I. Организационный момент. II. Вопросы к семинару: Смогла ли музыка выразить чаяния людей XIX века?

II. Вопросы к семинару:

  1. Смогла ли музыка выразить чаяния людей XIX века? Можно ли считать, что именно в звуках наиболее полно отразилась суть романтизма?
  2. Какими настроениями овеяна музыка Шуберта?
  3. Расскажите о творчестве Шумана. Как бунтарство композитора отразилось в его музыке?
  4. Расскажите об операх Вагнера. В чем суть его оперной реформы?
  5. В чем причина вечно живых образов оперы Россини «Сивильский цирюльник»? Расскажите о музыке этого композитора.
  6. Расскажите о творчестве У.Верди.
  7. Расскажите о творчестве Ж.Бизе и его опере «Кармен».
  8. В чем секрет непередаваемой словами красоты музыки Ф.Шопена?
  9. Расскажите о творческом наследии Ф. Листа.

Домашнее задание: готовиться к проверочной работе по теме «Романтизм», индивидуальные задания: Творчество О. Домье, творчество Г. Курбе, творчество Ф. Милле, «Прирафаэлистское братство».

Уроки 6, 7,8

Дата:

Тема: Реализм в художественной культуре XIX века.

Цели: познакомить с основными чертами реализма как художественного течения, назвать основные школы и главных представителей, отметить национальную специфику; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход уроков:

I. Проверка домашнего задания. 1. Проверочная работа: 1) назовите особенности романтизма; 2) назовите самых ярких представителей немецкого, французского и английского романтизма.

2. Вопросы для беседы:

  1. Что стало причиной появления романтизма в западноевропейском искусстве начала XIX века?
  2. Чем и почему, на ваш взгляд, отличается романтизм в Англии, Франции, Германии и России?

II. Новая тема. 1. Лекция учителя.

Реализм получил развитие в тесной взаимосвязи с романтизмом – живопись Констебла, Гофман, Мериме, Стендаль – романтическая трактовка личности в реалистическом романе. романтизм дал общий интерес к современному миру, интерес к духовной жизни личности, поднял проблемы человек и эпоха, человек и история.

Развитие реализма получило самостоятельное значение в 30-40 годы. Это связано с укоренением естественно-научного взгляда на мир. Возникает идея исследования познания окружающего мира. Первейшая основа художественного творчества – принцип наблюдения и визуальное восприятие мира. Философией века становится позитивизм – «положительное знание» (О.Конт). позитивизм предложил свою теорию искусства, которую создал Ипполит Тен – знаток и теоретик культуры. Три основных компонента, от которых зависит жизнь общества и отдельного человека – раса, среда, момент. В характере человека он выделяет внешнее, внутреннее и основополагающее (то, что делает человека представителем целой эпохи).

На первый план выходит живопись и литературная проза, наступает эпоха романа.

  1. Общие черты реализма XIX века:
  2. Опора на реалистические традиции XVIII века.
  3. Опора на романтизм (Бальзак, Стендаль, Диккенс).
  4. Принцип наблюдения (живопись была спасена от полной визуальности изобретением фотографии)
  5. Принцип обобщения (в литературе тяготение к циклам – Бальзак, Золя).
  6. Проблема человека: зависимость человека, его характера и психологии от его общественного положения, сословной принадлежности.

В живописи реалистические тенденции проявились в дальнейшем развитии пейзажной и жанровой живописи, портрета. Во Франции возникает Барбизонская школа пейзажа: Т. Руссо, Ш.Ф. Добиньи, Ж. Мишель, к. Коро и др. Ярчайший представитель - Ф. Милле «Сеятель», «Собирательницы колосьев», ввел в живопись крестьянина, человека труда.

Оноре Домье принес в живопись злобу дня, связанную с конкретными политическими событиями. Живопись его остро социальна, публицистична. «Восстание», «Республика», «Законнодательное чрево». Мастер графического рисунка, линии, необыкновенное сочетание черного и белого цветов. Он отказался от строгой, соразмерной, гармоничной линии, его линия носит экспрессивный характер, гротеск в его живописи стал одним из художественных принуипов. Центральная фигура реалистической живописи – Гюстав Курбе. Его принципы живописи: 1) проблема современности, 2) отрицание идеала, 3) общественное, воспитательное значение искусства. «Дробильщики камней», «Купальщица», «Ателье» (сторонник безиллюзорного изображения женщины).

Переходная фигура эпохи – Эдуард Мане «Завтрак на траве», «На балконе», «Музыка в Тюильри», «Олимпия»

В английской культуре в литературе реалистические тенденции проявились в творчестве Чарльза Диккенса «Домби и сын», «Приключения Оливера Твиста», и Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия».

Взаимодействие реалистических и романтических тенденций – живопись Джона Констебла. Онпервым из художников вышел на пленер и писал поэтические пейзажи с натуры: «Парк», «Заброшенная мельница», «Прыгающая лошадь». Человек и природа в его работах существуют в едином органическом пространстве.

