Совершенно особое место в типологии знаков занимают знаки языка. Язык – это тоже знаковая система. Но он – самая сложная из всех систем
Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы, и прежде всего слово (лексему) и морфему. Значение, выражаемое словом или морфемой, есть содержание соответствующего знака.
Языковой знак (по Соссюру) состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Языковой знак имеет два основных свойства. Первое заключается в произвольности связи между означающим и означаемым, то есть в отсутствии между ними внутренней, естественной связи. Второе свойство языкового знака состоит в том, что означающее обладает протяжённостью в одном измерении (во времени).
Язык составляют языковые сущности — знаки, то есть единства означающего и означаемого. Языковые единицы — это разграниченные между собой языковые сущности. Единицы выявляются благодаря понятиям (отдельно взятая акустическая составляющая делению не поддаётся): одной единице соответствует одно понятие. Языковая единица — это отрезок звучания (психического, а не физического), означающий некоторое понятие. Язык — система значимостей (valeurs). Значение — это то, что представляет собой означаемое для означающего. Значимость же знака возникает из его отношений с другими знаками языка. Если воспользоваться сравнением знака с листом бумаги, то значение следует соотнести с отношениями между лицевой и оборотной сторонами листа, а значимость — с отношениями между несколькими листами. Кроме того, язык носит коллективный характер и коммуникативен по своей природе. Отсюда и представление о коде как о совокупности правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного языка или любой знаковой системы, то есть коммуникацию.
Рассмотрим подробнее, что же общего у языковых знаков со знаками искусственных знаковых систем.
1. Экспоненты морфем и слов, как и экспоненты дорожных и иных знаков, материальны: в процессе речи морфемы и слова воплощаются в звуковой материи, в звучании (а при письменной фиксации – в материальном начертании).
2. Все морфемы и слова обладают, как и неязыковые знаки, тем или иным содержанием: в сознании людей, знающих язык, они связываются с соответствующими предметами и явлениями, вызывают мысль об этих предметах и явлениях и, таким образом, несут определенную информацию.
3. Содержание знаков искусственных систем есть отражение в сознании человека предметов, явлений, ситуаций действительности, эти знаки служат средством обобщения и абстракции. Это в еще большей мере относится к знакам языка, фиксирующим результаты абстрагирующей работы человеческого мышления. Только так называемые имена собственные (Нева, Эльбрус, Саратов, Софокл) обозначают (и, следовательно, отражают в своем содержании) индивидуальные предметы (определенную реку, определенную гору и т.д.). Все остальные языковые знаки обозначают классы предметов и явлений, и содержание этих знаков представляет собой обобщенное отражение действительности.
Таким образом, знаки языка во многом сходны со знаками других знаковых систем, искусственно созданных людьми. Но вместе с тем язык — знаковая система особого рода, заметно отличающаяся от искусственных систем.
Язык— универсальная знаковая система. Он обслуживает человека во всех сферах его жизни и деятельности и потому должен быть способен выразить любое новое содержание, которое понадобится выразить.
Искусственные системы — специальные системы с узкими задачами, обслуживающие человека лишь в определенных сферах, в определенных типах ситуаций.
Кроме того, язык — система, по своей внутренней структуре значительно более сложная, чем искусственные системы. Сложность структуры языка проявляется в том, что в языке есть не только ярус, лежащий «выше» знакового, — ярус предложений и свободных (переменных) словосочетаний, но также и ярус, лежащий «ниже» знакового, ярус «незнаков», или «фигур», из которых строятся (и с помощью которых различаются) экспоненты знаков.
Свойства языкового знака
Обладает относительно ус знаками.
Знаковая система языка сращена с системой сознания и через него связана и соотнесена с системой социальной жизни людей.
Языковые знаки функционируют и развиваются в пределах свойств своей системы и под давлением связей с системами сознания и социальной жизни людей.
Виды знаковых систем:
Первичные— образованные предметами, явлениями, свойствами окружающей действительности (системы, представленные в жидкостях, газах, твердых телах, органической жизни; естественный язык человека). Вторичные— отражение внешней действительности посредством человеческого сознания (напр., язык мифологии, религии, философии, права, спорта, политики, поэзии и др.).
Искусственные (созданные людьми, т.е. системы технические: с-ма дорожных знаков) / Естественные (вещи и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Естественные знаки — это знаки-признаки, например дым — знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, нужно знать, признаком чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию).
Детерминированные(элементы взаимодействуют строго определенным и однозначным образом) / Вероятностные(нежесткий порядок следования элементов). Одномерные(составлены однородными элементами) / Многомерные(неоднородными). Динамические(подвижные) / Статические(неподвижные).
Вторичные моделирующие системы называют языками культуры или культурными кодами. К ним относят все виды культурных текстов, кроме естественною языка, искусство, социальную деятельность, модели поведения,традиции, обычаи, религиозные верования и т.д. Они строятся по образцу естественного языка, функционируют с помощью кодов (соглашений), которые знают члены той или иной социальной группы. В отличие от естественного языка, у которого код един для всех членов сообщества, коды вторичных моделирующих систем различны, овладение ими требует специального обучения.
Параязык (от греч. para – возле, вне и язык) — это явления и факторы, сопровождающие речь, но не являющиеся вербальным материалом: громкость, паузы, модуляции голоса, мимика, жесты, визуальный контакт между общающимися и т.п.; изучается паралингвистикой.
Функции языковых знаков:
ñ различительная;
ñ конструктивная;
ñ классифицирующая.
По отношению к объектам и элементам сознания:
ñ номинативная (название объекта);
ñ дейктивная (указание на объект);
ñ экспрессивная (выражение состояния сознания);
ñ сигнификативная (обозначение понятия);
ñ моделирующая (создание знакового аналога ситуации);
ñ прагматическая (воздействие на человека).
Другое ключевое понятие семиотики — знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется, прежде всего, как процесс, посредством которого культура производит знаки и/или приписывает знакам значение.
По мысли основоположников современной семиотики Ч.С. Пирса и Ч.У. Морриса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Согласно Пирсу, осуществляется это знание благодаря интерпретанте. Интерпретанта — это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый знак способен Каждый знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен.
Семиозис может пониматься в более широком смысле — не только как знакообразование и интерпретация знаков, но также как процессы хранения, поиска, переработки, преобразования, распространения информации и ее использования в различных сферах деятельности.
Важным для семиотики является понятие передачи информации с помощью знаков, или процесс знаковой коммуникации. Он включает в себя определенный набор компонентов: это адресат (получатель), адресант (отправитель), высказывание (сообщение), знаковая ситуация. В основе коммуникации лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Отправитель выбирает «контакт» и канал связи, по которому передается сообщение, среду (контекст, или референцию) и код. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение, причем код должен быть известен получателю. Среда должна быть общей и для отправителя, и для получателя, она включает в себя фоновые знания коммуникантов и «знаковую ситуацию», то есть фон предмета сообщения. Воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.
Код — совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора таких символов для передачи, обработки и хранения.
Знаковая система— комплекс однородных, традиционных в плане выражения (то есть в области означающих) кодов и знаков, используемых для коммуникации в различных сферах общественного сознания (от бытовой до научной), а также контекст для порождения и функционирования того или иного вида знаков.