Интерпретация роли культуры в Античности и средние века

Культурология как наука и ее роль в современном обществе.

Культурология – сравнительно молодая наука. Она приобрела статус самостоятельной научной дисциплины лишь в 20 веке. Термин был введен американским ученым Л.Уайтом в начале 1930-х годов. Буквальный перевод – наука о культуре.

В культурологии можно выделить такие разделы, как теория культуры и история культуры. Теория культуры дает определение и понимание сущности культуры, ее структуры, функций, роли в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, раскрывает источники и механизмы ее динамики, решает проблемы типологизации культуры и т.д. История культуры решает философско-теоретические вопросы. Главная ее задача – дать конкретное знание о той или иной культуре. Она констатирует факты, описывает феномены культуры.

2.Место культурологии в системе гуманитарных дисциплин.

Культура является сложным, многосторонним и внутренне противоречивым феноменом, востребовавшим различные специализиров. знания. Культурология возникла на стыке таких областей научного знания, как философия, история, психология, социология, эстетика, искусствоведение, этика, религиоведение, этнография, археология и др. Она является комплексной социогуманитарной наукой, выступает в качестве системообразующего звена наук о культуре.Появление культурологии отражает общую тенденцию движения общенаучного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о мире, социуме, человеке.

3.Понятие культуры. Основные функции культуры. Под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Она предстает как «вторая природа», кот. сотворена самим человеком и образует собственно челов. мир. Культура – это специфич. способ организации человеч. жизнедеят-ти, представленный в продуктах матер. и дух. труда, в системе соц. норм и учреждений, в дух. ценностях, в отношениях людей к природе, между собой и к самим себе и продуктам культуротворчества. Функции культуры:

1. Социализации (человекотворчества). Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д.

2.Познават. и информационная (накапление разнообразных знаний, сведений и инф-ции о мире и передавать их от одн. покол. к другому.

3.Регулятивная (устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми, осущ-ся через систему норм, правил и законов морали и права).

4. Коммуникативная (общение людей).

5.Ценностная, или аксиологическая (способствует формир. у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием явл-ся нравственные и эстетические ценности.

6. Творческая (создание новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также критическое переосмысление.

7. Игровая, развлекательная (восстановление физ. и дух. сил человека, проведение досуга).

Все функции могут быть сведены к двум: накоплению и передаче соц. опыта и критическо-творческая деятельность.

4.Структура и сущность культуры. К - это сложная многоуровневая система. Различают по ее носителю. Мировая - синтез достижений всех национальных культур различных народов планеты. Национальная - синтез культур разл. соц слоев и групп соотв. общества. В соотв. с конкретн носителями выделяются: культуры соц. общностей (городская, сельская, профес., молодежная), семьи, отдельного человека. Также, народная (непроф) культуру и проф, производственную культуру и культуру быта.

Сущность культуры. Культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная (техника, технология, инфраструктура, жилища, предметы быта, одежда и т. д.). Духовная культура (религия, философия, мораль, искусство, наука). Между ними имеется единство (они являются результатом человеч. деят-ти, у истоков которой находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в матер. форму). Например, здание театра, храм, гостиница, жилой дом – архитектурные творение и одновременно являются произведениями искусства. Различие – в некоторых технич творениях бывает весьма трудно обнаружить признаки духовности.

Интерпретация роли культуры в Античности и средние века.