В 1848 году было создано объединение художников «Прерафаэлистское братство». Термин «прирафаэлитизм» ввел критик Джон Рескин, именно он повлиял на формирование художественного стиля группы, сориентировав его на дорафаэлевскую итальянскую живопись. Он сформулировл социальную сущность искусства: искусство в силу своей апостольской миссии должно способствовать очищению и возвышению духовного начала в человеке. Они пытались обратиться к духовным проблемам человека: Данте Габриэль Россетти «Благовещенье», «Поцелуй»; Дж. Миллес «Офелия», «Ожидание», У.Х. Хант «Светоч мира», «Неверный пастух»; Э.Берн-Джонс «Пигмалион и образ».

2. Реализация индивидуальных заданий. Творчество О. Домье, творчество Г. Курбе, творчество Ф. Милле, «Прерафаэлитское братство».

Домашнее задание: читать конспект, готовить пересказ, индивидуальные задания: Творчество Э. Мане, творчество К. Моне, творчество О. Ренуара, творчество Э. Дега, творчество К. Дебюсси, творчество П. Гогена, творчество В. Ван Гога, творчество П. Сезанна.

Уроки 9, 10, 11

Дата:

Тема: Основные художественные направления конца XIX века.

Цели: познакомить с основными художественными направлениями конца XIX века, их особенностями, назвать основных деятелей искусства; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход уроков:

I. Проверка домашнего задания. 1. Вопросы для беседы:

  1. Какой была связь между властью новых буржуа и искусством этого времени?
  2. Почему художники (Домье) своими произведениями столь часто вторгались в область политики? Кто еще из художников избирал политику темой в искусстве?
  1. Почему именно в середине XIX века героем произведений искусства становится человек труда?

II. Новая тема. 1. Лекция учителя.

В конце XIX века реализм претерпел изменения, в результате художественных поисков возник натурализм, объявивший, что литература должна пойти дальше по пути исследования мира, использовать для этого биологию, археологию и др. науки. Художник должен стать ученым, а роман экспериментом. Открытие в человеке социального и биологического. Эмиль Золя «Западня», «Нана».

Живопись развивается очень быстро в сторону признания исключительного права художника на самобытное изображение окружающего мира. В апреле 1874 года Манеи ряд художников организовали выставку отвергнутых французской академией полотен, среди которых было «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне.Так появился импрессионизм. Импрессионизм обращается к повседневной обыденной жизни как к некоему празднику, к пленеру – это живопись открытого воздуха, оттенки создаются соседством чистых цветов («пуантилизм»). Эдуард Мане «Кафе», Огюст Ренуар «В кабаке матушки Антонии», Эдгар Дега «Гладильщицы»и др. в литературе импрессионизм проявился в творчестве Марселя Пруста, поэзии Поля Верлена, в музыке – Дебюсси, в скульптуре – Роден.

2. Реализация индивидуальных заданий. Творчество Э. Мане, творчество К. Моне, творчество О. Ренуара, творчество Э. Дега, творчество К. Дебюсси.

3. Продолжение лекции.

В середине 80-х годов возникает постимпрессионизм, который отходит от принципа зрительности и столь характерного для импрессионизма принципа кадра. Картина – самостоятельный замкнутый мир. Поль Гоген изображал жизнь аборигенов Полинезии, как вечную жизнь: «Женщина, держащая плод». Винсент Ван Гог: тема трагедии художника в современном мире, контраст, изломанные линии – «Автопортрет с перевязанным ухом», «Подсолнухи». Поль Сезаннположил начало кубизму: основные элементы жизни – цилиндр, шар, конус. «Натюрморт с корзиной фруктов».

4. Реализация индивидуальных заданий: творчество П. Гогена, творчество В. Ван Гога, творчество П. Сезанна.

5. Продолжение лекции.

В 70-е годы происходит развитие символизма, провозгласившего, что реальная действительность может стать источником искусства, если она преобразуется в некий общий символ, символы и тайны мира открываются только гению, художнику. Зародился символизм во французской поэзии: Ш. Бодлер «Цветы зла», Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. В театре символизм проявился в пьесах бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Слепые», «Синяя птица»,англичанинаГордона Крэга.Символизмв живописиПюи де Шаванна, Гюстава Моро, Мориса Дени.

Эстетизм – художественное течение, утверждающее решающее значение искусства, художественной культуры и красоты в жизни человеческого общества. Искусство – разновидность игры, действительность не может быть предметом искусства, нужно создавать особый мир. Ярче всего эстетизм проявился в личности и творчестве английского писателя Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея», «Соломея». Задача эстетизма – преобразование общества и человека под влиянием красоты, искусства. В живописи эстетизм проявился в книжных иллюстрациях Бердслея.

Домашнее задание: читать конспект, готовить пересказ, индивидуальные задания: творчество К.П. Брюллова, творчество Куинджи, Творчество Айвазовского.

Уроки 12, 13, 14

Дата:

Тема: Русская культура XIX века.

Цели: познакомить с основными чертами русской культуры XIX века, особенностями русского романтизма и реализма, уникальностью фигуры А.С. Пушкина, особенностью роли интеллигенции в культуре России; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход уроков:

Наши рекомендации