Проблема терминологии в айкидо
Прежде чем мы приступим к рассмотрению основ АЙКИДО, проанализируем вначале термины и понятия, которыми оперируют при изучении как АЙКИДО, так и других единоборств.
А начнём мы с самого термина "АЙКИДО". Слово "АЙКИДО", при всей своей внешней простоте, кроет в себе глубочайший пласт культуры Востока, которая в корне отличается от нашей, западной. Морихэй Уэсиба был глубоко верующим человеком. То искусство, которое он назвал "АЙКИДО" - это итог в большей степени не физических, а духовных исканий. Сам Уэсиба называл своё искусство не иначе как "Искусство Мира". На Западе термин "АЙКИДО" переводят по-разному: "Метод взаимодействия с ки", "Путь слияния с ки", "Метод или путь (до) к Координации или Гармонии (ай) Жизненной энергии Духа (ки)" и т. д. Уэсиба писал по этому поводу:
"Поскольку слово "гармония" (ай) созвучно слову "любовь" (ай), я решил дать своему уникальному бу-до название "АЙКИДО". Слово "айки" - очень древнее, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности.
Айки - это не приёмы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всём мире и объединению всех людей в одну семью".
В настоящее время существует множество учебных пособий по АЙКИДО. В каждом из них мы можем найти описание так называемых приёмов. В основном эти приёмы повторяются в каждом пособии (хотя и несут иногда налёт субъективности автора пособия), делая пособия похожими друг на друга как братья-близнецы. При детальном рассмотрении приёмы представляют собой описания более-менее стандартных ситуаций, которые теоретически могут возникнуть в поединке между противниками. Как правило, авторы пособий предоставляют своим последователям набор из 20-50 приёмов в виде рисунков или фотографий (иногда даже без письменных комментариев к ним) и краткий экскурс по биографии Морихэя Уэсибы. Предоставив такой материал, авторы обязательно укажут на то, что общее число приёмов составляет от 3 до 10 тысяч (в зависимости от автора), предоставив читателю самому домысливать их содержание и их применение. Сейчас же мы обратимся к самому термину "приём".
Если рассматривать понятие "приём" в контексте единоборств, то мы получим следующее определение: приём - это движение или группа движений, которые использует человек для проведения атакующих или защитных действий, причём эти действия в основном направлены на повреждение или нейтрализацию тела противника. Следуя же методикам преподавания единоборств, приёмы выглядят как набор шаблонных действий, на основе которых в последствии строится общая линия атаки или обороны. Некоторые школы единоборств содержат в своём арсенале до нескольких тысяч таких приёмов и они, как правило, чётко описаны. Но анализ этих приёмов приводит к тому, что в своей сущности приёмы представляют собой комбинации более-менее простых действий. Это всевозможные удары, захваты, замки, зацепы и надавливания разными частями тела. Единоборства строят свою тактику на преобладании одного из этих действий по отношению к другим. АЙКИДО, как один из видов бу-до, например, взяло на вооружение технику захватов, дополнив их специфической техникой сопровождения атакующих действий противника. На очень высоких уровнях мастерства АЙКИДО является техникой ведения тела противника путём управления его сознанием без применения захватов вообще (что не раз демонстрировал Морихэй Уэсиба). Хотя в пособиях мы встречаем описания этих техник, сам Уэсиба не давал описания отдельных приёмов, а демонстрировал своё искусство как целостную и гармоническую систему. Он говорил:
"День за днём
Тренируй своё сердце,
Оттачивай свою технику:
Используй одно, чтобы победить многих!
Такова дисциплина Воина.
В АЙКИДО нет ни формы, ни стиля. Движения АЙКИДО - это движения Природы, и эти движения глубоки и бесконечны".
Следуя этим наставлениям, автор предлагаемого пособия попытался раскрыть именно ту сущность АЙКИДО, какой её видел и завещал потомкам О-сэнсэй. В Главе 5 читателям предоставлен развёрнутый анализ духовных, философских и психологических основ и истоков АЙКИДО.
Но вернёмся опять к проблеме терминологии. Как мы теперь можем видеть, термином "приём" невозможно описать то "одно", что составляет сущность учения АЙКИДО. Поэтому для описания действий в АЙКИДО применён термин "техника", смысл которого можно описать как "реакция на действие противника, которая построена на принципе непротивления и гармонии". Более глубокое раскрытие этого термина вы найдёте в следующих главах.
В пользу отказа от термина "приём" говорит тот факт, что у разных авторов одни и те же действия партнёров носят разное название. Также встречаются ситуации, когда описание или название "приёма" имеет такую интерпретацию, которую ум западного человека просто не может осознать (например "кокю-нагэ" - бросок "дыхательной силой"). Общее число приёмов, которое мы встречаем в книгах по АЙКИДО, достигает нескольких десятков. Общее же число ситуаций, в которых эти приёмы применяются (полученных путём арифметического перебора комбинаций защитных и атакующих действий), достигает максимум 300. А как же быть с остальными тысячами и тысячами "приёмов", о которых твердят некоторые авторы? Ответ один: описание технических действий в АЙКИДО через термин "приём" невозможно без утери его принципов гибкости и универсальности.
