются, но вместе с тем, если перед нами высший представитель власти, то подчёркивается его превосходство, исключительность занимаемого им положения.
Такие грандиозные скульптурные группы, как "Лаокоон с сыновьями" и "Фарнезский бык" вызывали восхищение многих поколений просвещённых представителей европейской культуры."Ника Самофракийская", изваянная в более ранний период эллинизма, - одна из вершин искусства.
Именно в эллинистическом мире впервые появились камеи - рельефно вырезанные самоцветы. Маленькими шедеврамибыли терракоты - статуэтки из обожжённой глины, которые воспроизводят характерные типы, выхваченные из самых разных слоёв населения: нарядных молодых женщин, детей, музыкантов, акробатов, кулачных бойцов, рыбаков, струх, негров, пигмеев, ремесленников, слуг, рабов. Это было самое дешёвое производство, так как статуэтки выделывались в формах и производились в огромном количестве как в самой Греции, так и в греческих городах Малой Азии, в Александрии, в Северном Причерноморье.