I. Организационный момент. II. Вопросы к семинару: Кто такие «передвижники»?
II. Вопросы к семинару:
- Кто такие «передвижники»? Расскажите историю возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок». Какие идеи исповедовали молодые бунтари?
- Расскажите о творческом наследии В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, В.Е. Маковского.
- В чем сходство и различие пейзажей А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и В. Д. Поленова. Расскажите о творчестве этих художников.
- Расскажите о картинах И.Е. Репина. Кого из современников запечатлела кисть художника?
- Каким историческим событиям посвящены полотна В.И. Сурикова? Расскажите о творчестве этого художника.
- Расскажите о творчестве В.М. Васнецова.
- Кто из композиторов входил в «Могучую кучку»? Какую роль в этом объединении играл М.А. Балакирев?
- Расскажите о творчестве А.П. Бородина.
- Расскажите о творчестве М.П. Мусоргского.
- Расскажите о творческом наследии Н.А. Римского-Корсакова.
- Расскажите о творчестве П.И. Чайковского.
Домашнее задание: готовиться к проверочной работе по теме «Русская культура XIX века».
Уроки 20, 21
Дата:
Тема: Философские основы развития культуры в ХХ веке
.
Цели: познакомить с основными представителями русской философской мысли XIX века, рассказать о возникновении «Товарищества передвижных художественных выставок», познакомить с программой и творчеством художников-передвижников; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Ход уроков:
I. Проверка домашнего задания. Проверочная работа: 1. Назовите особенности русского романтизма; 2. расскажите о взглядах на культуру основных представителей русской философской мысли XIX века.
II. Новая тема. 1. Лекция учителя.
Начало века ознаменовалось ощущением кризиса: Первая мировая война, когда человек впервые сталкивается с военной техникой , а не лицом врага; война между Америкой и Мексикой; революции в России и Германии. ХХ век – век осуществления утопий социалистической России и Великой Германской империи, которые перерождаются в антиутопии. Еще один фактор кризиса – это фашизм. Шпенглер «Закат Европы»: каждая цивилизация, культура развивается сама по себе, по своим внутренним законам, период развития примерно 1000 лет. Западноевропейскую культуру Шпенглер называет фаустовской, так как в основе ее лежит духовный порыв, познание самого себя. Культура неизбежно умирает, остается ее скелет – цивилизация – иссохшее дерево» (войны, революции, рост городов, техники). Культура создается выдающимися личностями, а цивилизация поддерживается толпой.
Центральной для сознания ХХ века признается категория жизни. Отрицается классическая философия, которая сводила жизнь к научным понятиям. Познавать жизнь нужно через изучение всего духовного мира человека, который не поддается теоретическому осмыслению. Анри Берксон – создатель интуитивизма: не разум, а интуиция является источником познания мира и человека. Выдвинул понятие «жизненного порыва» - некое единое творческое становление жизни.
Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа. Он обратил внимание на решающее значение бессознательных психических процессов в жизни личности, придавал универсальное значение сексуальности. Стержнем является теория сновидений, через которые открывается доступ в бессознательную сферу.
Я (эго) – сознание, разум
Сверх Я (супер эго) – «цензор», нормы, правила поведения
_________________________
Оно (id) - сфера бессознательных влечений, ассоциаций
Развитие конфликта между Я и ОНО определяет поведение личности. Теория первичных влечений: влечение к продолжению и к смерти, вернуться в неорганическое состояние (Эрос и Танатос). Сублимация – замещение первичных влечений какими-то другими формами поведения, которые разрешены, признаются обществом и культурой, например творчество.
Фрейд свою теорию обосновал художественной культурой и литературой: мифы, Библейские тексты, Леонардо да Винчи, Шекспир, Достоевский и др.
Карл Юнг – крупный швейцарский ученый и культуролог. Он считал, что бессознательное – это не биологическое начало (Фрейд), а отражает этапы культурного развития человечества. Он разграничил индивидуальное бессознательное – самобытный опыт каждого человека, который был когда-то актуален, а сейчас вытеснен в сферу бессознательного – и коллективное бессознательное – архетипы. Выделил два типа личности: интровертный (ориентировнный на внутреннее индивидуальное бессознательное) и экстравертный (ориентированный на реальность).
Ортега-и-Гассет «Восстание масс» (1930)- создатель теории массового человека. Гений всегда одиночка, масса всегда посредственна. Массовый человек – не только тот, кто одинаков с другими людьми, но и тот, кто стремиться к этому, грдиться этим, агрессивен к тем, кто не похож на него.
