Тема 4.Искусство и эстетика Средневековья.

Определение понятия, хронологические рамки эпохи. Мировоззрение человека средневековья. Роль религии в развитии культуры средних веков. Символизм и аллегоризм христианского искусства Средних веков. Западная Европа. Теологичность западноевропейской эстетики. Романский стиль как первый общеевропейский художественный стиль. Происхождение термина «романский». Архитектура как доминирующий вид искусства. Основные архитектурные сооружения. Место скульптуры и живописи в рамках романского стиля. Готический стиль. История термина «готический». Готика как выражение религиозного сознания эпохи. Основные архитектурные сооружения. Место скульптуры и живописи в системе изобразительных искусств в рамках готического стиля. Богословие как решающий фактор формирования эстетики средневековья. Византия. Раннехристианская культура. Художественная культура и искусство Византии. Типы храмов (базилика, крестово-купольный тип храма). Храм – земная модель небесной церкви. Основные принципы иконописного искусства. Особая роль эстетической сферы в культуре Византии. Богословие как доминирующий фактор воздействия на формирование эстетики в византийскую эпоху. Основные понятия византийской эстетики и их взаимосвязь: прекрасное, свет, цвет, символ, образ. Теория изобразительного образа – иконы.

Литература:

1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - Л., 2012.

2. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 2008.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. - М., 2010.

4. Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 2011.

5. Эко У. Средневековая эстетика. М., 2014.

Семинар № 4. Синтез искусств в эпоху средневековья

Вопросы:

1.Анонимность художественного творчества в эпоху средневековья.

2. Религиозная обусловленность доминирующих видов средневекового искусства.

3.Влияние католицизма на стилистику художественных образов

средневекового искусства.

4. Церковь как главный заказчик произведений искусства.

5. Место средневекового искусства в истории культуры.

Тема 5. Художественное своеобразие

Искусства Древней Руси (IX - XVII вв.)

Древнерусское искусство как средневековый период истории русского искусства, продолжавшийся со времени образования государства Киевская Русь до петровских реформ (9—17 вв.). Особенности средневековой русской культуры (замкнутость, локальность, анонимность и т.п.). Культура восточнославянских племен, язычество. 988 г. – принятие христианства на Руси. Влияние Византии на русскую культуру. Крестово-купольный тип храма. Структура православного храма и его украшение. Сюжеты росписи храма. Особенности архитектуры центров Русского государства. Искусство Московского государства. Иконописный канон. Зарождение черт новой культуры в XVII веке. Московское барокко – «дивное узорочье». Шатровые храмы. Парсуна – зарождение светского портрета. Возникновение театра при Алексее Михайловиче.

История изучения древнерусского искусства. Взгляды историков на культуру русского средневековья. Западники и славянофилы. Русская религиозные философы связи древнерусского искусства с русским национальным характером. Место древнерусского искусства в системе художественного культуры православных стран византийского и поствизантийского периодов. Судьба древнерусского наследия в истории русской культуры.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. //Новый мир, 1988, № 7. С.. 214-235.

2.Аверинцев С. С. Византийский культурный тип и православная духовность : Некоторые наблюдения // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — СПб2004. — С. 426—444.

3.Аверинцев С.С. Красота как святость. // Курьер ЮНЕСКО, 1988, № 7.

3. Лихачев Д.С. Древнерусское искусство. М., 2010.

4. Древнерусское искусство и искусство Византии. - М., 2012

5.Ильина Т.В. История русского искусства. - М. 2015.
6. Митрополит Волоколамский Илларион. «Богословие красоты». Доклад на международной научной конференции «Судьбы прекрасного: красота с позиций гуманитарных наук» (Москва, 17-19 апреля 2012 г.).

7. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе.- М., 2013.

Семинар № 5. Своеобразие древнерусского искусства в его сравнении с византийским и западноевропейским (по работам «Три очерка об иконе» Е.Трубецкого» и С.С.Аверинцева «Византия и Русь: два типа духовности», «Красота как святость»)

Вопросы:

1.Искусство Византии и древнерусское искусство: сравнительная характеристика.

2.Средневековое христианское искусство Западной Европы и Древнерусское искусство: сравнительная характеристика.

3.Русские религиозные философы о связи древнерусского искусства и русского национального характера.

Наши рекомендации