Античность. Пифагор. Цель – освободить душу от тела через ее очищение. Гл наставление «Не разрушай в себе Бога». Рекоменд. постоян общение с красотой. Смысл обучения и воспит - внутреннее преображение человека (итоги дня: Что я совершил? В чем согрешил? Чего не исполнил?). Греция, софисты - добродетель не дается от рождения. Основывается на знании. Пайдейя(формирование личностной культ). Сократ. Сущность чел – его душа, ключевая задача - взращивание своей души. Истинные ценности – развитие души на основе познания. «Познай самого себя». Культ знания о челов, культ чел. души. Др. Греция – развитие критич. мышления. Культ мужчины. Автаркия – внутр. невозмутимость. Калокагартия – фундамент воспитания, гармония телесного и духовного. Отношение к человеку не гуманное (продажа детей, рабство). Спарта – очень жесткая военная система. Рим – в большей степени цивилизация. После рождения фразы « Хлеба и зрелищ» меняются ценности, нет нравств-ти, вседозвол-сть, ненависть. Рим тонет в развр.

Средние века. Единобожие (монотеизм). Вся культурологич. проблематика – диалог чел с Богом. Благодаря Библии были заложены идеи сверхразумного, мистического опыта в качестве более высокой формы сознания, любви как фундам. ценности чел. бытия, вера в реальное воплощение Абсолюта, христианское пониман. чел как богоподобного существа, символизм. Священное Писание, храм, монастырь, созд. духовное пространство. Развитие человека - на путях религиозного, мистического, сверхразумн опыта.Духовная чистота, простота ставится выше высоко образованного, эрудированного интеллектуала. Культура рассматривается как средство преодоления чел. несовершенства, актуализация безграничных возможностей души, познание самого себя как образа и подобия Бога и погружения человека в Вечность (вся полнота бытия).

7.Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время. Одним из фундаментальных проявлений возрожденческой идеологии является гуманизм, нацеленный на утверждение в этом мире целостной многогранной человеческой личности. Считалось, что для становления культурной личности основная роль принадлежит поэзии, риторике, истории и философии. Петраркаговорил о необходимости возвратится к собственной душе, к самому себе, и не распылять свое внимание в поверхностном знакомстве с природой. Истинная мудрость заключается в искусстве быть свободным. Культура рассматривается как результат не столько Божественного промысла, сколько результат целенаправленного воздействия человека, творческий процесс, формирующий всесторонне развитого индивида.Он считал, что роль природы – сделать человека духовным. Кузанский. рассматривает человека рассматривает как существо, которое способно к бесконечному совершенствованию, творческой активности, мудрости. Бытие, которое сотворено как единое, гармоничное Целое, не имеет в себе ничего, кроме красоты и света. Тем не менее, оно погружается во тьму. Почему? Потому что, будучи светом, бытие теряет себя во мраке бесконечного множества частностей, конкретностей, погружаясь в дремоту бессознательности. Так потенциальные богатства дремлют на поле крестьянина и этих богатств можно не заметить. Но стоит вспахать это поле, засеять его, посадить виноградную лозу, т.е. окультурить и невидимые дары поля станут реальными. Функцию возрождения света, который затмевается конкретностью мира некоНиколай Кузанский отводит человеческой душе, уму.

Новое время. Рождается новое рационалистическое мировидение как выражение возрастающей роли теоретического сознания. Главным девизом эпохи можно считать кантовскую фразу– «имей мужество пользоваться своим собственным умом!». В работах представителей раннего Просвещения находит отражение негативное отношение к культурно-историческим традициям. Декарт допускал, что выросший в одиночестве, в пустыне здравомыслящий человек, способен открыть все необходимые истины, опираясь на собственный разум, без обучения и воспитания. Руссо,Вольтер, Бэкон, Гоббс.

5.Мифологические представления о культуре. Миф – выдающееся достижение человеческой культуры. Задача мифа - поддержать гармонию между человеком, природой и обществом. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Миф как бы «достраивал» недостающие звенья, обобщал все знания о природе и мире. В мифах фиксируется божественные предписания, правила, заповеди, внедряющие в сознание человека представления о справедливости, добре, зле, в соответствии с которыми каждый пожинает плоды того, что он посеял. В мифах отражаются представления о человеке как носителе особой духовной сущности, благодаря которой он способен на творчество, выход за пределы природного мира и создание культуры. Миф о Прометее.

Наши рекомендации