Домашнее задание: читать конспект, готовить пересказ. Индивидуальные задания: творчество Анри Матисса, творчество Пабло Пикассо, творчество Марка Шагала, творчество Сальвадора Дали.
Уроки 22, 23, 24
Дата:
Тема: Модернизм.
Цели: познакомить с основными художественными направлениями начала ХХ века, определить специфику модернизма и авангардизма, познакомить с программой и творчеством самых ярких представителей эпохи; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Ход уроков:
I. Проверка домашнего задания. Пересказ конспекта прошлой лекции.
II. Новая тема. 1. Лекция учителя.
Под модернизмом в художественной культуре понимают новый взгляд на мир, новую философию жизни. Развитие модернизма связано с кризисом позитивистского взгляда на жизнь, прогресс. Модернизм опирается на «философию жизни» Анри Берксона, фрейдизм и теософию Рудольфа Штайнера. Модернизм считает, что весь материальный мир – производное нашей духовной деятельности. Изучая духовный мир личности, мы изучаем жизнь – это корневая идея модернизма.
Модернизм как сознательная установка на инновацию (обновление) появился в начале ХХ века и существовал в двух разновидностях: модернизм и авангардизм. Основатели классического модернизма в литературе – Марсель Пруст, Франц Кафка, Джеймс Джойс. В области живописи развитие модернизма определили фовизм, кубизм, абстракционизм и др.
Кубизм стремился прояснить некие геометрические основы природного мира, считал, что необходимо изображать внутреннюю структуру предмета, которая сводится к геометрическим построениям. Разрыв с классической живописью. Кубизм появился в первые десятилетия ХХ века, а затем был поглощен сюрреализмом и абстракционизмом. Проявился в творчества Ж. Брака и Пабло Пикассо. Пикассо создавал особую художественную действительность, которая подвергалась анализу, разъятию форм: «Авиньонские девушки», «Герника» (уничтоженная деревня в Италии). кубизм оказался адекватной формой для выражения ужасов войны. «Девочка на шаре», «Натюрморт со скрипкой», «Три музыканта».
Фовизм (от фр. «дикий») утверждал отказ от светотеневой моделировки формы, объемно-пространсственных построений и воздушной перспективы, передачи световоздушной среды. Анри Матисс – резкий форсированный цвет («Алжирка»), сочетание зеленых, красных, синих и черных тонов («Музыка», «Танец»).
Объединение немецких экспрессионистов группы «Мост» (1905-1913гг.) Э. Нольде, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Кирхнер– передача драматизма жизни с помощью резких, суровых красок, угловатых и ломаных линий, в графике нарочитый контраст черных и белых пятен. В экспрессионизме человек противостоит разлому окружающего мира: «Крик» Э. Мунка.
Авангардизм, также как и модернизм, основан на сознательном разрыве с культурным наследием XIX века и отказе от принципа жизнеподобия. Коренное отличие от модернизма - стремление к созданию новых форм жизни. Модернизм погружен в себя, а авангардизм обращается к действию, к миру, установка на эксперимент: футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, конструктивизм.
Футуризм объявил о разрыве с прошлой культурой и считал себя творцом будущего мира. Футуристы подчеркивали, что мир окончательно потерял стабильность, статичность, человек оторвался от природы и стал частью механизированного мира. Они сместили акценты с человека на вещи, механизмы. Футуризм в основном проявился в поэзии.
Одно из многочисленных авангардных течений, стремящихся шокировать публику, - дадаизм – обнаружение абсурда окружающего мира. Они пытались создать спектакли в жизни. На основе дадаизма возникает сюрреализм, утверждавший, что есть только внешняя видимость мира, искусство – игра, оно бессознательно. Утверждение свободы и своеобразия человека вообще. Идея бунта. Сюрреализм связан с жизнью и творчеством Сальвадора Дали. Его картины – устойчивый мир, сознательно сконструированный. Это текст, который может быть прочитан. Ему удалось передать основные страхи, духовные стремления и терзания человека ХХ века.»Сохранность памяти», «Леда и лебедь», «Тайная вечеря» Еще один представитель сюрреализма – уроженец Витебска Марк Шагал («Над городом», «Зеленый еврей»).