Следующий важный вопрос, который нам хотелось бы рассмотреть, - это произношение японских терминов и перевод их на русский язык.
Вначале остановимся на произношении японских терминов. В японском языке отсутствуют шипящие звуки типа ш, ж, ч. Возникновение шипящих звуков в русском языке связано с написанием японских терминов в латинской транскрипции на европейских языках. Например, японский термин в латинском написании "ju-jutsu" переводят как "джиу-джитсу", хотя по-японски этот термин звучит "дзю-дзюцу". В конце этой книги предоставлен читателям довольно обширный глоссарий японских терминов, которые встречаются при изучении АЙКИДО.
Далее. Перевод японских терминов на русский язык (особенно при изучении АЙКИДО) требует предельной корректности. Основной причиной неправильного понимания или некорректного перевода названий может служить хотя бы тот факт, что в японской культуре, воспитанной на философии синтоизма и буддизма, применяются такие термины, которые аналогов в европейских культурах или не имеют, или их смысловая нагрузка совсем другая. Например, в пособиях по АЙКИДО мы можем встретить термин "тэнчи-нагэ". В состав этого термина включены понятия триады "Небо - Земля - Человек", которая в буддийской философии служит для описания трёх форм Вселенной - божественной, природной и человеческой. В АЙКИДО его переводят как "бросок "небо-земля", а в русле технических действий его интерпретируют так бросок, при котором одна рука противника опускается вниз (земля), а другая поднимается вверх (небо). Или возьмём термин "коши-нагэ". В дзю-до этот термин переводят как "бросок через бедро", а в техническом плане это бросок, при котором противник бросается с активной работой бёдер, причём бёдра служат для подсада противника, а сам бросок выглядит как падение противника с этих бёдер. В АЙКИДО же, в котором не работают с весом противника, этот бросок выглядит как кувырок противника вокруг бедра защищающегося без касания к этому бедру, а сам бросок выполняется, фактически, одной рукой, без касания другими частями тела к противнику. Поэтому термин "коши-нагэ" следовало бы перевести как "бросок вокруг бедра".
Некоторые авторы в своих пособиях по АЙКИДО вообще отказываются от японской терминологии, а используют терминологию, которая принята в самбо или рукопашном бое. Если следовать их наставлениям, то изучить АЙКИДО становится не только трудно, но практически невозможно.
Далее, на чём бы хотелось заострить внимание читателей - это структура названий "приёмов", которыми оперируют в АЙКИДО. В отличие от других единоборств, в АЙКИДО невозможно рассматривать защитные действия нагэ без учёта направления и траектории атакующих действий укэ. Поэтому в АЙКИДО применяют термины, которые включают в себя и атакующие действия противника, и защитные действия. Хотя такой принцип подхода к поединку присутствует практически во всех единоборствах, только в АЙКИДО связка "атака-защита" проявили себя как неразрывная и взаимодополняющая пара. А так как принципы и правила проведения защиты в АЙКИДО не связаны с термином "приёмы", описание этих приёмов в пособиях является ничем иным, как описанием частных ситуаций или траекторий, по которым следуют тела противников в частных случаях.
И последнее, о чём хотелось сказать - об общей целесообразности применения японских терминов. Следуя из накопленного опыта, автор сделал следующий вывод: зачастую людям довольно тяжело запоминать незнакомые термины. Как правило, они дают этим терминам свою интерпретацию, вкладывая в них своё понимание на базе своего опыта, что приводит к рассогласованию в учебном процессе. А некоторым людям запомнить термины просто не под силу, хотя успехи этих людей в освоении технической базы довольно велики. Поэтому автор рекомендуют всем занимающимся АЙКИДО (и другими восточными единоборствами) не акцентировать внимание на иностранных терминах, а максимально использовать особенности своего родного языка. Это будет способствовать более полному использованию учениками их образования, накопленного жизненного опыта и опыта той культуры, на которой они воспитывались, а иностранные термины должны служить отправной точкой при знакомстве с зарубежным единоборством.
Следуя из всего выше сказанного, в данном пособии сделана попытка наиболее полно раскрыть истоки и основы построения защитных действий в АЙКИДО с использованием тех понятий, которые наиболее близки людям с западным типом восприятия мира. А для тех, у кого возникают проблемы с переводом японских терминов, которые могут встретиться в литературе по АЙКИДО, в Приложении помещён Глоссарий терминов, которые наиболее часто встречаются в практике АЙКИДО.
Глава 3.
АЙКИДО КАК СИСТЕМА