Абстракционизм зародился в Германии, но его теоретик – русский художник Василий Кандинский. Абстракционизм возник из идеи о том, что новая эпоха требует нового искусства, которое должно перестать изображать внешний облик вещей и ориентироваться на жизнеподобные формы. Линия, геометрическая фигура, цветовое пространство и точка выражают непосредственную сущность окружающего мира. «Импровизация 1», «Беспредметное», «Пейзаж с красным пятном», «Концерт». Разновидность абстракционизма – супрематизм Казимира Малевича, который возводит в ранг абсолюта рациональное мышление: «Черный квадрат», «Супрематизм», «Лесоруб».
Конструктивизм зародился в России и исходил из того, что ХХ век – век техники, и новый мир требует нового искусства. Конструктивизм проявился в прикладных видах художественного творчества: скульптура, архитектура, фотография, ткани и пр. художественная промышленность. Главная задача – создание нового культурного пространства.
2. Реализация индивидуальных заданий: творчество Анри Матисса, творчество Пабло Пикассо, творчество Марка Шагала, творчество Сальвадора Дали.
Домашнее задание: читать конспект, готовить пересказ.
Уроки 25, 26,
Дата:
Тема: Культура второй половины ХХ века.
Цели: познакомить с основными художественными направлениями второй половины ХХ века, определить специфику массовой культуры, поп-арта и постмодернизма; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Ход уроков:
I. Проверка домашнего задания. Пересказ конспекта прошлой лекции.
Беседа по вопросам:
a) Что такое модернизм? Основные этапы его развития.
b) Фовисты и Анри Матисс.
c) Кубизм и творчество Пабло Пикассо.
d) Авангард. Этапы его развития. Как вы думаете это искусство для элиты или для масс?
II. Новая тема. Лекция учителя.
Основные факторы, повлиявшие на развитие художественной культуры второй половины ХХ века:
- Вторая мировая война, победа СССР и некоторых западных стран над фашизмом как фактор мирового развития.
- Ликвидация колониальных империй. Великобритания, Германия, Франция постепенно утратили свои владения, в которых стала больше развиваться культура.
- Нарастание глобальных процессов, новые средства коммуникации, рост культурного обмена.
- Культурный плюрализм: многообразие культурных регионов. Развиваются элитарная и массовая культура. Развитие отдельных видов урбанистической культуры, субкультуры (порожденной отдельными социальными уровнями).
- Взаимодействие элитарной и массовой культур, различных субкультур. Принцип диалога. Появляется маргинальная культура – культура тех слоев населения, которые находятся в промежуточном культурном состоянии, так как усиливается миграция.
- Атмосфера холодной войны, период гонки вооружений. В области культуры это разрыв культурных связей между Западом и СССР.
- Тенденция, определившаяся в конце века, - приоритет во многих сферах культуры западной цивилизации: почти все бывшие колониальные страны выбирают западную модель (Япония, Южная Корея, Индия), включающую преимущества в области технологий, парламентские формы власти и т.д.
Вторая половина ХХ века, так называемый, постиндустриальный мир характеризуется повышением уровня благосостояния людей, имеющих одинаковый доступ к культуре, стиранием граней между сословиями, ощущением массовости. Одним из двигателей развития цивилизации становится удовлетворение потребностей и вкусов населения, и концепция человека в постиндустриальном мире основана на идее безудержного потребления, когда принцип удовольствия становится главной ценностью.
Вторая половина ХХ века характеризуется возникновением массовой культуры, основанной на бурном развитии средств массовой коммуникации и информации, задача которой удовлетворение потребностей, манипулирование сознанием людей путем переформирования интересов и вкусов. Ортега-и-Гассет говорил о том, что массовая культура уничтожила и элитарную, и социальную культуру, она характеризуется нивелированием всего, что выше среднего, враждебна ко всякому проявлению индивидуальности или уникальности, поэтому создает унифицированного человека. Массовая культура не требует осмысления, так как она визуальна (компьютер, телевизор); главное не идеи и мысли, а картинки, образы, звучание. Человек в массовой культуре живет не индивидуальным сознанием, а чувством сопричастности, единства. Маклюин: весь мир - компьютерная деревня. Для массовой культуры характерна система звезд, идолов, которая поддерживается рекламой и СМИ.
В условиях техногенной цивилизации в культуре остаются актуальными проблема человека и проблема судеб цивилизации: происходит бурное развитие жанра антиутопии от Оруэлладо Р. Мерля.; интеллектуальной прозы – Томас Манн «Доктор Фаустос», Уильям Голдинг «Повелитель мух»; развивается жанр фантастической литературы – Рей Бредбери, Станислав Лем, Айзик Азимов; мифологические мотивы и Маркеса и Борхеса. Модернизм эволюционирует в сторону авангардизма. В 50-е годы формируется нью-йоркская школа модернистов, которая признается сейчас одним из явлений национальной американской культуры. Главными фигурами были художники: Р. Мазервелл, Дж. Поллак, Джаспер Джонс. В основе их творчества идеи о коллективном бессознательном Юнга, восточная философия и дзенбуддизм. Одна из особенностей модернизма второй половины ХХ века переход от культуры слова к визуальной культуре: принцип цветового пятна и сочетание цветовых пятен. Мазервелл прославился кляксами. Принцип performance – представления: предметом искусства признается не само произведение, а процесс его создания: популярны огромные, залитые красками плоскости. Разновидностью перфоманса является хеппининг (англ. «то, что случается») - конкретное театрализованное действие, когда стирается грань между творчеством и зрительным залом: все участвуют в действии – разгром бензоколонок, крушение машины.
Тесная связь между модернизмом и авангардизмом проявилась в драматургии – театр абсурда Эжена Ионеско и Беккета: вовлечение зрителя в сценическое действие – важен процесс создания. Ярчайшее явление ХХ века – литература экзистенциолизма: Сартр, Камю, Селинджер. Постановка экзистенциальных проблем человеческой личности, признание единственной реальностью индивидуального существования.
Зарождается то , что принято называть явлениями поп-культуры (поп-арт), которая смыкается с массовой культурой 50-60 годов. Считается, что в поп-культуре утверждаются те новые ценности, нормы жизни и потребления, которые характерны для второй половины ХХ века. У истоков поп-культуры стоит Гамильтон, создавший коллаж «Что делает наши домашние очаги такими особенными и привлекательными». Поп-культура отвергает традиционные формы творчества, появляются муляж и коллаж как механическое соединение на полотне готовых форм, потому что человек оказывается окружен миром вещей в избытке. Новый идеал человека – потребитель. В качестве экспоната может быть выставлено все, что угодно: «Банки с пивом» или «Флаг Соединенных Штатов» Джонса; «Четыре банки консервированного томатного супа «Кэмбелл» Уорелла; Роберт Раушенберг «Монограмма» (муляж козла, вставленный в автомобильную шину); «Я была игрушкой богатого человека» Паолоцци– утверждается общая формула наслаждения, происходит эстетизация продуктов цивилизации. Поп-культура ориентируется на обыденное сознание и отражает его ценности, с другой стороны, в определенной степени она была элитарной культурой – в ней было некое ироническое отношение к обыденному сознанию. Кич как явление массовой культуры – тиражирование предметов элитарной культуры. Поп-культура рождает нового человека – потребителя, поэтому ярче всего проявляется в рекламном деле, когда важнее эстетическое впечатление, а не содержание.
Последнюю треть ХХ века принято называть эпохой постмодернизма, когда произошел окончательный кризис традиционного сознания (источник всякого познания – окружающий мир). Постмодернизм рассматривается как некое состояние общества и человека, которые себя исчерпали, то есть состояние неопределенности, утрата веры человеком в свои возможности, в прогресс, в разум, в свободу и вообще в культуру. А главное, утрата веры в то, что творческая деятельность имеет инновационный характер (создает новые явления (артефакты), не имеющие аналогов в природе). Поэтому в основе постмодернизма цитирование, комбинирование, сочетание различных элементов, то есть культура приобретает заимствованный характер. Произведение искусства - эклектичное сочетание различных стилей, манер, направлений. Для постмодернистского сознания неприлично высказывать что-то позитивное, для него характерно неверие в утопии и идеалы. Главный прием коллаж – соединение частей как признак творчества. В литературе: Умберто Эко «Имя Розы», Патрик Зюскинд «Парфюмер».В архитектуре: Р.Вентури, Ч. Мур, С. Тайгерман.
В музыке происходит бурное развитие различных направлений: экспрессионизм (нововенская школа (1918-1925) – Берг, М. Веберн, А. Шенберг), неоклассицизм (Дебюсси, Гюстав Малер, Карл Орф, Пауль Хиндемит). После второй мировой войны ультра авангардные течения: сериальная музыка, конкретика, пуантилизм, фольклоризм, минимализм и др.
Домашнее задание: готовиться к семинарскому занятию «Музыкальное искусство ХХ века. По учебнику стр. 262 – 279.
Урок 27
Дата:
Тема: Семинарское занятие на тему «Музыкальное искусство ХХ века».
Цели: познакомить с основными направлениями музыкальной культуры ХХ века, определить их специфику, познакомить с программой и творчеством самых ярких представителей эпохи; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Ход уроков: